Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:47, реферат
Прямые иностранные инвестиции относятся к проблеме владения реальными активами, такими как фабрики, оборудование и недвижимость. Что касается инвестирования в финансовые активы типа акций и облигаций, то эти вопросы рассматриваются в главе 20. Иногда, как в случае приобретения уже существующей дочерней компании, разница между инвестированием в реальные и финансовые активы становится трудноразличимой.
Более 50% импорта КОИИ приходится
на ввоз из России сырой нефти, а
более 60% экспорта в виде нефтепродуктов
продается в европейские
Относительно крупные
группы товаров экспорта, кроме
нефтепродуктов, в 2008 г. были следующие:
мебель (2,3%), нефтяные газы (2%), готовая
и консервированная рыба (1,2%), сыры
и творог (1%), компоненты автомобилей
и тракторов (1%) [10]. Проведенное
исследование показало, что из
четырех типов ПИИ,
● доминирование кредитов в объеме притока иностранных инвестиций в целом и среди компонентов ПИИ означает выбор долгового, а не инвестиционного пути развития белорусской экономики;
● ТНК предпочитают не размещать свои филиалы в Беларуси, и, как следствие, республика недополучает новейшие технологии с притоком ПИИ;
● ПИИ — это преимущественно частная форма капитала как в мировой практике, так и в Республике Беларусь, поэтому стимулирование притока ПИИ может быть обеспечено прежде всего за счет дальнейшего осуществления рыночных реформ;
● анализ географии и компонентов ПИИ, подтверждаемый оценкой соотношения поступлений-изъятий ПИИ, показывает, что в нашей экономике преобладают обратные, транзитные или возвратные прямые инвестиции, которые не способствуют внедрению новых технологий;
● источниками капитала большинства компаний с иностранными инвестициями в Беларуси стали страны-соседи. Они не являются лидерами в международной специализации по подавляющему перечню отраслей и подотраслей, поэтому с притоком ПИИ из этих стран республика не сможет рассчитывать на получение конкурентоспособных технологий на мировом рынке;
● структура ПИИ в республике характеризуется низким уровнем географической, отраслевой и экспортной диверсификации, непропорциональностью в размещении по регионам, преобладанием малых предприятий преимущественно в сферах торговли и услуг. Существенная часть ежегодных притоков таких ПИИ выполняет посредническую функцию, вытесняя национальные предприятия из отрасли;
● значительная доля экспорта КОИИ зависит от импорта нефти из России.
Таким образом, анализ структуры и характера ПИИ в Республике Беларусь показывает привлекательность экономики в основном для рыночно-ориентированных ПИИ, которые не только выполняют в стране функцию импортозамещения, но и вытесняют национальный бизнес. Ресурсо-ориентированные ПИИ в Беларуси появились благодаря существовавшим долгое время благоприятным условиям импорта нефти из России. ПИИ, ориентированные на эффективность, вкладываются в трудоемкие низкотехнологичные отрасли с высоким оборотом капитала и низкой добавленной стоимостью. В целом невысокое качество ПИИ свидетельствует о неспособности стать источником модернизации и обеспечения высокой конкурентоспособности экономики Республики Беларусь в ближайшей и среднесрочной перспективе. Такая ситуация стала следствием условий инвестиционного климата, сложившихся в стране. Для привлечения ПИИ иного качества, сопровождаемого притоком новых технологий, необходимо в первую очередь реформировать ПИИ-политику и инвестиционный климат по следующим направлениям:
— осуществлять дальнейшую либерализацию экономики за счет средней и малой приватизации, развития предпринимательства и конкурентной среды под контролем отдельного министерства, демонополизации отраслей путем допуска в них крупных ТНК на конкурентной основе, постепенной либерализации ценообразования;
— реформировать систему государственного регулирования экономики за счет пересмотра и значительного упрощения системы налогообложения, снижения степени бюрократизации в стране, значительного упрощения применения санкций за нарушение условий и порядка ведения бизнеса;
— реформировать инвестиционное законодательство для защиты иностранных инвестиций;
— законодательно предоставить возможность иностранным компаниям открывать отделения на территории Республики Беларусь, упростить условия участия инвесторов в приватизации;
— совершенствовать статистический учет ПИИ и результатов деятельности ТНК в Республике Беларусь для отслеживания параметров воздействия ПИИ на развитие национальной экономики.
Источники:
1. Доклад о мировых инвестициях-2009: Транснациональные корпорации, сельскохозяйственное производство и развитие. Обзор. — Нью-Йорк, Женева: Организация объединенных наций, ЮНКТАД, 2009.
2. Handbook of statistics 2008.—New York and Geneva: United Nations, UNCTAD, 2008.
3. Kalotay K. The European flying geese: New FDI patterns for the old continent?—Research in International Business and Finance 18(1), 2004.
4. Wang Y., Blomstrom M. Foreign investment and technology transfer: a simple model- European Economic Review 36(1), 1992.
5. World Investment Report 2009: Transnational Corporations, Agricultural Production and Development.—New York, Geneva: United Nations, UNCTAD, 2009.
6. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа.—Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009.
7. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа.—Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010.
8. Процесс перехода и
показатели стран СНГ и
9. 2009 Index of Economic Freedom [Электронный
ресурс] Washington: The Heritage Foundation, 2009. — Режим
доступа: http:/ /www.heritage.org/Index/pdf/
10. Отдельные статистические
показатели деятельности