Производительность труда и резервы ее роста(на примере СПК «Комайский»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В преддверии XXI века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Прощаясь с административно – командной системы экономике, нашему государству пришлось выполнить сложную задачу, то есть в первые в мире перевести на рыночные рельсы в столь короткий срок, такой громадный хозяйственный комплекс, каким является Российская экономика.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика производительности труда
1.1 Значение, факторы и резервы роста производительности труда
1.2 Методы измерения производительности труда
1.3 Особенности этапа НТП и технологии подготовки рабочих кадров
1.4 Сущность эффективности труда в условиях рыночной экономики
Глава 2. Показатели и расчёт производительности труда
2.1 Показатели производительности труда
2.2 Расчёт резервов роста производительности труда по организационным группам
2.3 Расчёт темпа роста производительности труда
Глава 3. Экономическая оценка эффективности использования трудовых ресурсов в СПК «Комайский»
3.1 Определение производительности труда на предприятиях АПК
3.2 Резервы и пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

Поскольку в условиях рыночных отношений между конечным результатом  производства и показателем производительности труда должна поддерживаться постоянная связь, представляется целесообразно  вести новый метод измерения, основанный на соизмерении объёмов  произведённой или реализованной  продукции с совокупными затратами  труда в текущих ценах. При  таком измерении существенно  измеряется и круг факторов, влияющих на производительность труда. 

 

1.3 Особенности  этапа НТП и технологии подготовки  рабочих кадров

Интересы дальнейшего  подъёма производительности труда  и эффективности общественного  производства в нашей стране требуют  последовательного повышения уровня комплексной механизации и автоматизации  на всех участках производства в зависимости  от конкретных технологических особенностей предприятий.

До последнего времени  на предприятиях главное внимание уделялось  механизации основных производственных процессов. В результате образовалась диспропорция в механизации труда  на различных производственных участках. Поэтому комплексная механизация  всего производства представляет собой  одну из важнейших задач технической  политики руководства предприятия. Осуществление комплексной механизации  производства создаёт необходимые  условия для перехода к комплексной  автоматизации, являющейся высшей ступенью механизации труда.

Процесс автоматизации производства освобождает работника от выполнения механических функций, резко увеличивая задачу осмысления информации. Важнейшими становятся задачи обслуживания и наладки  оборудования, обеспечения непрерывности  работы системы агрегатов, и т.д.

Механизация, автоматизация  и компьютеризация производства позволяют передавать технике не только физические, но и сложные  интеллектуальные операции, оставляя работнику творческие, виды деятельности. Всё это повышает интеллектуальное содержание труда, требования к степени ответственности и уровню квалификации работников.

Актуальным и значимым на современном этапе научно-технического прогресса становится качество продукции  и оказываемых услуг. При этом под ним понимается не только надёжность и бездефектность продукции, но и  способность максимально удовлетворять  разнообразные потребности клиентов.

Именно качество продуктов  и услуг становится решающим конкурентным преимуществом на рынке. Ориентация на конкретного потребителя становится доминирующей культурой организаций, что усиливает потребность в  более высоком уровне общего и  профессионального образования  работников, развитии у них способностей к постоянному обучению и творчеству. Поэтому существует чёткая взаимосвязь  между уровнем квалификации рабочей  силы и повышением производительности. С одной стороны, производительный труд в реальных технологических, экономических  и организационных условиях требует  высококвалифицированных работников широкого профиля. С другой стороны, существующие профессиональные навыки и квалификация рабочей силы ограничивают возможности реакции предприятия  на изменение рыночного спроса. Таким  образом, с экономической точки  зрения «человеческие ресурсы» больше не могут оцениваться как технически заменяемый фактор, а должны рассматриваться  как фактор, ограничивающий повышение  производительности, внедрение нововведений и достижение экономического успеха.

При таких обстоятельствах  важной задачей является убедить  руководство предприятия, что профессиональная квалификация и мастерство являются важным фактором роста производительности и конкурентоспособности, повышение  профессионального мастерства –  это не только забота системы образования, но и главная составная часть  политики производительности.

Развитие работников в  организации предполагает использование  различных видов обучения:

o  подготовку;

o  переподготовку;

o  повышение квалификации.

Подготовка персонала  – это формирование у работников знаний и навыков в определённой профессиональной сфере, т.е. обучение лиц, ранее не имевших профессии. Начальную профессиональную подготовку кадров осуществляют профессиональные образовательные учреждения.

Переподготовка персонала  – обучение лиц, имеющих определённые профессии, т.е. получение новых профессий  или специальностей. Одной из разновидностей переподготовки кадров является обучение вторым (смежным) профессиям с целью  расширения их профессионального профиля.

Повышение квалификации персонала  – это углубление, расширение и  дополнение приобретённой квалификации, то есть обучение лиц, имеющих профессию, с целью их профессионального  совершенствования.

В условиях совершенного этапа  научно-технического прогресса возникают  задачи создания модели систематического и непрерывного обучения персонала.

В нашей стране это связано  со следующими факторами:

1.Развитие современных  технологий обусловливает мобильность  и динамизм квалификации. На лицо  устаревание профессиональных знаний  во всех сферах деятельности  в связи с бурным развитием  науки и технологий.

2. Применение новых методов  организации труда, то есть  подготовка человека не по  одной специальности.

3. Уровень квалификации  работников на предприятиях во  многом не отвечает требованиям  рыночной экономики и является  серьёзным сдерживающим фактором  проведения экономических реформ. Особенно критическое положение  с квалификацией руководителей  и специалистов, которым недостаёт  компетентности, управленческой культуры, умения работать в кризисных  и экстремальных ситуациях.

1.4 Сущность эффективности  труда в условиях рыночной  экономики

Производительность труда  – показатель экономической эффективности  трудовой деятельности работников. От уровня и динамики производительности труда зависят развитие общества и уровень благосостояния всех его  членов. Существует понятие эффективность  труда. Она шире, чем производительность и включает кроме экономического ещё психологический и социальный аспекты. Психофизиологическое эффективность  труда определяется воздействием трудового  процесса на организм человека.

С этой точки зрения эффективным  может быть призван только такой  труд, который наряду с определённой производительностью обеспечивает безвредные, благоприятные, санитарно-гигиенические  условия и безопасность, возможности  всестороннего развития физических, умственных сил и способностей человека в процессе труда. Отсюда вытекает понятие  социальной эффективности труда, которое  включает требование гармоничного развития личности каждого работника, повышение  его квалификации и расширение производственного  профиля, формирование позитивного  социального климата в трудовых коллективах. Если указанные требования не соблюдаются, то неизбежно снижаются  и темпы экономического прироста предприятия. Так неблагоприятные  санитарно гигиенические и вредные  для здоровья условия труда вызывают потери рабочего времени в связи  с заболеваемостью, предоставлением  дополнительных отпусков, сокращение самого активного периода трудовой деятельности. Негативные социальные взаимоотношения в трудовых коллективах  могут также существенно снизить  производительность труда при прочих равных условий организаций. И так, эффективность труда обуславливается  его производительностью в их тесной взаимосвязи.

Однако Россия, встав на путь экономических реформ, наткнулась на большие проблемы, которые не были предвидены ни в деталях, ни в  целом. Страна оказалась в условиях затяжного стагфиляционного заболевания, при котором долгое время сохраняется  высокая безработица, происходит спад производства, бесконечный рост цен  и сочетание экономического кризиса с инфляцией. В результате все эти негативные процессы отрицательно повлияли на производительность труда и его эффективность. Простои на предприятиях привели к неплатежам, задал ценностям, задержкам в расчётах, невыплатой в срок заработной платы. Вследствие этого произошло отчуждение работника от средств производства, пропал личный интерес каждого повышать эффективность труда и улучшать качественные показатели своей работы.

Кроме того, в любом обществе существует связь и взаимосвязь  между трудоспособным населением и  характером его участия в общественном производстве. Совокупность экономических  отношений, которые связаны с  обеспечением рабочими местами и  участием в хозяйственной деятельности, рассматривается как занятость. Она характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением  личных и общественных потребностей в сфере труда. В период социализма в нашей стране в общественную трудовую деятельность была вовлечена  большая часть трудоспособного  населения. Переход к рыночной экономике  привёл не только к спаду производства, но и к проблемам с занятостью. Многие предприятия в условиях рынка  оказались не способны развивать  свои производства, поэтому стали  сокращать численность работников. В результате началась безработица, которая лишила человека развивать  свои профессиональные способности  и получать заработную плату. За годы реформ сократилась доля занятых  в промышленности, строительстве, науке  и возросла доля занятых в торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, а также в аппарате органов  управления. В регулировании механизма  занятости населения, снижения безработицы  и сглаживание её последствий  существенная роль отводится государственным  органом службы занятости всех уровней. Однако решить проблемы с занятостью населения и повысить эффективность  общественного труда возможно только в условиях развивающегося производства, а для этого необходима чёткая сбалансированная политика реформ, проводимая государством. 

 

 

Глава 2. Показатели и расчёт производительности труда  

 

2.1 Показатели  производительности труда

Существуют следующие  показатели производительности труда: выработка и трудоёмкость.

Выработка – это количество выработанной продукции за единицу  времени или количество продукции, которая приходится на одного середнеобликового  работника или рабочего за год, квартал, месяц.

В=Q/Чсп ,

где В - выработка,

Q - объём выработанной  продукции,

Чсп - среднесписочная численность работников. или

В=Q/T ,

Где В – выработка,

Q – объём выработанной  продукции,

Т – затраты рабочего времени.

Существуют показатели выработки:

1) часовая – характеризует  производительность труда за  время фактически отработанной.

Вчас.=Qза мес. (квартал, год)                  

 Тчас. ,

Где Тчас.- количество часов, отработанных всеми рабочими за месяц (квартал, год).

2) дневная – зависит  также от длительности рабочего  дня и использования рабочего  времени внутри изменения. Влияют  внутрипеременные простои и убытки  времени.

В дн.= Q за мес. (квартал, год)           

 Т(человеко-дней) ,

Где Т(человеко-дней) – количество дней, отработанных всеми рабочими за месяц(квартал, год).

Трудоёмкость – это  показатель, который характеризует  затраты времени на единицу продукции (то есть обратная величина выработки).

Тр=Т/Q , где

Тр – трудоёмкость на единицу продукции,

Т – затраты рабочего времени,

Q – объём выработанной  продукции.

Чем большая выработка  продукции за единицу времени, или  чем меньшие затраты времени  на единицу продукции, тем высший уровень производительности труда. Однако процент повышения выработки  не равнозначен проценту снижения трудоёмкости.

Необходимо всегда помнить, что трудоёмкость уменьшается во столько раз, во сколько раз растёт производительность труда. 

 

2.2 Расчёт резервов  роста производительности труда  по организационным группам

По группе «недостатки  в оперативном управлении производством».

Нарушение сроков запуска  в производство отдельных видов  продукции и отдельных её компонентов  являются причиной простоев рабочих, которые  возможны вследствие перебоев в материально-техническом  снабжении и нечистой работы транспортных и складских служб.

Экономия трудовых затрат (Эт) в данном случае обусловлена  сокращением потерь рабочего времени, вызванных этими причинами, и  определяется по формуле:

Эт =    (1- 100-Упр * Фр.впл-tпдн)*100                

100               Фр.впл ,

где Упр - удельный вес простоев рабочих из-за отсутствия на рабочих местах материалов, деталей, полуфабрикатов, % к сменному времени;

Tпдн - потери рабочего времени из-за целодневных простоев в расчёте на одного рабочего по тем же причинам;

Фр.впл -плановый фонд рабочего времени одного рабочего, ч.

По группе «недостаточно  рациональная организация производства».

При нерациональной расстановке  оборудования увеличивается путь, проходимый предметами труда в процессе их обработки. В результате увеличиваются затраты  труда рабочих на межоперационную  транспортировку.

Экономия рабочей силы (Эч) в результате устранения этих недостатков  определяется по формуле:

Эч =     Ч (tфакт i – tрасч i)                    

 Фр.в.см

Где

- суммарная численность  рабочих на участке, в цехе, чел.;

tфакт i и tрасч i - соответственно фактическое и расчётное время, затрачиваемое в течение рабочего дня i-м рабочим на перемещение предметов труда к своему рабочему месту с предыдущей операции, мин;

Фр.в.см - сменный фонд рабочего времени одного рабочего, мин.

По группе «недостатки  в организации труда»

Совмещение профессий  и функций позволяет существенно  повысить время занятости в течение  смены у тех работников, которые  по условиям производства не могут  быть загружены полностью по своей  основной профессии. Экономия рабочей  силы (Эч) за счёт реализации данного  резерва рассчитывается по формуле:

Эч =      (Ч - Чс)*(tз.с - tз.н)                

tсм ,                 где

Ч - численность рабочих, которые по условиям производства не могут быть полностью загружены  в течение смены по своей основной профессии.;

Чс - численность рабочих, совмещающих профессии и функции, чел. ;

tз.с - среднее время занятости рабочего по основной и совмещаемой профессиям в течение смены;

tЗ.Н - среднее время занятости рабочего по основной профессии у не совмещающих профессии и функции в течение смены, ч;

tсм - продолжительность рабочей смены, ч. 

 

2.3 Расчёт темпа  роста производительности труда

При изучении вопроса об экономическом содержании производительности труда надо исходить из того, что  труд, затрачиваемый на производство продукции состоит из живого труда, расходуемого в данный момент в процессе производства продукции, и прошлого труда овеществлённого в раннее созданной продукции, и используемого  для производства новой. Общая тенденция  роста производительности труда  проявляется в том, что доля живого труда в изготовляемой продукции  уменьшается, а доля прошлого увеличивается, при этом обсалютная величина затрат живого и осуществлённого труда  на единицу продукции сокращается. В этом и состоит сущность производительности труда. /13/

Информация о работе Производительность труда и резервы ее роста(на примере СПК «Комайский»)