Прямые иностранные инвестиции(новое)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Прямые иностранные инвестиции относятся к проблеме владения реальными активами, такими как фабрики, оборудование и недвижимость. Что касается инвестирования в финансовые активы типа акций и облигаций, то эти вопросы рассматриваются в главе 20. Иногда, как в случае приобретения уже существующей дочерней компании, разница между инвестированием в реальные и финансовые активы становится трудноразличимой.

Файлы: 1 файл

Прямые иностранные инвестиции(новое).docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)


 

Более 50% импорта КОИИ приходится на ввоз из России сырой нефти, а  более 60% экспорта в виде нефтепродуктов продается в европейские страны, основными экспортерами из которых  являются Нидерланды (31%), Украина (9,6%), Великобритания (8,9%). Через порты  Нидерландов и Великобритании нефтепродукты  продаются в третьи страны. Это  свидетельствует о низкой диверсификации экспортного производства предприятий  с иностранными инвестициями в Республике Беларусь и о зависимости деятельности белорусских КОИИ от относительно благоприятных  условий по покупке нефти. Кроме  сырой нефти наиболее заметные объемы импорта в 2008 г. приходились на следующие  группы товаров: автомобили легковые и  грузовые (3,4%), металлы и прокат (3,3%), нефтепродукты (1,2%), полимеры и пластмассы (1,1%). Более 4% импорта формируется  за счет продажи тракторов и седельных  тягачей, аппаратуры связи, вычислительных машин, газов нефтяных, лекарственных  средств, рыбы мороженой и мяса рыбы [10].

 

 

 Относительно крупные  группы товаров экспорта, кроме  нефтепродуктов, в 2008 г. были следующие:  мебель (2,3%), нефтяные газы (2%), готовая  и консервированная рыба (1,2%), сыры  и творог (1%), компоненты автомобилей  и тракторов (1%) [10]. Проведенное  исследование показало, что из  четырех типов ПИИ, встречающихся  в мировой экономике (ресурсо-ориентированные, рыночно-ориентированные, ориентированные на эффективность, на стратегические активы), в Республике Беларусь доминируют ПИИ первых двух типов. Подавляющее большинство ПИИ вложено в отрасли, ориентированные на внутренние продажи на белорусском рынке как произведенных товаров и услуг, так и импортированных. КОИИ топливной и частично химической отраслей можно отнести к ресурсо-ориентированным ПИИ, которые зависят от условий торговли Республики Беларусь с Россией. К ПИИ, которые ориентированы на эффективность, следует отнести вложенные в низкотехнологичный сектор промышленности (пищевая, легкая промышленность, металлообработка и др.). Компании с иностранными инвестициями в Республике Беларусь вносят существенный вклад в развитие экономики. Это проявляется в значительной доле произведенной ими продукции в ВВП республики, объеме экспорта, обеспечении занятости, пополнении бюджета страны. Однако более глубокий анализ структуры и характера ПИИ в экономике республики позволил выявить следующие особенности:

● доминирование кредитов в объеме притока иностранных  инвестиций в целом и среди  компонентов ПИИ означает выбор  долгового, а не инвестиционного  пути развития белорусской экономики;

● ТНК предпочитают не размещать  свои филиалы в Беларуси, и, как следствие, республика недополучает новейшие технологии с притоком ПИИ;

● ПИИ — это преимущественно частная форма капитала как в мировой практике, так и в Республике Беларусь, поэтому стимулирование притока ПИИ может быть обеспечено прежде всего за счет дальнейшего осуществления рыночных реформ;

● анализ географии и  компонентов ПИИ, подтверждаемый оценкой соотношения поступлений-изъятий ПИИ, показывает, что в нашей экономике преобладают обратные, транзитные или возвратные прямые инвестиции, которые не способствуют внедрению новых технологий;

● источниками капитала большинства компаний с иностранными инвестициями в Беларуси стали страны-соседи. Они не являются лидерами в международной специализации по подавляющему перечню отраслей и подотраслей, поэтому с притоком ПИИ из этих стран республика не сможет рассчитывать на получение конкурентоспособных технологий на мировом рынке;

● структура ПИИ в республике характеризуется низким уровнем географической, отраслевой и экспортной диверсификации, непропорциональностью в размещении по регионам, преобладанием малых предприятий преимущественно в сферах торговли и услуг. Существенная часть ежегодных притоков таких ПИИ выполняет посредническую функцию, вытесняя национальные предприятия из отрасли;

● значительная доля экспорта КОИИ зависит от импорта нефти из России.

Таким образом, анализ структуры  и характера ПИИ в Республике Беларусь показывает привлекательность  экономики в основном для рыночно-ориентированных ПИИ, которые не только выполняют в стране функцию импортозамещения, но и вытесняют национальный бизнес. Ресурсо-ориентированные ПИИ в Беларуси появились благодаря существовавшим долгое время благоприятным условиям импорта нефти из России. ПИИ, ориентированные на эффективность, вкладываются в трудоемкие низкотехнологичные отрасли с высоким оборотом капитала и низкой добавленной стоимостью. В целом невысокое качество ПИИ свидетельствует о неспособности стать источником модернизации и обеспечения высокой конкурентоспособности экономики Республики Беларусь в ближайшей и среднесрочной перспективе. Такая ситуация стала следствием условий инвестиционного климата, сложившихся в стране. Для привлечения ПИИ иного качества, сопровождаемого притоком новых технологий, необходимо в первую очередь реформировать ПИИ-политику и инвестиционный климат по следующим направлениям:

— осуществлять дальнейшую либерализацию экономики за счет средней и малой приватизации, развития предпринимательства и конкурентной среды под контролем отдельного министерства, демонополизации отраслей путем допуска в них крупных ТНК на конкурентной основе, постепенной либерализации ценообразования;

— реформировать систему  государственного регулирования экономики за счет пересмотра и значительного упрощения системы налогообложения, снижения степени бюрократизации в стране, значительного упрощения применения санкций за нарушение условий и порядка ведения бизнеса;

— реформировать инвестиционное законодательство для защиты иностранных инвестиций;

— законодательно предоставить возможность иностранным компаниям открывать отделения на территории Республики Беларусь, упростить условия участия инвесторов в приватизации;

— совершенствовать статистический учет ПИИ и результатов деятельности ТНК в Республике Беларусь для отслеживания параметров воздействия ПИИ на развитие национальной экономики.

 

 

Источники:

1. Доклад о мировых  инвестициях-2009: Транснациональные  корпорации, сельскохозяйственное  производство и развитие. Обзор. — Нью-Йорк, Женева: Организация объединенных наций, ЮНКТАД, 2009.

2. Handbook of statistics 2008.—New York and Geneva: United Nations, UNCTAD, 2008.

3. Kalotay K. The European flying geese: New FDI patterns for the old continent?—Research in International Business and Finance 18(1), 2004.

4. Wang Y., Blomstrom M. Foreign investment and technology transfer: a simple model- European Economic Review 36(1), 1992.

5. World Investment Report 2009: Transnational Corporations, Agricultural Production and Development.—New York, Geneva: United Nations, UNCTAD, 2009.

6. Инвестиции в Республику  Беларусь из-за рубежа.—Минск: Национальный  статистический комитет Республики Беларусь, 2009.

7. Инвестиции в Республику  Беларусь из-за рубежа.—Минск: Национальный  статистический комитет Республики Беларусь, 2010.

8. Процесс перехода и  показатели стран СНГ и Монголии  в 2009 году. Процесс перехода в  кризисе? — Лондон: ЕБРР, 2009.

9. 2009 Index of Economic Freedom [Электронный ресурс] Washington: The Heritage Foundation, 2009. — Режим доступа: http:/ /www.heritage.org/Index/pdf/Index09Full.pdf

10. Отдельные статистические  показатели деятельности организаций  Республики Беларусь, созданных  с участием иностранных юридических или физических лиц за 2008 год.—Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009.


Информация о работе Прямые иностранные инвестиции(новое)