Проблемы защиты прав индивидуального предпринимателя в условиях государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования является изучение вопросов связанных с индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также вопросы защиты прав предпринимателя в условиях государственного контроля.
Для достижения целей исследования предпринята попытка решения следующих задач:
рассмотреть основы правового статуса индивидуальных предпринимателей;
определить преимущества осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
исследовать государственную регистрацию граждан в качестве предпринимателей;

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

В силу обладания гражданской правоспособностью любой гражданин имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, но не всякий способен реализовать это право15. Иными словами, для самостоятельной реализации всего объема своей правоспособности гражданин должен обладать дееспособностью.

Согласно ст. 21 ГК РФ дееспособность гражданина – это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность). В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. В качестве критерия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать права и нести обязанности закон предусматривает возраст16.

Не могут быть субъектами индивидуального предпринимательства малолетние, т.е. несовершеннолетние, не достигшие 14 лет. Они не обладают такими важнейшими составными частями дееспособности, как сделко-способность и деликтоспособность: согласно общему правилу ст. 28 ГК РФ, за малолетних сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (за исключением ряда мелких сделок, указанных в п. 2 данной статьи); эти же лица несут имущественную ответственность по всем без исключения сделкам малолетнего и отвечают за вред, причиненный малолетними17.

По таким же причинам не может быть индивидуальным предпринимателем и гражданин, признанный судом недееспособным в порядке, установленном ГПК РФ: от имени указанного гражданина все сделки совершает его опекун (ст. 29 ГК РФ).

По общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего возраста). Предусмотрены два исключения из этого правила, допускающие возникновение полной дееспособности и в более раннем возрасте.

Во-первых, в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.

Во-вторых, ГК РФ ввел новое понятие, не использовавшееся ранее в гражданском законодательстве России, – эмансипация (объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда (ст. 27 ГК РФ). После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

Несовершеннолетние, т.е. лица в возрасте от 14 до 18 лет, вправе совершать ряд сделок, указанных в п. 2 ст. 26 ГК РФ, самостоятельно, а все остальные сделки – с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя). Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении названными лицами (п. 1 ст. 26 ГК РФ). По указанным сделкам несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут самостоятельную имущественную ответственность; за причиненный ими вред такие несовершеннолетние отвечают в соответствии со ст. 1074 ГК РФ (как правило, на общих основаниях). Следовательно, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе, с согласия его законных представителей, совершать сделки в качестве индивидуального предпринимателя, но это не означает, что он обладает дееспособностью в полном объеме. Поэтому помимо прочих документов, при государственной регистрации несовершеннолетних в качестве индивидуальных предпринимателей в регистрирующий орган представляется нотариально удостоверенное согласие их родителей или иных законных представителей на осуществление предпринимательской деятельности18.

Непосредственность осуществления гражданином предпринимательской деятельности выражается также в том, что гражданин осуществляет ее своим трудом. Это чрезвычайно важно для осознания гражданами, не являющимися предпринимателями, ценности и социальной полезности предпринимательской деятельности, того обстоятельства, что предприниматель – это не «эксплуататор» чужого труда, а прежде всего – работник, причем высокого класса. В данном случае понятия «труд», «работник» необходимо понимать не в узком значении, какое вкладывает в них ТК РФ, раскрывая их содержание в рамках категории «трудовые отношения», а значительно шире. Например, общепринятые правила толкования современных понятий русского языка позволяют выделить следующие значения понятия труд: а) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей; б) работа, занятие; в) усилие, направленное к достижению чего-либо; г) результат деятельности, работы, произведение19.

Если индивидуальный предприниматель становится работодателем, то это неизбежно увеличивает объем его собственных трудовых обязанностей в качестве самостоятельного работника – он заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры, обеспечивает оплату труда работников, определяет их трудовые функции и организует труд каждого работника, контролирует выполнение порученной работы, создает необходимые условия охраны труда, выполняет обязанности налогового агента и плательщика взносов в государственные внебюджетные фонды, несет иные обязанности работодателя, предусмотренные ГК РФ (ст. 22 и др.), а также иными федеральными законами20.

Поэтому целесообразно иметь в виду, что для выполнения некоторых видов работ привлеченными силами индивидуальный предприниматель вправе заключать не трудовые, а гражданско-правовые договоры (например, договоры подряда, возмездного оказания услуг, поручения, агентские и авторские договоры), выполнение обязательств по которым тоже может быть связано с трудовой деятельностью физических лиц – исполнителей (подрядчиков, агентов и т.п.). Это освобождает предпринимателя от ряда обязанностей работодателя, предусмотренных трудовым законодательством21.

С учетом сказанного можно определить третий признак, связанный с личностью гражданина-предпринимателя. В качестве индивидуального предпринимателя гражданин всегда выступает непосредственно – от своего имени, не создавая для ведения предпринимательской деятельности юридического лица, и осуществляет эту деятельность своим самостоятельным трудом22.

Целесообразно включить в ст. 20 ГК РФ специальное правило, устанавливающую особенности определения места жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Связав место регистрации с регионом в котором он будет осуществлять предпринимательскую деятельность либо преимущественного проживания гражданина. Дополнив ГК РФ ст. 20 ч. 2 следующего содержания: «Для индивидуальных предпринимателей в целях государственной регистрации местом жительства является место осуществления предпринимательской деятельности», ч. 2 ст. 20 ГК РФ считать ч. 3.

 

 

2. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя

 

2.1 Понятие и правила государственной регистрации индивидуального предпринимателя

 

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также лицензированием отдельных видов деятельности)23.

Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, гражданину необходимо выполнить следующие действия:

1) обратиться в регистрирующий орган (органы ИМНС России);

2) получить свидетельство о государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя;

3) получить лицензию на отдельные  виды деятельности (если на выбранный  вид деятельности требуется лицензия);

4) зарегистрироваться во внебюджетных  фондах для уплаты взносов;

5) открыть счета в банке.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом организации бизнеса. Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Причем в некоторых случаях необходимость такой регистрации может быть вызвана не только желанием самого гражданина. Например, гражданин Ф. по завещанию получил в наследство от своего дяди (индивидуального предпринимателя) работающее предприятие. Согласно ст. 132 ГК РФ предприятие является объектом прав и представляет собой единый имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, с принятием наследства Ф. стал собственником всего имущества предприятия, которое представляло собой отдельно стоящее здание с подведенными коммуникациями, станками, оборудованием и т.п. При этом Ф. стал правопреемником дяди по всем долгам и требованиям, связанным с предприятием, в том числе по заключенным хозяйственным договорам и трудовым контрактам с наемными работниками. Для того чтобы иметь право осуществлять предпринимательскую деятельность на этом предприятии, Ф. должен в установленном порядке зарегистрироваться в качестве предпринимателя. В противном случае или при обоснованном отказе регистрирующего органа ему придется продать это предприятие в соответствии со ст. 238 ГК РФ либо передать его в доверительное управление (ст. 1012–1026 ГК РФ)24.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Исследователи данной области правоотношений отмечают, что государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получением сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставлением всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства25.

Актуальность рассматриваемого вопроса предопределена обновлением отношений, складывающихся при осуществлении предпринимательской деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями после принятия Федерального закона от 23 июня 2003 г. №76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»26.

Если в отношении юридических лиц вопрос о порядке их государственной регистрации был решен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», то в отношении индивидуальных предпринимателей до недавнего времени отсутствовал единый подход к законодательному регулированию их государственной регистрации. Федеральным законом №76-ФЗ были внесены изменения в Закон о государственной регистрации юридических лиц, суть которых заключается в том, что с 2004 г. действие этого Закона будет распространено и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. Законом установлен порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с учетом уже используемых названным Законом единых принципов, форм, методов регистрации и ведения Единого государственного реестра юридических лиц27.

Необходимость принятия Федерального закона №76-ФЗ была обусловлена отсутствием на федеральном уровне единого правового регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, как того требует ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Новая редакция Закона направлена на решение вопросов, связанных с регламентацией правоотношений в сфере государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Изменено название Закона, теперь он будет именоваться «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

С 1 января 2004 г. регистрацией индивидуальных предпринимателей будут заниматься налоговые органы. При принятии этого решения учитывались прежде всего интересы самих налогоплательщиков. Так, возложение функций регистрации индивидуальных предпринимателей на МНС России позволило приступить к реализации концепции «одного окна». В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в новой редакции, как и в других законодательных и нормативно-правовых актах, принятых в последнее время, начала реализовываться одна из основных задач Правительства РФ – сокращение административных барьеров, затрудняющих развитие предпринимательства, и оптимизация расходов федерального бюджета на государственное управление28.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Федеральным законом №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (ст. 23 указанного Закона). Кроме того, не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Информация о работе Проблемы защиты прав индивидуального предпринимателя в условиях государственного контроля