Процедуры банкротства предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:32, реферат

Описание работы

Процедуры банкротства предприятий в Российской Федерации в настоящее время урегулированы Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
В ст. 2 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) даётся легальное поредение банкротства: «несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Содержание работы

Раздел 1. Понятие и признаки банкротства………………………………3
Раздел 2. Процедуры банкротства предприятий…………………………4
2.1. Наблюдение……………………………………………………………4
2.2. Финансовое оздоровление……………………………………………6
2.3. Внешнее управление………………………………………………….8
2.4. Конкурсное производство…………………………………………...11
2.5. Мировое соглашение…………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………..14
Список использованных источников……………………………………15

Файлы: 1 файл

1Р_Процедуры банкротства.docx

— 39.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Процедуры банкротства предприятий» 

Содержание

 

Раздел 1. Понятие и признаки банкротства………………………………3

Раздел 2. Процедуры банкротства предприятий…………………………4

2.1. Наблюдение……………………………………………………………4

2.2. Финансовое оздоровление……………………………………………6

2.3. Внешнее управление………………………………………………….8

2.4. Конкурсное производство…………………………………………...11

2.5. Мировое соглашение…………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………..14

Список использованных источников……………………………………15

 

Раздел 1. Понятие  и признаки банкротства

 

Процедуры банкротства предприятий  в Российской Федерации в настоящее  время урегулированы Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В ст. 2 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) даётся легальное поредение банкротства: «несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Из данного определения  видно, что под несостоятельностью понимается именно неспособность удовлетворить  требования кредиторов. Это важно, так  как неспособность удовлетворить  требования кредиторов - это неплатежеспособность, а не неоплатность.

Неспособность есть неплатежеспособность, неоплатность есть не неспособность, а  невозможность. При этом стоит уточнить: неплатежеспособность есть реальная неспособность  удовлетворить созревшие требования, а неоплатность есть потенциальная  невозможность удовлетворить все  денежные требования по мотиву того, что  их общий объем превышает стоимость  принадлежащего должнику имущества.

В статье 3 названного Закона определены признаки банкротства. К  ним относятся следующие:

  • для гражданина это неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (п. 1);
  • для юридического лица это неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2).

Однако само по себе наличие  таких признаков банкротства  достаточным основанием для возбуждения  арбитражным судом производства по делу о банкротстве не является. В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона для этого необходимо также, чтобы  требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляли не менее 100 тыс. руб., к должнику - гражданину - не менее 10 тыс. руб.

Согласно разъяснению, данному  в п. 1 Постановления Пленума ВАС  России от 30 июня 2011 г. N 51, индивидуальный предприниматель, к которому имеется неудовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее 10 тыс. руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества. Ранее такая правовая позиция излагалась в Постановлении Президиума ВАС России от 12 апреля 2011 г. N 17053/10.

Как следует из п. 3 статьи 3 Законом о банкротстве могут быть установлены иные правила, нежели закрепленные в п. п. 1 и 2 статьи. В качестве примера такого изъятия можно привести норму п. 3 ст. 190 Закона, согласно которой стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

 

Раздел 2. Процедуры  банкротства предприятий

 

Согласно ст. 2 Закона о  банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:

  1. наблюдение;
  2. финансовое оздоровление;
  3. внешнее управление;
  4. конкурсное производство;
  5. мировое соглашение.

Рассмотрим данные процедуры  подробнее в параграфах 2.1 – 2.5 реферата.

 

2.1. Наблюдение

 

В силу ст. 2 Закона о банкротстве  наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение вводится судом, принявшим заявление о признании  должника банкротом, по результатам  проверки в судебном заседании обоснованности такого заявления (ст. 62 Закона о банкротстве).

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
  • не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. В отношении обязательств, возникающих из финансовых договоров, размер которых определяется в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет применяется только в части прекращения нетто-обязательств должника;
  • не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями. Так, органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

  • связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

При этом, органы управления должника не вправе принимать решения:

о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

о создании юридических лиц  или об участии должника в иных юридических лицах;

о выплате дивидендов или  распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

и иные решения в соответствии с законом.

В целях наблюдения арбитражный  суд утверждает временного управляющего.

Задача временного управляющего - обеспечить сохранность имущества  юридического лица, провести анализ его  финансового состояния, выявить  его кредиторов и провести их первое собрание. На этом собрании кредиторы, учитывая результаты наблюдения, принимают  решение о том, следует ли им обратиться к суду с заявлением о введении в отношении должника финансового  оздоровления, внешнего управления или  признании должника банкротом и  открытии конкурсного производства либо же отказаться от продолжения  процедур банкротства.

Наблюдение должно быть завершено  в семимесячный срок.

 

2.2. Финансовое  оздоровление

 

Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление (судебная санация) вводится арбитражным судом; при этом суд утверждает график погашения задолженности юридического лица и кандидатуру административного управляющего. На этой стадии учредителям (участникам) должника и его органам предоставляется возможность восстановить платежеспособность.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
  • осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, за исключением таких взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, возмещении морального вреда;
  • выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям), распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются;
  • неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей.

В ходе финансового оздоровления органы управления предприятия-должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными Законом о банкротстве.

В силу ст. 82 Закона, должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;
  • влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение, принимать решение о своей  реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

Информация о работе Процедуры банкротства предприятий