Прогнозирование и планирование в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:20, лекция

Описание работы

Прогнозирование - это составление прогноза становления, развития, распространения чего-либо (науки, процесса, отношений и др.), на основании изучения тщательно отобранных данных.
Прогнозирование - это предвидение, предсказание будущего. Оно должно предшествовать планированию.

Содержание работы

1 Сущность прогнозирования, виды прогнозов и подходы к прогнозированию
2 Планирование в системе управления
3 Виды планирования
4 Процесс планирования

Файлы: 1 файл

Lektsia_9.docx

— 86.63 Кб (Скачать файл)

                                                            Лекция №9

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В  УПРАВЛЕНИИ

 

1 Сущность прогнозирования,  виды прогнозов и подходы к  прогнозированию 

2 Планирование  в системе управления

3 Виды планирования

4 Процесс планирования

 

1 Сущность прогнозирования, виды прогнозов и подходы к прогнозированию

 

Прогнозирование - это составление прогноза становления, развития, распространения чего-либо (науки, процесса, отношений и др.), на основании изучения тщательно отобранных данных.

Прогнозирование - это предвидение, предсказание будущего. Оно должно предшествовать планированию. Его результат - прогнозы развития. Одна из разновидностей прогнозов - сценарии развития, которые представляют собой прогнозы с учетом тех или иных предполагаемых действий конкретных субъектов прогнозируемой ситуации.

Прогнозы  различаются  по способам:

- описания тенденций изменения  объекта или процесса;

- формирования параметров, характеризующих объект или процесс.

В рамках первого из подходов принято выделять трендовый и  факторный  подходы.

Трендовый  подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя. Прогноз-тренд - это прогноз, основанный  на использовании линейной экстраполяции, сложившихся в прошлом тенденций.

Факторный  подход в прогнозировании предусматривает определение  круга воздействующих на прогнозируемый показатель (индикатор), процесс факторов (регуляторов) и формы их взаимосвязи. Этот подход основан на оценке влияния различных факторов и их комбинации на развитие возможного будущего состояния объекта управления. Выделяется прогноз с управляющим фактором - включение в факторный прогноз количественных оценок возможных последствий использования различных вариантов социальной (мотивационной) политики, политики регулирования взаимодействия субъектов  рынка, финансовой, инвестиционной, кадровой, нормативно-правовой, внешнеэкономической таможенной политики

По второму подходу  принято выделять генетический (ресурсный) и нормативный (целевой) подходы. Они  основаны на выявлении параметров, характеризующих прогнозируемый объект или процесс.

Генетический  подход позволяет прогнозировать устойчивые 
тенденции и представляет собой перенесение на будущее зависимостей, характерных для прошлого и настоящего. 

Нормативный подход состоит в определении параметров воспроизводства для достижения заданных целей экономического роста.

Генетический и нормативный  подходы выступают в прогнозировании  альтернативными способами. Главной  задачей прогнозирования становится согласование результатов прогнозных  расчетов, получаемых на основе генетического  и нормативного подходов.

Прогнозы различаются  по срокам, на которые они рассчитаны. Любой прогноз имеет целью  учесть перемены в обществе, а они  протекают с разной скоростью  и неодинаковой длительностью.

Рыночная конъюнктура - цены, курс акций, валютные курсы и т.п. - может существенно измениться в течение дня, недели или месяца. Предвидеть эти изменения, чтобы быстро реагировать на них, - предмет текущего, краткосрочного прогнозирования как важнейшей составной части оперативного управления.

Другие перемены требуют  более длительного времени занимают несколько лет (создание и освоение новых видов продукции, реализация инвестиционных и инновационных  проектов и программ и т.п.). Это  объект среднесрочного прогнозирования и основанных на нем среднесрочных (на 3-5 и более лет) программ социально-экономического развития.

Глубинные изменения в  структуре экономики и общества, страны и мира складываются и проявляются  в течение длительного периода  и требуют долгосрочного прогнозирования возможных альтернативных тенденций на протяжении 10-20 и более лет, что служит базой для определения перспективной стратегии.

Наконец, можно выделить сверхдолгосрочное предвидение возможных вековых тенденций на основе кондратьевских и цивилизационных циклов, что особенно важно в переходные периоды этих циклов, чреватые глубокими кризисами и потрясениями. Это преимущественно предмет научных изысканий, но они необходимы и полезны для государственных и хозяйственных органов, помогая правильно ориентироваться при выборе долгосрочной и среднесрочной стратегии.

Долгосрочное прогнозирование (20 и более лет), в отличие от среднесрочного и особенно краткосрочного, меньше связано с инерцией социально-экономического развития, сложившими тенденциями, свободнее в выборе вариантов будущей динамики. За 20 лет происходит смена двух поколений техники и одного поколения работников. Оно дает возможность более обоснованно определить альтернативные сценарии структурных сдвигов в экономике и обществе, изменения ряда качественных характеристик. В то же время долгосрочный прогноз менее детализирован, опирается на сравнительно небольшой круг обобщающих показателей. Он служит основой для определения концепции социально-экономического развития на долгосрочный период, выбора долгосрочной стратегии.

Для долгосрочного (как и  сверхдолгосрочного) прогнозирования  недопустимо и опасно применение методов линейной экстраполяции, продление  на будущее сложившихся в прошлом  тенденций, поскольку за два-три  десятилетия неизбежно происходят переломы в сложившейся траектории динамики страны и мира, бифуркации, периоды усиления хаотичности движения, когда повышается степень неопределенности движения, усиливается его альтернативность.

 

2 Планирование  в системе управления

 

Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов/22/.

Принципы планирования, представлены в таблице  10.

 

Таблица 10 - Принципы планирования

 

Принципы

Краткая характеристика

1

2

Единство научно-технических, социальных и экономических задач  развития организации

Находит выражение в составе  целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых  планов, в критериях оценки плановых решений.

Научная обоснованность и  оптимальность решений

Обеспечивается применением  современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов  осуществления производственных процессов, использованием методов оптимального планирования экспериментов, оптимизации  плановых решений, построения интегрированных  систем подготовки и обработки данных.

Доминирование стратегических аспектов  в планировании

Требует обязательного использования  специфических форм стратегического  планирования на предприятии и подчинения ему всех других видов оперативного планирования

Комплексность планирования

Означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии  планов

Ресурсная сбалансированность планов

Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия  материальных. Трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов

Гибкость и эластичность планирования

Требует динамичной реакции  планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов, а также способности сохранять необходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы

Непрерывность планирования

Находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего  планирования, в которой благодаря  периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием.


 

Планирование активно  осуществляется в условиях рыночной экономики. Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческих и некоммерческих организаций, государства  и всех его структур невозможна без  разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов и программ, а на уровне государства, его субъектов  и исполнительных органов – без  концепции социально-экономического, научно-технического, образовательного и экологического развития, без долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов и программ. Объектом прогнозной и плановой работы могут быть любые виды деятельности, нацеленные на достижение каких-либо целей особенно целей по обеспечению интересов и потребностей субъектов  рынка и хозяйствования.

Плановая деятельность представляет собой естественную функцию собственника (как частного, так и общественного), если он не перепоручает целиком другим лицам управление объектом собственности. Особое место занимает плановая и  предшествующая ей прогнозно-аналитическая функция в деятельности государства: в управлении социальной сферой, финансовыми и трудовыми ресурсами страны, в целом в управлении общественными благами. Государственные предприятия, работающие на коммерческих началах, должны действовать по законам рыночной экономики, но и не могут быть в стороне от  планов государства по обеспечению реализации общенациональных интересов.

Более того, государство  берет на себя целый ряд нормативно-правовых функций, устанавливающих правила взаимодействий  между субъектами рынка, органами власти, гражданами. С этой точки зрения такая деятельность государства носит характер директивы со стороны общества, закрепленной правовыми актами. Директивный характер носят и задачи  - цели, поставленные государством перед госпредприятиями и учреждениями, действующими в условиях конкретной рыночной среды.

В планировании выделяются следующие задачи:

- обеспечение целенаправленного  развития организации в целом  и всех ее структурных подразделений;

- перспективная ориентация  и ранее распознавание проблем  развития. План намечает желаемое  в будущем состояние объекта  и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных;

- координация деятельности  структурных подразделений и  работников организации. Координация  осуществляется как предварительное   согласование действий при подготовке  планов и как согласованная  реакция на возникающие помехи  и проблемы при выполнении  планов;

- создание объективной  базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить  объективную оценку деятельности  предприятия путем сравнения  фактических значений параметров  с планируемыми по принципу  «факт – план»;

- стимул (мотивация) трудовой  активности работающих. Успешное  выполнение плановых заданий  – объект особого стимулирования  и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы  для продуктивной и скоординированной  деятельности всех участников;

- информационное обеспечение  работников организации. Планы  содержат важную для каждого  участника информацию о целях,  прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных  условиях проведения работ.

 

3 Виды планирования

Результатом процесса планирования в организации является система  взаимосвязанных плановых документов – планов.

План - основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания кому, какую задачу и в какое время, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

Планы различаются по:

- целям;

- предмету;

- уровню;

- содержанию;

- периодам планирования.

Каждый  вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информации, планируемых параметров и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов.

Планированием на предприятии занимаются специальные  плановые органы и менеджеры различных  уровней.

Система планирования на предприятии призвана решать три комплекса вопросов: состав и характер специализации органов  планирования; формы координации  работ по планированию;  характер формализации процессов планирования на предприятии.

Состав  и характер специализации органов  планирования на предприятии определяется двумя основными факторами: уровнем  централизации планирования на предприятии  и типом общей системы управления.

Классификация видов внутрифирменного планированная  представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Классификация видов  внутрифирменного планирования

 

Признаки

Виды  планирования

Период  планирования

Долгосрочное  (более 5 лет)

Среднесрочное (от1 ло 5 лет)

Краткосрочное (до1 года)

Уровень планирования

Организация в целом

Подразделение

Проект

Отдельный исполнитель

 

 

Предмет планирования

НИОКР

Производство

Сбыт

Снабжение

Персонал

Финансы

Прочие

Содержание  планирования

Продуктово-тематическое

Ресурсное

Объемно-календарное

Цель  планирования

Стратегическое

Оперативное

Информация о работе Прогнозирование и планирование в управлении