Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 16:26, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть роль транспортного комплекса в национальной экономике, его современное состояние и проблемы его развития.
Для достижения этой цели в данной работе поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть понятие «транспортный комплекс»;
- определить его роль в национальной экономике;
- рассмотреть транспортную инфраструктуру;
-проанализировать экономические показатели развития автомобильного транспорта.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Транспортный комплекс……………………………………………………….5
1.1 Понятие и цели транспортного комплекса…………….............................5
1.2 Показатели функционирования транспортного комплекса………...……7
2. Макроэкономическое планирование транспортного комплекса…………….9
2.1 Факторы макроэкономического планирования………………………......9
2.2 Методика расчета показателей макроэкономического планирования…11
Заключение………………………………………………………………………...12
Список литературы…………………………………………………………...…...14
Форма титульного листа контрольной работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Финансов и кредита |
||||||||||||||||||
(наименование кафедры) |
||||||||||||||||||
Авдеева Анастасия Юрьевна |
||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) |
||||||||||||||||||
Институт |
ЗФЭИ |
курс |
6 |
группа |
383272 |
|||||||||||||
|
||||||||||||||||||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
||||||||||||||||||
По дисциплине |
Финансово-бюджетное планирование и прогнозирование |
|||||||||||||||||
На тему |
Прогнозирование и планирование производственной |
|||||||||||||||||
(наименование темы) |
||||||||||||||||||
Инфраструктуры транспортного комплекса |
||||||||||||||||||
Отметка о зачёте |
||||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||
Руководитель |
Ст.преподаватель |
Н.Ю.Калашникова |
||||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Архангельск 2015 |
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Выбранная мной тема считается одной из актуальных на сегодняшний день. Роль транспортной сети в экономике любой страны исключительно важна, поскольку процесс производства фактически завершается тогда, когда товар доставлен потребителю. Данное обстоятельство имеет особо важное значение для России с ее огромным по своим уникальным географическим пространством и огромными расстояниями между центрами расселения, регионами, различными участками хозяйственной деятельности.
Более подробно мы рассмотрим автомобильный транспорт, т.к. это самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает позиции в транспортном комплексе страны. С этим видом транспорта мы встречаемся и имеем дело каждый день, соответственно видим его недостатки, промахи, преобразования и т.д.
Цель моей работы - рассмотреть роль транспортного комплекса в национальной экономике, его современное состояние и проблемы его развития.
Для достижения этой цели в данной курсовой работе поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть понятие «транспортный комплекс»;
- определить его роль в национальной экономике;
- рассмотреть транспортную инфраструктуру;
-проанализировать экономические показатели развития автомобильного транспорта.
Объектом исследования является территория всей России и в одной из глав, для сравнения мировая транспортная система.
Временной горизонт, который я затрону в данной работе, составляет 9 лет, т.е. с 2006 по 2015 год. Однако некоторые данные будут предоставлены в перспективе на 2016 год.
Курсовая работа основана на статистических материалах Федеральной службы государственной статистики, документах Бюро Межпарламентской Ассамблеи Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, от 28 мая 2004 г., исследованиях журналов «Гудок», «Бюллетень транспортной информации», «Транспорт: наука, техника и управление» и «Железнодорожный транспорт».
Также в курсовой работе содержаться Федеральные законы и постановления Министерства транспорта РФ.
1.1 Понятие и цели транспортного комплекса
Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. [2, 240 с.]
Цели:
- первая стратегическая цель - построение современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек;
- вторая стратегическая цель - повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения. Ее достижение означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей жителей страны в передвижении, устранение дефицита мощностей, высокую пропускную способность и техническую оснащенность транспортной инфраструктуры;
- третья стратегическая цель - повышение конкурентоспособности транспортной системы нашей страны и реализация ее транзитного потенциала. Это означает формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и крупных, успешных транспортно-логистических компаний, создание прочной основы для успешной интеграции в мировую систему и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны;
- четвертая стратегическая цель - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Надо поднять уровень мобилизационной готовности и таким образом создать условия, необходимые для укрепления общенациональной безопасности и снижения террористических рисков;
- пятая стратегическая цель - улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.
Следует особо подчеркнуть, что достижение поставленных перед министерством целей требует проведения комплексных мер в сфере отраслевого управления федеральной собственностью.[6, 105 с.]
1.2 Показатели функционирования транспортного комплекса
Естественно, на каждом из основных универсальных видов транспорта применяются свои критерии и показатели оценки работы, которые отражают различные стороны организации транспортного процесса. Таким образом, общий состав подлежащих учету показателей можно классифицировать:
- по принадлежности: общетранспортные, отраслевые, видовые. Они дают возможность оценивать результативность работы тех или иных видов транспорта в регионе, раскрывать возможность и ресурсы повышения эффективности их деятельности;
- по исходным данным: предшествующая статистика, прогнозы и инженерные расчеты;
- по эксплуатационным показателям: они характеризуют процесс перевозки и работу транспортных средств в натуральных показателях;
- по экономическим показателям: они дают возможность оценить результаты транспортного процесса в стоимостной форме.[3, 69 с.]
Данные показатели подразделяются на абсолютные и относительные (удельные).Абсолютные показатели отражают общую количественную величину учитываемого показателя (сутки, тонны, мили, доходы, финансовый результат).
Удельные показатели определяются отношением двух или нескольких показателей (например, себестоимость единицы продукции – как отношение общей величины затрат к общему объему продукции, рентабельность – как отношение общей величины доходов к общей величине затрат и т.п.). Не менее важной является оценка эффективности функционирования транспортной инфраструктуры. По нашему мнению, при определении эффективности транспортной инфраструктуры в условиях рыночной экономики предпочтение надо отдать не одному единственному критерию, а системе критериев и использованию экспертных подходов. Это можно сделать с учетом оценки степени выполнения инфраструктурных функций и влияния их на ускорение социального и экономического развития территорий. [5, 148 с.]
Протяженность транспортных путей, грузо- и пассажирооборот различных видов транспорта в 2015
Вид транспорта |
Протяженность транспортных путей, тыс. км. |
Грузооборот |
Пассажирооборот | ||
Млрд.т-км |
Удельный вес,% |
Млрд, пассажиро-км. |
Удельный вес,% | ||
1.Железнодорожный |
87 |
1967 |
41,5 |
253,2 |
37,2 |
2.Морской |
- |
405 |
8,5 |
0,5 |
0,1 |
3.Внутренний водный |
100 |
136 |
2,9 |
1,9 |
0,3 |
4.Трубопроводный |
203 |
2190* |
46,2 |
- |
- |
5.Автомобильный |
466** |
43 |
0,9 |
212*** |
31,1 |
6.Авиационный |
- |
1,8 |
0,04 |
177,7 |
26,1 |
7.Другие виды транспорта |
- |
- |
- |
35,6 |
5,2 |
ВСЕГО |
4742,8 |
100,0 |
680,9 |
100,0 |
Исходя из рассмотренных выше функций транспортной инфраструктуры, можно выделить основные критерии ее социальной эффективности. В их составе:
– степень удовлетворения потребности населения в транспортных услугах;
– степень влияния транспортных услуг на решение социальных задач;
– влияние на сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве и на структуру использования рабочего времени;
– воздействие на совершенствование качественной структуры рабочей силы и на эффективность материального производства.[7, 56 с.]
2.1 Факторы макроэкономического планирования
Экономика на всех уровнях управления характеризуется системой показателей. Экономика всего народного хозяйства характеризуется макроэкономическими показателями, а экономика предприятия - микроэкономическими показателями. Все эти показатели должны быть сопоставимы, т.е. рассчитаны по одной методологии.[1, 53 с.]
В международной статистике сложились две системы расчета показателей, относящихся к стране в целом. Основными показателями экономических результатов в нашей стране до недавнего времени были совокупный общественный продукт (СОП) и национальный доход (НД) в рамках баланса народного хозяйства. Когда строился баланс народного хозяйства, предполагались следующие условия:
- всё народное хозяйство делится на производственные и непроизводственную сферы;
- производственная сфера
делится на производство
- по стоимостной форме
СОП делится на C+V+M, где С- стоимость
потреблённых средств
- по натурально-вещественному составу СОП подразделяется на фонд возмещения, фонд накопления и фонд потребления.
СОП создаётся только в отраслях материального производства, к которым относятся:
- промышленность;
- сельское хозяйство;
- строительство;
- транспорт и связь
по обслуживанию отраслей
- торговля и общепит;
- материально-техническое снабжение и заготовки;
- лесное хозяйство и др.
По каждой из этих отраслей вычисляется валовая продукция (ВП), суммируется и получается СОП. Затем по каждой отрасли вычисляют производственные материальные затраты (МЗ), к которым относятся затраты не сырьё, материалы, топливо, электроэнергию и т. д.