Процедура конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

Институт конкурсного производства является очень важным этапом при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и имеет недостатки правового регулирования. Законодатель пытается разрешить ряд сложных теоретических и практических проблем данного правового института, создать справедливый баланс публичных и частных интересов, обеспечить соблюдение прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о несостоятельности. Но, устраняя одни проблемы, законодатель, как мы видим, одновременно порождает другие. Это лишний раз подтверждает актуальность данных особенностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
Общая характеристика процедуры конкурсного производства…….3
Правовой статус конкурсного управляющего………………………..6
Удовлетворение требований кредиторов……………………………..11
Заключение…………………………………………………………………15
Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

Швечков Ф.docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)

 

 Процедура - Конкурсного производства

 

Содержание

 Введение……………………………………………………………………..2

  1. Общая характеристика процедуры конкурсного производства…….3
  2. Правовой статус конкурсного управляющего………………………..6
  3. Удовлетворение требований кредиторов……………………………..11

  Заключение…………………………………………………………………15

  Список  литературы  ………………………………………………………16  

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

                             Введение

 

 

Институт конкурсного производства является очень важным этапом при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и имеет недостатки правового регулирования. Законодатель пытается разрешить ряд сложных теоретических и практических проблем данного правового института, создать справедливый баланс публичных и частных интересов, обеспечить соблюдение прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о несостоятельности. Но, устраняя одни проблемы, законодатель, как мы видим, одновременно порождает другие. Это лишний раз подтверждает актуальность данных особенностей.

Ключевые слова:  конкурсные отношения, институт несостоятельности, банкротство, арбитражный суд, сохранность имущества должника, конкурсный управляющий.

  Проблемы правового регулирования конкурсных отношений и пути их разрешения актуальны для любого общества, основанного на свободных рыночных отношениях.    

 Действующие в настоящее  время в этой области нормативные  акты сыграли свою положительную  роль. Но каждый, кто связан с  практикой предпринимательских  отношений, на собственном опыте  ощутил необходимость совершенствования  правового регулирования института  несостоятельности (банкротства).    

 Для российской действительности  характерны не только недостатки  в текстах законодательных актов, но и их противоречие друг  другу, а также некомпетентность  участников конкурсных отношений  в процессе применения норм  несостоятельности (банкротства) на  практике.    

 

 

 

 

  1. Общая характеристика процедуры конкурсного производства.

 

    

 Конкурсное производство  является единственной процедурой, вводимой арбитражным судом после  признания кредитной организации банкротом. Необходимо отметить, что Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [19, Ст. 1097] (далее – Закон о банкротстве кредитных организаций) предусматривалась процедура наблюдения. Однако 20 августа 2004 г. в данный Закон были внесены изменения. В настоящее время Закон о банкротстве кредитных организаций не предусматривает процедуру наблюдения.    

 Наблюдение являлось  процедурой банкротства, применяемой  к должнику в целях обеспечения  сохранности имущества должника, проведения анализа финансового  состояния должника, составления  реестра требований кредиторов.    

 При этом конкурсный  управляющий при процедуре конкурсного  производства наделен следующими  полномочиями: принимает меры к  обеспечению сохранности имущества  должника, анализирует финансовое  состояние должника.  Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что законодатель целесообразно отказался от процедуры наблюдения, так как в ходе данной процедуры  дублировались полномочия конкурсного управляющего.    

 Исключение процедуры  наблюдения из процесса банкротства  обусловлено и тем, что действующее  законодательство предусматривает, что банкротство кредитной организации  возможно только после отзыва  у кредитной организации лицензии  на осуществление банковских  операций. Отзыв лицензии влечет  за собой обязательное назначение  временной администрации к задачам которой относится, в том числе, изучение финансового состояния кредитной организации и выявление признаков банкротства.

      В связи с этим наблюдение как процедура банкротства является излишней, поскольку стоящие перед временным управляющим задачи (изучить финансовое состояние должника и представить свои выводы) выполняет временная администрация. В свою очередь, исключение процедуры наблюдения из процесса банкротства сокращает сроки этого процесса и позволяет быстрее начать расчеты с кредиторами.

 Перейдем к рассмотрению  единственной процедуры, применяемой  при банкротстве кредитных организаций, – конкурсному производству.  Итак, принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.    

 Конкурсное  производство является конечной стадией в процедуре банкротства кредитной организации. В результате конкурсного производства прекращается существование кредитной организации как юридического лица. Данная процедура применяется к кредитной организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет реализации имущества должника и распределения полученных средств (конкурсной массы) между кредиторами в определенной Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [19, Ст. 4190] очередности. Таким образом, принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства означает окончательную невозможность восстановления ее платежеспособности.     

 В целом указанная  процедура регламентируется в  Законе о банкротстве, однако  Закон о банкротстве кредитных  организаций в гл. 6 устанавливает  особенности конкурсного производства  кредитной организации, признанной  банкротом. Федеральный закон о банкротстве кредитных организаций специального определения такой процедуре банкротства, как конкурсное производство, не дает, но Закон о банкротстве в ст. 2 дает определение конкурсного производства, применимое, в том числе, к кредитным организациям-должникам, так как в Законе о банкротстве кредитных организаций из понятия «несостоятельность (банкротство) банка» исключается возможность добровольного объявления им о своем банкротстве и ликвидации.    

 Срок конкурсного производства  может продлеваться по ходатайству  лица, участвующего в деле, до  шести месяцев, о чем говорится  в п. 2  ст. 124 общего Закона о банкротстве. Однако разъяснение данной нормы, которое содержится в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», сформулировано вполне четко: по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего [13].    

 Полагаем, что абз. 2 п. 1 ст. 5032 Закона о банкротстве кредитных организаций нужно понимать следующим образом: инвентаризация и оценка имущества кредитной организации должны  происходить в максимально сжатые (но при этом разумные) сроки, но в любом случае не позднее шести месяцев со дня признания кредитной организации банкротом.    

 Однако здесь в абз. 2 п. 1 ст. 5032 Закона о банкротстве кредитных организаций есть оговорка – «если иное не определено комитетом кредиторов». Из указанной нормы следует, что комитет кредиторов может определить срок проведения инвентаризации и оценки имущества кредитной организации превышающий шесть месяцев.     

 Таким образом, предлагаем  абз. 2 п. 1 ст. 5032 Закона о банкротстве кредитных организаций изложить в следующей редакции: «Инвентаризация и оценка имущества кредитной организации должны быть произведены в течение трех месяцев со дня признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства, если иное не определено комитетом кредиторов, но не позднее шести месяцев».

 

 

     2. Правовой статус конкурсного управляющего.    

 

Закон о банкротстве кредитных организаций в ст. 5020 говорит о двух видах конкурсных управляющих: конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (ими в силу закона является Агентство по страхованию вкладов), а также о конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, – в этом качестве утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Законом о банкротстве, и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.    

 Физические лица утверждаются  конкурсными управляющими в порядке, установленном Законом о банкротстве, с особенностями, предусмотренными  Законом о банкротстве банков: 

1.Они могут утверждаться лишь для управления кредитной организацией, не имевшей лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 2 ст. 5011).

2.Они не могут утверждаться, когда прежде от управления кредитной организацией – должником отстранен другой управляющий – физическое лицо (п. 3 ст. 5011).  

3. Если своевременно не представлена кандидатура конкурсного управляющего – физического лица, больше физические лица в качестве потенциальных управляющих не рассматриваются (п. 3 ст. 5011).       

4. Они никогда не могут быть назначены для управления организацией, в которую когда-либо назначалось Агентство, поскольку Агентство даже теоретически не может быть отстранено.

5. Конкурсным управляющим кредитной организации – отсутствующего должника, также может назначаться только Агентство (п. 2 ст. 52).    

 Согласно Федеральному  закону от 23 декабря 2003 г. « 177-ФЗ   «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [20, Ст. 5029] п. 1 ст. 16 (далее – Закон о страховании вкладов), имущество Агентства формируется за счет имущественного взноса со стороны государства при его учреждении. Страховые взносы, из которых в основном должно формироваться имущество Агентства, – это сумма, на которую банки, привлекающие вклады, снизят процентную ставку, или, иначе, сумма, которую вынужден заплатить каждый вкладчик, доверивший деньги банку, участвующему в системе страхования вкладов, за собственную безопасность (безопасность в пределах 100 тыс. рублей). Но если на эти денежные средства Агентство начнет содержать штат лиц, которые будут реальными арбитражными управляющими, действуя «по доверенности» Агентства, получится, что этих лиц содержат вкладчики. Это не совсем соотносится с принятым в законодательстве о банкротстве подходом: расходы на банкротство (в том числе на выплату вознаграждения арбитражным управляющим) должны нести кредиторы лица, ставшего банкротом. Почему-то к этим расходам опосредованно привлекаются вкладчики других банков.

     В результате в процедуре банкротства выступает лицо, преследующее собственные интересы как кредитор первой очереди и обязанный отстаивать интересы остальных кредиторов, должника, общества и государства как конкурсный управляющий. До кредитора первой очереди причитающееся исполнение должны получить кредиторы по текущим платежам. В гипотетической ситуации, когда имущества кредитной организации будет хватать только на расчеты с текущими кредиторами, «кредиторская» сущность Агентства может возобладать над его статусом конкурсного управляющего.    

 Итак, конкурсный управляющий  является центральной фигурой  при проведении конкурсного производства, имеющий ряд функций, остановимся  на одной из них.    

 Так, конкурсный управляющий в течение 15 дней со дня представления им в Банк России документов, подтверждающих его право совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, либо в случае осуществления полномочий конкурсного управляющего Агентством со дня открытия основного счета кредитной организации в ходе конкурсного производства направляет для опубликования в официальное издание, определенное Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом о банкротстве («Вестник Банка России»), а также опубликовывает в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.    

 Поскольку с датой  публикации этого объявления  Закон о банкротстве кредитных  организаций связывает существенные  правовые последствия (например, срок  на предъявление требований кредиторами), возникает вопрос: как быть, когда  все  публикации осуществлены в разное время? Ответ дан в п. 3 ст. 5017 Закона о банкротстве кредитных организаций: если сведения опубликованы в указанных официальных изданиях в разное время, срок предъявления требований кредиторов исчисляется со дня первого опубликования этих сведений.

       Таким образом, предлагаем п. 3 ст. 5017 Закона о банкротстве кредитных организаций изложить в следующей редакции: «В случае если сведения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства опубликованы в указанных в пункте 1 настоящей статьи официальных изданиях в разное время, срок предъявления требований кредиторов исчисляется со дня последнего опубликования этих сведений».    

 Что касается ответственности  конкурсного управляющего, то убытки, причиненные конкурсным управляющим, аккредитованным при Банке России, в результате неисполнения или  ненадлежащего исполнения им  своих обязанностей лицам, участвующим  в деле о банкротстве, возмещаются  за счет его имущества и  страхования ответственности на  случай причинения таких убытков.     

 Конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России, в течение 10 дней со дня его утверждения конкурсным управляющим по делу о банкротстве кредитной организации должен застраховать свою ответственность на случай причинения им убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от оценочной стоимости активов кредитной организации на последнюю отчетную дату, рассчитанной временной администрацией на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.

Информация о работе Процедура конкурентоспособность предприятия