Проектирование элементов машиностроительного изделия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Основными исходными данными для выбора электродвига-теля являются:
 мощность на выходном вала
= 5,0 кВт =5,0*103 Вт;
 частота вращения выходного вала
=320 об/мин.
Требуемая мощность электродвигателя
=5,26*103 кВТ,
где = 0,97*0,992 = 0,97*0,9801=0,9507– общий КПД редуктора;
=2 – число пар подшипников.
,
где =4 – передаточное число зубчатой передачи.

Содержание работы

1. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 5
1.1. Выбор электродвигателя 4-5
1.2. Кинематический и силовой расчет редуктора 5-6
1.3. Расчет зубчатой передачи 6
1.3.1. Определение допускаемых напряжений 6-8
1.3.2. Проектировочный расчет косозубой
зубчатой передачи 8-10
1.3.3. Проверочный расчет зубчатой передачи
на выносливость при изгибе 10-12
1.3.4. Компоновка зубчатых колес редуктора 12-13
1.4. Проектировочный расчет валов 13-14
1.5. Выбор подшипников качения 14-16
1.6. Общие рекомендации по конструкции элементов
корпуса редуктора 17
1.7. Подбор шпонки 17-18
1.8. Проверочный расчет тихоходного вала
на сопротивление усталости 19-22
2. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 23

Файлы: 1 файл

Опик курсовая.doc

— 889.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  по образованию

Филиал ГОУ  ВПО «Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический  университет».

 

 

 

Пояснительная записка

к курсовой работе на тему:

«Проектирование элементов машиностроительного  изделия»

 

 

Выполнила: ___Иванов Иван Иванович_______________

 

студент __2__  курса ____________________________________

 

группа__Эмо-21_____ № зачет. книжки____110/01- 98____

           

Подпись: ____________________________________

 

 

 

Преподаватель: _______Ивлюшина И.М._______________

 

Оценка: _____________Дата: _______________     

Подпись: __________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2011 г

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

Выбор варианта

 

Вариант - 98

 

Таблица 1.

Варианты исходных данных для проектирования

А

, кВт

В

, об/мин

Вариант твердости 
зубчатой пары 
по таблице 5

8

5,0

9

320

4

5


 

1. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1.1. Выбор электродвигателя

Основными исходными данными для  выбора электродвигателя являются:

  • мощность на выходном вала    

                                                   = 5,0 кВт =5,0*103 Вт;

  • частота вращения выходного вала   

                                                    =320 об/мин.

Требуемая мощность электродвигателя  

                            =5,26*103  кВТ,

где   = 0,97*0,99= 0,97*0,9801=0,9507– общий КПД редуктора;

=2 – число пар подшипников.

,   

где  =4 – передаточное число зубчатой передачи.

Рекомендуемые значения КПД зубчатой передачи , подшипников приведены в таблице 2.

Таблица 2.

КПД зубчатой передачи, подшипников

Элементы передач

Среднее значение

Зубчатая передача

0,96…0,98

Подшипники качения (одна пара)

0,99


Частота вращения вала электродвигателя:

   
об/мин .

Номинальная мощность электродвигателя должна быть

.

Номинальная мощность – это мощность, которую электродвигатель может отдавать длительно, не нагреваясь свыше допустимой температуры.

В общем машиностроении используются трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели серии 4А (4 – порядковый номер серии; А – асинхронный) (таблица 3).

Таблица 3.

Номинальная мощность и частота  вращения двигателей типа 4А

, кВт

Синхронная частота, об/мин

1500

5,5

4А112M4/1445


 

  • обозначение двигателя                                            4А112M4 ;
  • номинальная мощность      =5,26 кВт;
  • частота вращения при номинальной нагрузке =1280 об/мин.

1.2. Кинематический и силовой расчет редуктора

Частота вращения валов:

  • быстроходного принимаем    =1280 об/мин;
  • тихоходного)принимаем         =320 об/мин .

Угловые скорости вращения валов:

  • входного     

                                      с-1       ;

  • выходного        
  •                                        с-1       .

 

 

Зависимости между вращающими моментами на валах используют при расчете передач:

= 1*4=4  ,

                  следовательно,    =36,3*4=145.

Крутящие моменты на валах при :

  •       – его направление совпадает с направлением вращения вала, т.к. это момент движущих сил;
  •      – его направление противоположно направлению вращения вала, т.к. это момент сил сопротивления.

Результаты проектирования занесли в таблицу 4.

Таблица 4.

Параметры редуктора

Параметры

Вал 1

Вал 2

Частота вращения, об/мин

=1280об/мин

=320об/мин

Угловая скорость, рад/с

=134с-1

=34,5с-1

Крутящий момент, Нм

=36,3Н*м

=145Н*м


2.3. Расчет зубчатой передачи

Зубчатые передачи представляют собой механизм, передающий движение с помощью зубчатых колес (рисунок 2). Зубчатые колеса это тела (цилиндры) с равномерно расположенными выступами (зубьями) и впадинами.

Меньшее из зубчатых колес принято  называть шестерней; большее – колесом.

1.3.1. Определение допускаемых напряжений

Твердость зубчатых колес выбирают в зависимости от назначения и условий работы передачи.

 

 

Таблица 5.

Вариант твердости зубчатой пары

Вариант

колесо

шестерня

твердость

ГОСТ 8479-70

твердость

ГОСТ 8479-70

5

235…277 НВ

КП590 (735)

277…321 НВ

КП735 (880)


Допускаемые напряжения в расчете  на 
контактную выносливость

 

Допускаемые контактные напряжения для  пары сопрягаемых колес устанавливается следующим образом:

 
  , МПа

где         ,   ;

 – среднее значение твердости;

 – коэффициент безопасности для однородной структуры материала

- для колеса

      

    

- для шестерни

  

  

 

 

Допускаемые напряжения в расчете 
на изгибную выносливость

Этот вид  расчета исключает усталостную  поломку зубьев. Определяют допускаемые напряжения раздельно для шестерни и колеса по формуле:

, МПа

где   – среднее значение твердости;

 – коэффициент безопасности.


 

- для колеса

                       

 

- для шестерни

                   

1.3.2. Проектировочный расчет косозубой 
зубчатой передачи

Цель расчета: определение межосевого расстояния и других параметров передачи, исключающих выкрашивание рабочей поверхности зубьев в работающей зубчатой паре.

Ориентировочное значение межосевого расстояния

, мм

где   – крутящий момент на колесе, Н м;

 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии

 – коэффициент относительной ширины колеса для любых колес при симметричном расположении относительно опор.

   

Округляем по ГОСТ 2185-66 до ближайшего значения aw=112мм

 

             Модуль передачи     =0,01*112=1,12мм

   Округляем до ближайшего стандартного значения m=2мм

 

Для простановки линейных размеров – диаметров, длин, 
высот и др. стандартом устанавливаются ряды, приведенные 
в таблице 6.

Таблица 6.

Нормальные линейные размеры (ГОСТ 6636-69)

Ra 20

Ra 40

Ra 20

Ra 40

Ra 20

Ra 40

Ra 20

Ra 40

2,0

2,00

11,0

11,0

63

63

360

360


Все параметры зацепления выражаются через модуль.

Ширина колеса                       =0,4*112=44,8 мм

Ширина шестерни       =44,8+1,5*2=47,8мм

 

Устанавливаем угол наклона зуба:  

            

 

Минимальный угол наклона зуба   .

Затем определяем:

  • суммарное число зубьев передачи  
  •                      
  • Принимаем =111
  • число зубьев шестерни             Округляем  =23 ;
  • число зубьев колеса     =111-23=88.

Уточняем значение угла наклона  зубьев  

           

Уточняем фактическое передаточное число и его отклонение от заданного:

    
  ,  

     

Производим расчет геометрических параметров зубчатых колес по формулам, приведенным в таблице 7.

Таблица 7.

Расчет геометрических размеров зубчатых колес

Наименование параметра

Обозначение

Формула

1

2

3

  1. Делительный

                диаметр, мм

шестерни

колеса

 


 

2. Межосевое расстояние, мм

=0,5*(46,5+177,8)=0,5*224,3=

=112,15

3. Диаметр вершин

зубьев,мм

шестерни

=46,5+2*2=46,5+4=50,5

колеса

=177,8+2*2=181,8мм

4. Диаметр впадин зубьев, 
мм

шестерни

=46,5-2,5*2=46,5-5=41,5мм

колеса

=177,8-2,5*2=177,8-5=172,8


 

1.3.3. Проверочный расчет зубчатой передачи 
на выносливость при изгибе

Для исключения усталостной поломки  зубьев необходимо сопоставить расчетное  местное напряжение от изгиба в опасном сечении на переходной поверхности и допускаемые напряжения :

.

Данное условие проверим раздельно  для шестерни и колеса. Расчетное  местное напряжение при изгибе:

  • для колеса    
  •   

    

     

  • для шестерни    ,

где   – коэффициент нагрузки при изгибе;

        

         

 -коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений;

 

 

  – эквивалентное число зубьев;

 – коэффициент, учитывающий наклон зуба;   .

 

 

 

 

 

1.3.4 Конструкции цилиндрических зубчатых колес

Намечают принципиальные соображения  по конструкции зубчатых колес: шестерни и колеса из термоулучшенных сталей.

    Колесо состоит из ступицы, обода и диска. Ступица служит для сопряжения колеса с валом и передачи вращающего момента. Обод воспринимает те усилия, которые прикладываются к зубьям колеса. Диск служит для соединения обода со ступицей.

Конфигурация колеса зависит от технологии получения заготовки. Предполагается, что заготовки получают свободной ковкой в виде сплошных дисков. Для снижения трудоемкости за счет уменьшения объема механической обработки, колеса делают в виде массивных дисков с неглубокими выемками по торцам (рисунок 3 г), либо с невысоким уступом со стороны базового торца (рисунок 3 в). Особенно это целесообразно в отношении колес небольших размеров (до 250 мм). При больших размерах колеса, как правило, делают дисковой конфигурации

Информация о работе Проектирование элементов машиностроительного изделия