Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 07:49, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе является финансовый результат деятельности УП «Белстиль.
Предметом является процесс формирования, распределения и использования прибыли на УП «Белстиль.
Основной целью данной работы является разработка направлений увеличения прибыли на УП «Белстиль на основе теоретического материала и анализа деятельности УП «Белстиль.
Введение……………………………………………………………………...4
1. Прибыль предприятия: экономическая сущность, функции, роль………..7
1.1. Сущность и виды прибыли, методы её регулирования……………….7
1.2. Прибыль как фактор рентабельности предприятия………………….26
1.3. Прибыль как источник формирования собственного капитала и активов предприятия……………………………………………………………..35
2. Анализ финансовых результатов деятельности
УП « Белстиль»…………………………………………………………..………….37
2.1. Общая характеристика предприятия УП « Белстиль»…………………....37
2.2. Анализ состава и динамики общей прибыли
УП « Белстиль»……………………………………………………………..……….50
2.3. Управление операционной прибылью предприятия………………..52
2.4. Анализ формирования и распределения чистой прибыли……….….55
3. Направления увеличения прибыли…………………………………….……58
3.1. Оптимизация объема и структуры оказываемых услуг
и реализуемой продукции……………………………………….………………58
3.2.Снижение себестоимости продукции и услуг…………………..…….61
3.3. Внедрение финансового контроллинга……………………….………67
Заключение………………………………………………...……………69
Список использованных источников……………
Формулу (1.5) можно представить в наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем следующие дополнительные обозначения:
Q- объем реализации в натуральном выражении;
P- цена единицы продукции;
V- переменные расходы на единицу продукции;
Qc- критический объем продаж в натуральных единицах.
Преобразуя формулу (1.3), имеем:
Qc = FC÷(P-V) (1.7)
Знаменатель в формуле (1.7) представляет собой удельный маржинальный доход. Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост: он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.
Очевидно, что формула (1.7) может быть легко трансформирована в формулу для определения объема реализации в натуральных единицах ( Qi ), обеспечивающего заданный валовой доход ( GI ).
Qi = ( FC+GI )÷( P-V ) (1.8)
Маржинальный доход
Dm = GL+FC (1.9)
Dm = S-VC (1.10)
Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу (1.9.) следующим образом:
GI = Dm-FC (1.11)
Для выполнения аналитических расчетов прибыли от продаж часто используют показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж ( Dm ) вместо показателя общей суммы маржинального дохода ( Dm). Эти три показателя взаимосвязаны между собой:
Dy = Dm÷S (1.12)
Если из этой формулы
Dm = S×Dy (1.13)
преобразовать формулу (1.11), то получим другую формулу определения прибыли от продаж:
GI = S×Dy-FC (1.14)
Формула (1.13) используется именно тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при реализации предприятием нескольких видов продукции. если известны удельные веса маржинального дохода в выручке по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки просчитывается как средневзвешенная величина.
В аналитических расчетах
используют еще одну
Dm = Q×Dc
где Dc-ставка маржинального дохода в цене единицы продукции, формула (1.11) будет записана следующим образом:
GI = Q×Dc-FC (1.16)
Таким образом, для принятия управленческих решений в области увеличения прибыли от продаж, необходимо учитывать влияние следующих изменений:
Однако, вернемся к оценке
производственного и
Уровень производственного левериджа (Упл) принято измерять следующим показателем:
Упл=TGI÷TQ (1.17)
где TGI-темп изменения валового дохода, %
TQ-темп изменения объема реализации в натуральном выражении, %.
Путем несложных преобразований формулы (1.17) ее можно привести к более простому виду. Для этого используем выше приведенные обозначения и иное представление формулы (1.3):
P×Q = V×Q+FC+GI, или c×Q=FC+GI.
Поэтому,
Упл=(^GI-GI)/(^Q-Q)=((c×^Q)-(
Экономический смысл показателя Упл прост - он показывает степень чувствительности валового дохода предприятия к изменению объема реализации. А именно, для предприятия с высоким уровнем производственного левериджа незначительное изменение объема реализации может привести к существенному изменению валового дохода. Чем выше уровень условно-постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше уровень производственного левериджа.
Таким образом, предприятие, повышающее свой технический уровень с целью снижения удельных-переменных расходов, одновременно увеличивает и свой уровень производственного левериджа.
Предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа считается более рискованным с позиции производственного риска, т.е. риска неполучения валового дохода. Возникает ситуация когда предприятие не может покрыть свои расходы производственного характера.
По аналогии с производственным левериджем уровень финансового левериджа (Уфл) измеряется показателем характеризующим относительное изменение чистой прибыли при изменении валового дохода:
Уфл=TNI÷TGI
где TNI - темп изменения чистой прибыли, %;
TGI-темп изменения валового дохода, %.
Коэффициент Уфл имеет наглядную интерпретацию. Он показывает, во сколько раз валовой доход превосходит налогооблагаемую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплаченная по ним сумма процентов, тем выше уровень финансового левериджа.
Эффект финансового левериджа состоит в том, что чем выше его значение, тем более не линейный характер приобретает связь между чистой прибылью и валовым доходом – незначительное изменение валового дохода в условиях высокого финансового левериджа может привести к значительному изменению чистой прибыли.
С категорией финансового левериджа связано понятие финансового риска. Финансовый риск-это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долговым срочным ссудам и займам. Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени рискованности данного предприятия.
Если предприятие полностью финансируется за счет собственных средств, то уровень финансового левериджа = 1. В этом случае принято говорить, что финансовый леверидж отсутствует, а изменение чистой прибыли полностью определяется изменением валового дохода, т.е. производственных условий.
Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала.
Как было отмечено выше, производственный и финансовый леверидж обобщаются категорией производственно–финансового левериджа. уровень его (Ул), как следует из формулы (1.17) – (1.20), может быть оценен следующим показателем:
Ул=Упл×Уфл=( c×Q÷GI ) × ( GI÷(GI-In))=cQ÷( GI-In)
Ул=cQ÷( GI-In ). (1.20)
Производственный и финансовый риски обобщаются понятием общего риска, т.е. риска, связанного с возможным недостатком средств для покрытия ткущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников средств.
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования. Но и характером ее распределения, т.е. формированием направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.
Итак, в завершении всего вышесказанного, хочется отметить, что прибыль является главной движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею [33,c.456-467].
Управление прибылью, таким образом, должно представлять собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования.
Для того чтобы предприятие могло эффективно осуществлять свою деятельность и развиваться, необходима четкая стратегия его развития, а также стратегия финансирования данного развития (собственные и заемные источники).
В основе стратегии развития лежит стратегия роста прибыли. Она формируется:
- на основе данных анализа использования прибыли в прошлых периодах (это ретроспективный анализ);
- на основе оценки потребности прибыли на текущий период и в перспективе;
- на базе принятых управленческих решений о стратегии развития предприятия (данные решения реализуются в конкретных инвестиционных проектах).
Резервы роста прибыли - это неиспользуемые возможности предприятия, возможность уменьшения издержек производства и реализации продукции.
При определении потребности предприятия в прибыли принимается во внимание необходимость осуществления из прибыли первоочередных платежей, вытекающих из финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
- налога на недвижимость;
- процентов по банковскому инвестиционному кредиту;
- возвращаемой части кредита банку;
- возвращаемой части коммерческого кредита (для приобретения основных фондов) и т.д.
Максимальная потребность в прибыли определяется на основе учета экономических интересов собственника и трудового коллектива предприятия. В первую очередь это величина определяется на основе плана развития предприятия [40, c.606, 607].
Таким образом, конечным положительным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой - она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета.
1.2 Прибыль как фактор рентабельности предприятия
При всей значимости прибыли ее величина не полностью характеризует эффективность деятельности предприятия. Таким показателем является рентабельность, определяемая на основе прибыли.
Рентабельность означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции покрывают издержки обращения (производства) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия
Экономическая сущность понятия «рентабельность» может быть раскрыта только через характеристику системы показателей рентабельности. Их экономический смысл – сколько получено прибыли на каждый рубль вложенных средств [4, c. 127].
Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.
Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:
1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).
2. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат - себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.
Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:
- рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
- рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;
- рентабельность оборота - рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.
Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.
Информация о работе Программа по увеличению прибыли предприятитя