Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:47, реферат
Прямые иностранные инвестиции относятся к проблеме владения реальными активами, такими как фабрики, оборудование и недвижимость. Что касается инвестирования в финансовые активы типа акций и облигаций, то эти вопросы рассматриваются в главе 20. Иногда, как в случае приобретения уже существующей дочерней компании, разница между инвестированием в реальные и финансовые активы становится трудноразличимой.
Прямые иностранные инвестиции
(ПИИ) — это форма международных
экономических отношений, значение
которых постоянно растет в финансовой
сфере, особенно на протяжении последних
четырех десятилетий, когда риск
инвестирования за рубежом существенно
снизился. В настоящее время ПИИ
стали одним из основных факторов
увеличения международной торговли
и изменения направлений
этом доля развивающихся
стран и стран с переходной
экономикой в привлеченных ПИИ значительно
выросла. Только странами Юго-Восточной
Европы и СНГ в 2008 г. было ввезено
6,7% мирового объема ПИИ, тогда как
в среднем в 1995—2000 гг. ввозилось
ежегодно около 1% мирового объема ПИИ
[1]. Это объясняется тем, что движение
прямых инвестиций между странами выгодно
как прямым инвесторам, в роли которых
в 90% случаев выступают
специализации страны в международной торговле товарами и услугами [3].Однако приток ПИИ не означает, безусловно, положительного влияния на экономический рост страны. Более того, экономическая наука показывает, что направление и степень влияния ПИИ на развитие экономики страны-реципиента зависит от их структуры и характера. Например, филиалы ТНК в полной собственности материнской компании в большей степени склонны использовать новые
технологии, чем совместные предприятия. В свою очередь, качество ПИИ зависит от многочисленных факторов как внутренних (инвестиционный климат), так и внешних по отношению к стране — реципиенту ПИИ [4]. Так, большая активность привлечения ПИИ
странами-конкурентами представляет собой упущенные возможности для страны-реципиента. Или если в стране развита конкуренция, то это стимулирует использование новых технологий в производстве и управлении на предприятиях с ПИИ. Таким образом, степень и условия использования ПИИ как внешнего источника развития экономики требуют постоянного анализа с целью определения направлений корректировки компонентов политики привлечения иностранных инвестиций. В связи с этим целью данной статьи является оценка структуры и характера прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь для определения их качества и выявления возможных направлений изменения условий их привлечения.
Анализ динамики потоков ПИИ
Республика Беларусь в соответствии со статистикой ЮНКТАД накопила к 1 января 2009 г. прямых иностранных инвестиций на сумму 6679 млн. долл. США, что позволило по абсолютной величине накопленных ПИИ занять пятое место среди 12 государств СНГ, уступая крупным ресурсоизбыточным странам (Россия, Казахстан, Украина), а также Грузии [5].Расчет показателя накопленных ПИИ на душу населения свидетельствует о том, что Республика Беларусь среди 28 стран с транзитивной экономикой опережает лишь 4 страны: Молдову, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В нашей стране данный показатель в 2008 г. был равен 689 долл. США, в то время как в Казахстане — 3779, России — 1499, Украине — 1017, Республике Польша — 4238, в Литве — 3789 долл. США. Такая ситуация двойственно сказывается на инвестиционном климате в республике. С одной стороны, небольшой объем ПИИ является сигналом менее благоприятной бизнес-среды для иностранных инвесторов по сравнению с другими странами с транзитивной экономикой. С другой стороны, иностранные инвесторы могут рассчитывать на низкий уровень конкуренции в интересующих их отраслях, а значит, и на более высокие прибыли при приобретении возможности ведения бизнеса. В то же время для экономики Республики Беларусь низкий уровень ПИИ свидетельствует об упущенных возможностях по привлечению иностранного капитала и развитию новых производств в пользу стран-конкурентов за инвестиционные ресурсы, то есть многие мировые брэнды различных товарных групп не стали производить в республике, а по-прежнему импортируются. Только со временем их стали поставлять из филиалов ТНК, размещенных в том числе и в странах-соседях. В соответствии с анализом данных по притокам и структуре ПИИ в республику, на основании информации Национального статистического комитета Республики Беларусь, величина ПИИ в экономику характеризуется тенденцией роста, включая период мирового экономического и финансового кризиса 2008—2009 гг. [6, 7]. Причем приток ПИИ увеличивался на 65—75% ежегодно с 2006 г. по 2008 г., а в 2009 г. он вырос на 111%, до 4,821 млрд. долл. США. Однако данная тенденция роста ПИИ была до 2009 г. не столь значительна по сравнению с увеличением притока иностранных кредитов в составе прочих инвестиций. Так, с 2005 г. по 2007 г. доля ПИИ в общем объеме поступлений иностранных инвестиций колеблется от 18,5 до 24,8%, уступая существенную долю иностранным кредитам, в 2008 г. она поднялась до 34%. А в 2009 г. доля ПИИ в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций выросла до 51,8%, но при этом существенно изменилось соотношение компонентов ПИИ. Динамика компонентов ПИИ до 2009 г. показывала, что прямые инвесторы предпочитали в основном кредитовать предприятия прямого инвестирования, чем инвестировать в основные активы и реинвестировать в расширение производства, внося свой вклад в формирование активов компаний. Доля кредитов, полученных от прямых инвесторов, была равна в среднем 66,8% в 2002—2008 гг. В 2009 г. 81,5% ПИИ пришлось на прочие прямые инвестиции, которые включают реинвестированные доходы. Учитывая, что 91% поступивших в 2009 г. в Беларусь ПИИ изъято из экономики прямыми инвесторами, то изменившаяся структура компонентов ПИИ показывает, что реинвестирование доходов от ПИИ осуществлялось в стране происхождения инвестиций, а не в экономике Республики Беларусь. Таким образом, доминирование иностранного кредитования продолжает оставаться как в структуре иностранных инвестиций в целом, так и среди компонентов ПИИ, что означает выбор не инвестиционного, а долгового пути развития белорусской экономики. Анализ ПИИ по количеству созданных предприятий прямого инвестирования показывает, что общее количество коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ) с 2002 г. по 2008 г. увеличилось в 2,3 раза, до 4880 в 2008 г., что свидетельствует о росте привлекательности инвестиционного климата Беларуси. Однако в 2008 г. только 71 организация представляла собой филиалы ТНК, тогда как в странах—лидерах по привлеченным ПИИ на душу населения число филиалов исчисляется тысячами и десятками тысяч. Так, в 2005—2008 гг. в Эстонии их было 2858, Венгрии — 26 019, Словакии — 2780, Хорватии — 3256, в Казахстане — 2267[5]. Такая ситуация свидетельствует о том, что Республика Беларусь недополучает новейшие технологии с притоком ПИИ, поскольку ТНК предпочитают удерживать самые последние технологии и ноу-хау в пределах собственной глобальной сети филиалов. Итоги поступления прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2008 г. показывают, что 90%, или 2065 млн. долл. США, было вложено в юридические лица без ведомственной подчиненности, 73% из которых имеют кредитную форму [6]. Это значит, что подавляющее большинство ПИИ в республике, как и в мировой практике, представляет частный капитал. В 2009 г. ситуация изменилась: более 34% ПИИ, или 1686 млн. долл. США, пришлось на юридические лица без ведомственной подчиненности, в то время как 63% общего объема ПИИ, или 3060 млн. долл. США, — на организации, подведомственные Министерству энергетики Республики Беларусь, из которых 2 982,9 млн. долл. США было изъято в этом же году [7]. Инвесторы выбирают страны с рыночной экономикой, где доминируют частная собственность и конкурентная среда. Как показали статистические данные, Республика Беларусь не стала исключением — ПИИ привлекаются в частный сектор. Однако сравнительный анализ процесса трансформации к рыночной экономике стран с переходной экономикой по-прежнему показывает значительное отставание Республики Беларусь от остальных стран (за исключением Туркменистана) по показателям доли частной собственности в экономике и развитию конкуренции, что негативным образом сказывается на восприятии иностранными инвесторами нашей республики для размещения инвестиций и открытия новых производств. Так, доля частного сектора в ВВП, по оценкам ЕБРР, на середину 2009 г. в Республике Беларусь была равна 30%, в то время как в большинстве стран с транзитивной экономикой она колеблется от 60 до 80%. Исключение составляют Туркменистан (25%), Узбекистан (45%) и Таджикистан (55%) [8]. По индексу экономической свободы, который свидетельствует о возможностях предпринимательства в условиях рыночной экономики и эффективного государственного управления, Республика Беларусь уступает всем странам с транзитивной экономикой, за исключением Туркменистана, занимая 167-е место [9]. Причем самые низкие рейтинги у республики по показателям:
● свобода финансов, что свидетельствует о зависимости банковской системы от государства;
● защита прав собственности, то есть экспроприация в стране возможна с высокой долей вероятности;
● свобода инвестиций, что отражает наличие барьеров при осуществлении реальных инвестиций;
● свобода от коррупции.
Среди стран — непосредственных соседей Республики Беларусь по данному рейтингу довольно близки Украина (152) и Россия (146), в то время как Польша (80), Литва (30) и Латвия (45) значительно опережают, предоставляя иностранным инвесторам рыночные (естественные для частного капитала) условия экономической деятельности.
Анализ структуры ПИИ в РБ
География притока ПИИ в республику за период с 2002 г. по 2008 г. показывает, что значительная доля (около 85%) приходилась на инвесторов из стран вне СНГ (рисунок 1).
Причем накопленный за этот период швейцарский капитал в общем притоке занимал долю свыше половины — 52%, а ввезенные прямые инвестиции из настоящих и бывших оффшорных зон — более 12%. Суммарный объем ПИИ из России до 2009 г. составил 14,1% от общего объема в Республике Беларусь, что представляет собой подавляющее большинство ввезенных прямых инвестиций из СНГ, на остальные страны СНГ приходилось менее 1%. Однако географическая структура потоков ПИИ в республику кардинально изменилась в 2009 г., когда 83% притока имело российское происхождение. Значительная доля поступлений ПИИ из Швейцарии зафиксирована также и в 2008 г. [6]. Прямые иностранные инвестиции из Кипра (11,5%) и Швейцарии (53,3%) составили около 65% в 2008 г., а вместе с ПИИ из России — около 80 %. В 2009 г. основные поступления ПИИ, а именно 83,5%, что составило 4,026 млрд. долл. США, были из Российской Федерации. На ПИИ из Швейцарии пришлось 7,3%, из Кипра — 2,1%. Противоречивым является тот факт, что Швейцария, являясь основным прямым инвестором в Республике Беларусь на протяжении многих лет, стала страной происхождения капитала только 61 коммерческой организации с иностранными инвестициями с суммарным уставным фондом в несколько раз меньшим, чем у КОИИ с капиталом из других стран, например, в 17 раз меньшим, чем у КОИИ с немецким капиталом, в 7 раз меньшим, чем у КОИИ с американским капиталом, в 3 раза меньшим, чем у КОИИ с литовским капиталом [10]. Судя по итогам 2008 г., основной капитал из Швейцарии поступает не в виде уставных фондов и реинвестированных доходов, а в форме кредитов, объем которых превысил вклады в уставные фонды в 404 раза! При этом чистое поступление ПИИ из Швейцарии было отрицательным как в 2008 г. (-38,1 млн. долл. США), так и в 2009 г. (-49,4 млн. долл. США) [6,7]. Такая противоречивая ситуация может быть объяснена, например, созданием белорусскими компаниями за рубежом филиалов, из которых идет поток внутрифирменных кредитов обратно в Беларусь, то есть имеет место обратное, транзитное или возвращающееся прямое инвестирование. По накопленным иностранным капиталовложениям в уставные фонды предприятий в республике в 2008 г. лидировала Германия (242,6 млн. долл. США), Россия (173,2 млн. долл. США), Нидерланды (109 млн. долл. США),США (106,7 млн. долл. США) и Соединенное Королевство (81,3 млн. долл. США) [10]. Анализ географической структуры ПИИ по количеству предприятий с прямыми инвестициями и представительств показал, что треть из них (32,8%) содержат российский капитал в уставных фондах. Среди других стран, которые являются наиболее активными инвесторами в Республику Беларусь, — Германия, Литва, США, Польша, Великобритания, Кипр, Латвия и Украина. Их суммарный капитал вложен в 44,72% КОИИ и представительств. Причем вместе с российским капиталом инвестиции непосредственных стран — соседей Республики Беларусь вложены в 52,57% КОИИ и представительств. Таким образом, анализ географической структуры ПИИ по объемам и количеству предприятий свидетельствует о следующих особенностях характера ПИИ в Республике Беларусь:
— подавляющая часть накопленных ПИИ приходится на 3 страны: Швейцарию, Россию и Кипр, что свидетельствует о низком уровне географической диверсификации ПИИ;
— структура ПИИ по видам
и географическому
— по накопленному производительному капиталу с учетом количества созданных предприятий явно выделяются два лидера — Россия и Германия;
— большинство предприятий
с иностранным капиталом
В области торговли и общественного питания значительная часть предприятий (23,6%) ведет свою деятельность в сфере оптовой торговли. Среди других видов услуг в общем количестве предприятий доминируют деловые, финансовые и риэлтерские услуги. На них приходится около 14,84% всех предприятий с иностранными инвестициями. Из отраслей обрабатывающей промышленности по количеству предприятий лидируют: производство машин и оборудования (5% от общего количества предприятий), химическая промышленность (4,8%), деревообрабатывающая (4%), пищевая (3,6%), легкая промышленность (3,5%). В отличие от отраслевого анализа накопленных ПИИ и деятельности КОИИ отраслевой анализ потоков ПИИ показывает множество противоречий. Парадоксально, что наиболее капиталоемкими в Республике Беларусь в 2008— 2009 гг. оказались предприятия с иностранными инвестициями в сфере оптовой торговли, транспорта и связи. Более того, статистика показывает, что в данные отрасли осуществляются ПИИ в основном в виде кредитов. Так, в 2008 г. в сферу оптовой торговли через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, поступило 1,3 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций, что составило 57% от общего притока ПИИ в страну. Причем 96% из этих средств пришлось на займы и кредиты от прямых инвесторов [6]. В 2009 г. в вышеназванную сферу поступило 1,179 млрд. долл. США, а в сферу деятельности сухопутного транспорта — 3,098 млрд. долл. США. На эти направления пришлось 4,27 млрд. долл. США, или 88,7% ПИИ в 2009 г., но надо отметить, что 96% этих средств вывезены из экономики в виде изъятий [7]. Этот факт свидетельствует о низком качестве значительной доли ПИИ, непроизводительных и не вносящих в экономику республики новых технологий и активов. Анализ отраслевой структуры основного компонента ПИИ, а именно вкладов в уставные фонды предприятий с момента их регистрации, показал, что в 2008 г. 23% общего вклада КОИИ приходилось на пищевую промышленность, операции с недвижимым имуществом — 13,2%, машиностроение и металлообработку — 10,9%, торговлю и общественное питание — 10,1%, промышленность строительных материалов — 8,3%, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность — 5,8%, на легкую промышленность — 5,2% [10]. Таким образом, вложения ПИИ в уставные фонды с момента основания предприятий вышеупомянутых отраслей в целом составили 76,5%, то есть можно предположить, что именно в этих отраслях произошла модернизация предприятий. Примечательно, что в топливной промышленности предприятия с иностранными инвестициями производят около шестой части всего объема выпускаемой продукции КОИИ и более 50% — экспорта КОИИ, вложения в уставный фонд предприятий с момента основания в 2008 г. составили только 0,09% от общего объема вкладов КОИИ. Согласно статистике, сфера связи является самой прибыльной из всех отраслей деятельности КОИИ. Так, в 2008 г. 26% прибыли КОИИ было сформировано именно в этой отрасли (16,5% — в торговле и общественном питании, 10,3% — топливной промышленности, 7,4% — машиностроении и металлообработке, 6,5% — пищевой промышленности, 4,3% — промышленности строительных материалов, 3,1% — в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности)[10]. Однако доля отрасли связи в объеме накопленных ПИИ в уставном фонде КОИИ очень маленькая: на 2008 г. ее величина составила лишь 1,2%. Таким образом, две из самых прибыльных отраслей с ПИИ осуществляют свою деятельность практически без обновления основных фондов. Итак, подавляющий объем накопленных ПИИ представляет собой вложения в отрасли внутреннего конечного потребления, что позволяет классифицировать их как рыночно-ориентированные инвестиции, поскольку они рассчитаны на получение прибыли на рынке Республики Беларусь. Анализ региональной структуры поступления как иностранных инвестиций в целом, так и ПИИ в частности показывает значительную их дифференциацию по областям Беларуси. Оценивая структуру поступления иностранных инвестиций в 2008 г., необходимо отметить их высокую концентрацию в Минске и Минской области (56 и 28% соответственно) [6,7]. Распределение КОИИ и представительств в Республике Беларусь по регионам в 2009 г., как и в прошлые годы, показывает доминирование в этом направлении Минска (рисунок 2), в котором осуществляют свою деятельность 63% КОИИ и представительств.
Среди областей наиболее привлекательной по-прежнему остается Минская, а наименее привлекательными — Гомельская и Могилевская. Причем представительства (84%) в основном сконцентрированы в столице, тогда как около 59% СП и ИП зарегистрированы в Минске, а остальные 41% распределены по регионам. Свободные экономические зоны (СЭЗ) не играют существенной роли в привлечении иностранных инвестиций, поскольку доля СП и ИП в СЭЗ республики равна всего 3,64 %, или 171 предприятие. Большинство СП и ИП нашей страны в 2009 г. являлись малыми и средними предприятиями в области торговли и услуг, включая финансовые, деловые, транспортные услуги. Около 80 % из них — это предприятия, на которых трудятся до 50 человек, 9% — от 50 до 100, 9% — от 100 до 500, 2% — свыше 500 человек.
Характер прямых иностранных инвестиций
Компании с иностранными
инвестициями обеспечивают значительный
вклад в ВВП страны. Как правило,
они более конкурентоспособны по
сравнению с национальными