Производственная программа предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Рыночные законы экономики усилили роль организации эффективной работы на микроуровне (от предприятия до отельных участков и рабочих мест). Производственный товар должен стоить столько, сколько за него хочет платить потребитель. Поэтому приходится постоянно находить эффективные пути снижения затрат и улучшения качества произведенной продукции. Важна рациональная организация производственного процесса во времени и пространстве, оперативное регулирование производства.

Содержание работы

Введение
Понятие и виды производственной программы
Этапы составления производственной программы предприятия
Методы, используемые при формировании и распределении производственной программы по плановым периодам
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 39.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

  1. Понятие и виды производственной программы
  2. Этапы составления производственной программы предприятия
  3. Методы, используемые при формировании и распределении производственной программы по плановым периодам

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рыночные законы экономики  усилили роль организации эффективной  работы на микроуровне (от предприятия  до отельных участков и рабочих мест). Производственный товар должен стоить столько, сколько за него хочет платить  потребитель. Поэтому приходится постоянно  находить эффективные пути снижения затрат и улучшения качества произведенной  продукции. Важна рациональная организация  производственного процесса во времени  и пространстве, оперативное регулирование  производства.

Одной из важнейших частей системы управления на предприятии  является планирование. Планирование на предприятии в условиях рыночных отношений должно быть ориентированно на потребителя, носить прогнозный характер, поскольку базируется на неполной информации. В процессе планирования определяется глобальная цель развития предприятия, и все частные решения служат условием для достижения поставленной цели. Методы планирования на предприятии в условиях рынка должны соответствовать рыночной экономики. Поэтому традиционные методы планирования должны быть подвергнуты определенной ревизии и при необходимости разработан новый методический и модельный аппарат. В тоже время производственная программа предприятия - основной элемент системы планирования.

Производственная программа  предприятия планируется на всех предприятиях, выпускающих продукцию  для реализации потребителям или  выполняющих отдельные виды работ  и услуг. Она включает расчеты  объема производства продукции (работ, услуг) и их обоснование производственными  мощностями, материальными и трудовыми  ресурсами.

При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия - увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала. Для осуществления этой цели составляется стратегия развития предприятия на несколько лет вперед.

Если предприятие выпускает  один товар, оно проходит этапы улучшения, апогея и ухудшения финансового  положения. Если предприятие выпускает  несколько видов продукции, имеет  разнообразные группы товаров, то пики неблагоприятных финансовых ситуаций сглаживаются. Для того чтобы обеспечить сбалансированность финансов на перспективу, необходимо знать критерии оценки всех фаз жизненного цикла товара и управлять этим процессом. Учитывая экономические последствия фаз жизненного цикла товара, необходимо постоянно обеспечивать диверсификацию производства (обновление номенклатуры и ассортимента продукции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды производственной программы

Производственная программа (план производства и реализации продукции) — это комплексное задание  по выпуску и реализации продукции  определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных  показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).

Производственная программа  отражает основные направления и  задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные  связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации  и комбинирования производства. При формировании производственной программы необходимо ориентироваться на потенциальные и фактические возможности предприятия по производству продукции. Потенциальные возможности: прогноз спроса, заключения договора, результаты НИОКР.

Целью производственной программы является максимально полное удовлетворение спроса путем выбора их альтернативных вариантов производства, технологий, при имеющихся ресурсных ограничениях наиболее оптимальный ассортимент выпускаемой продукции в объемах обеспечивающих максимизацию прибыли.1

Задачи:

1. Научно- обоснованное  использование производственных мощностей и совокупности всех ресурсов предприятия;

2. Систематическое обновление  номенклатуры и ассортимента  выпускаемой продукции и повышение  ее качества в соответствии  со спросом;

3. Согласованность производственной программы всех структурных подразделений предприятия;

4.Непрерывное наращивание  объема выпуска и реализации  продукции;

5. Наиболее полное и  рациональное использование имеющихся  ресурсов предприятия

Основные разделы производственной программы для предприятий, занятых  производством материального продукта:

• план по производству товарной (валовой) продукции;

• план выпуска продукции на экспорт;

• план по повышению качества продукции;

• план реализации продукции.

При разработке производственной программы основываются на потребностях народного хозяйства и мирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянии  конкурентных предприятий и отраслей.

Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением  балансового метода, позволяющего приводить  в соответствие объемы планируемых  работ и потребности на них, а  также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными  мощностями, материальными, топливно-энергетическими  и трудовыми ресурсами.

Исходными данными при  разработке производственной программы  являются:2

• уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции (работ, услуг);

• результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;

• данные по спросу на продукцию предприятия;

• сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;

• сведения о долях продукции в общем объеме ее выпуска за предыдущий период по уровням качества;

• сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по его периодам (месяцам, кварталам);

• расчеты производственной мощности предприятия;

• прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;

• решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.

В упрощенном виде, результат  подготовки производственной программы  проявляется в ответах на ключевые вопросы управления производственной структуры:

  • какие виды продукции и в каких количествах производить?
  • в какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю?
  • какого качества должна быть продукция в планируемом периоде;
  • сколько дополнительно предприятие может выпустить продукции, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов;
  • каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;
  • каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения.

Производственная программа может разделяться на товарную и валовую. Товарная продукция - готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, удовлетворяющая требованиям ГОСТ и ТУ, принятая службой технического контроля качества, упакованная к отправке, сданная на склад поставщика и снабженная сдаточной документацией.

В состав товарной продукции  в действующих и сопоставимых оптовых ценах предприятия включается стоимость продукции, входящей в  состав валовой продукции, за исключением:3

1. Изменение остатков полуфабрикатов собственного производства, а также изменения остатков продукции вспомогательных цехов (специнструментов, штампов, моделей, приспособлений и т. д.);

2. Изменения остатков незавершенного производства. Следует обратить внимание, что изделия, выработанные из сырья и материалов заказчика, включаются в товарную продукцию в действующих ценах с включением стоимости сырья и материалов заказчика только в том случае, если они оплачены предприятием-изготовителем.

Объем товарной продукции (Т) - часть произведенной предприятием и предназначенной для реализации потребителям продукции. Определяется:

Т = Т1 + Т2 + Т3 + Ф +Т4 , где   

Т1 - стоимость готовых (комплектных) изделий, реализованных на сторону;

Т2 - стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов для поставки на сторону,

Т3 - стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия,

Ф - стоимость оборудования, инструмента, приспособлений и т.д. общего назначения собственных производств, зачисляемых в основные средства данного предприятия,

Т4 - стоимость услуг и работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая выполненные работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Валовая продукция - продукция  всех видов и качества, выпускаемая  предприятием вне зависимости от степени ее готовности. В объем  валовой продукции включают также  выполненные работы промышленного  характера и производственные услуги.

Объем валовой продукции (ВП) включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде;

Определяется по следующей формуле:

ВП = ТП – НП + НК,    

где НП, НК – остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента  своего производства на начало и конец  планового периода;

ТП – товарная продукция.

В общем виде объем валовой  продукции (В) в стоимостном выражении  определяется как сумма товарной продукции (Т) и разности остатков незавершенного производства, инструмента и приспособлений на начало и конец планируемого (отчетного) периода:

В = Т + ( Нк – Нн ) + ( Ик –Ин ),        

Нн и Нк – стоимость остатков полуфабрикатов собственного изготовления, остатков незавершенного соответственно на начало и конец данного периода (год).

Ин и Ик – стоимость  остатков инструмента специального назначения и приспособлений собственного изготовления соответственно на начало и конец данного периода.

Валовая продукция предприятия  исчисляется «заводскому методу», то есть не включает повторный счет продукции отдельных чехов, предназначенной  для последней переработки (использования) внутри данного предприятия.

Валовой оборот предприятия (В) определяется как сумма стоимости  валовой продукции, производимой всеми  цехами данного предприятия.

В = В + В + В + В + … + В = В,     

В валовой оборот включается вся продукция цехов независимо от степени ее готовности. Валовой  оборот отличается от валовой продукции  тем, что включает повторный счет стоимости полуфабрикатов, подлежащих дальнейшей переработке в рамках предприятия, то есть валовой оборот больше валовой продукции В на сумму внутризаводского оборота В.

 

 

 

 

 

 

 

2.Этапы составления производственной программы предприятия

Производственная программа  предприятия формируется таким  образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде  с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в  том, что производственные возможности  предприятия могут быть больше или  меньше запланированного объема продаж. Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность.4 Поэтому если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недогрузка) мощности, что, в свою очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.

Производственная программа  не только устанавливает объем выпуска  конечной продукции, но и является основой  для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий), помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов не завершенной производственным процессом продукции.

Производственная программа  предприятия рассчитывается на год  с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных — по месяцам. В  планах структурных подразделений  задания производственной программы  могут распределяться по более коротким периодам. Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов.

Информация о работе Производственная программа предприятия