Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:23, дипломная работа
Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
- рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
- проведена оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»;
- разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.
Введение
1. Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара
2. Анализ конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»
3. Направления повышения конкурентоспособности продукции
3.1 Повышение качества выпускаемой продукции
3.2 Совершенствование сервисного обслуживания автомобилей
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.
На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество.
Научно-исследовательский сектор завода объединяет 4 конструкторско-технологических подразделения, экспериментальный цех, ряд центральных заводских лабораторий. Свыше 500 специалистов завода, среди которых 1 доктор и 9 кандидатов наук, непосредственно участвуют в проведении исследований, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем.
Завод тесно сотрудничает и с большой наукой. Специалисты завода поддерживают связи с 50 научными организациями РБ и стран СНГ. Наибольший объем научных исследований на хоздоговорной основе выполняется с институтами Академии наук Беларуси и Белорусским Национальным техническим университетом.
Среднесписочная численность работающих на заводе на 01.12.2007 г. составляет 24479 человек, в том числе производственные рабочие - 8468 чел., вспомогательные - 9558 человек.
Завод располагает квалифицированным составом руководителей, специалистов и рабочих.
Минский автомобильный завод, являясь государственным предприятием, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Осуществление функций управления подразделениями производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях завода, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями. Организационная структура управления РУП «МАЗ» приведена в приложении А.
Структура управления заводом совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность завода в зависимости от конъюнктуры рынка.
Управление заводом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом завода на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.
Сочетание и согласованность интересов трудового коллектива и собственника имущества завода реализуется через Совет предприятия. Совет предприятия решает отнесенные к его компетенции вопросы коллегиально на своих заседаниях. Заседание собирается по мере необходимости.
МАЗ имеет у себя все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным заводам. Среди них: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное станкостроительное производства. Больше всех снизило объем литейное производство из-за снижения поставок литья по кооперации.
Уровень механизации и автоматизации рабочих мест составляет около 84%.
Анализ текущего финансового состояния Минского автомобильного завода проводился по данным бухгалтерской отчетности предприятия (балансов и приложений к нему) за 2005-2007 годы (таблица 2.1).
Таблица 2.1. Динамика показателей финансово-экономической деятельности РУП «МАЗ» за период 2005-2007 гг., млн. рублей
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2007 г. к 2006 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах на начало года |
млн. руб. |
324 791,36 |
331 419,76 |
362 824,37 |
109,5 |
Реализованная продукция |
млн. руб. |
88 403,07 |
221 978,30 |
435 075,61 |
196,0 |
Себестоимость реализованной продукции |
млн. руб. |
80 010,00 |
201 866,18 |
400 608,74 |
198,5 |
Прибыль от реализации продукции |
млн. руб. |
8 393,07 |
20 112,12 |
34 466,88 |
171,4 |
Балансовая прибыль |
млн. руб. |
12 265,58 |
21 949,97 |
28 504,08 |
129,9 |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
млн. руб. |
49 217,43 |
133 418,37 |
225 438,21 |
169,0 |
Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств |
млн. руб. |
26 399,62 |
43 989,53 |
91 232,24 |
207,4 |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
10,49 |
9,96 |
8,60 |
- |
Рентабельность всего капитала |
% |
16,22 |
11,34 |
9,00 |
- |
Окончание таблицы 2.1 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Фондоотдача с 1 рубля основных фондов |
руб. |
0,51 |
0,64 |
0,73 |
114,1 |
Оборачиваемость оборотных средств |
дн. |
118,78 |
78,45 |
81,98 |
104,5 |
Численность пром. произв. персонала |
чел. |
18565 |
18994 |
19777 |
104,1 |
Среднегодовая выработка ТП на одного рабочего |
млн. руб |
17,49 |
17,45 |
18,35 |
105,2 |
Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия
Темп роста товарной продукции составил 109,48 % в 2007 г. по отношению к 2006 г.
Анализируя показатели рентабельности реализованной продукции можно сделать вывод о том, что на предприятии рентабельность за период 2006 - 2007 гг. снижалась. И в 2007 г. по сравнению с 2006 г. этот показатель снизился на 1,36 процентных пунктов.
Для расчета показателя фондоотдачи основные фонды необходимо учитывать по балансовой стоимости. По сравнению с 2006 г. в 2007 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов увеличилась на 0,09. В том числе за счет роста товарной продукции этот показатель вырос на 0,63 ((416 688,93-210 185,19)/326 522,18), а за счет увеличения среднегодовой стоимости основных фондов снизился на 0,54 (416 688,93*(1/567 952,92-1/326 522,18).
Оборачиваемость оборотных средств снизилась на 3 дня. При этом, за счет увеличения среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств длительность оборота увеличилась на 84 дня (360*(91232,24- 43 989,53) / 201 866,18), а за счет увеличения себестоимости реализованной продукции оборачиваемость снизилась на 81 день (360*91 232,24 *(1/400 608,74- 1/ 201 866,18).
Из таблицы видно, что среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 0,9 млн. руб./чел. (362 824,37/ 19 777- 331 419,76/ 18 994). В том числе за счет роста объема товарной продукции выработка увеличилась на 1,65 млн. руб./ чел. (362 824,37- 331 419,76)/ 18 994), а за счет роста численности промышленно- производственного персонала снизилась на 0,76млн. руб./ чел.(362 824,37* (1/19 777 - 1/18 994)
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.
Основное направление сбытовой политики Минского автозавода - это реализация продукции на экспорт (таблица 2.2.):
Таблица 2.2. Отгрузка автотехники МАЗ по рынкам сбыта в 2007 г.
Рынки сбыта |
Автомобили |
Доля в общей реализации, % |
Прицепы и п/пр |
Доля в общей реализации, % |
Автобусы |
Доля в общей реализации, % |
Беларусь |
1006 |
5,94 |
243 |
5,85 |
92 |
17,16 |
Экспорт, всего: |
15944 |
94,06 |
3911 |
94,15 |
445 |
82,84 |
ВСЕГО: |
16948 |
100,0 |
4153 |
100,0 |
536 |
100,00 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Структура экспорта представлена в табл. 2.3.
Таблица 2.3. Отгрузка автотехники МАЗ по странам в 2007 г.
Показатели |
Автомобили |
Доля в общей реализации, % |
Прицепы и п/пр |
Доля в общей реализации, % |
Автобусы |
Доля в общей реализации, % |
Экспорт, всего: |
15944 |
100,0 |
3911 |
94,15 |
445 |
82,84 |
Россия |
11987 |
75,2 |
3313 |
79,75 |
319 |
59,51 |
Украина |
1302 |
8,2 |
240 |
5,78 |
84 |
15,67 |
Казахстан |
262 |
1,6 |
68 |
1,64 |
0 |
0,00 |
Туркмения |
338 |
2,1 |
55 |
1,32 |
3 |
0,56 |
Узбекистан |
95 |
0,6 |
44 |
1,06 |
4 |
0,75 |
Кыргызстан |
19 |
0,1 |
1 |
0,02 |
0 |
0,00 |
Азербайджан |
24 |
0,2 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
Армения |
4 |
0,0 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
Молдова |
52 |
0,3 |
4 |
0,10 |
2 |
0,37 |
Дальнее зарубежье |
1859 |
11,7 |
186 |
4,47 |
32 |
5,97 |
Примечание. Источник: собственная разработка
В 2006 году, так же как и в предыдущие годы, основным рынком сбыта продукции МАЗ был и остается рынок России. Максимальное количество было отгружено в РФ, что составило 70,73% (11987 шт.) по автомобилям, по прицепной технике - 79,75% (3312 шт.), по автобусам - 59,51% (319 шт.) от общего объема отгруженной продукции РУП «МАЗ».
На рынке большегрузных автомобилей в СНГ было продано в 2006 году 69 727 автомобилей (включая импортные авт.). Основными поставщиками большегрузной автотехники на этом рынке являются. ОАО «КамАЗ», РУП «МАЗ», A3 «Урал», АМО «ЗиЛ», ХК «КрАЗ» и производители западных фирм. С учетом всех поставщиков большегрузных автомобилей рынок СНГ увеличился по сравнению с 2005 годом на 17,4 %.
Общий объем продаж грузовых автомобилей производителей СНГ в 2006 году составил 55 190 шт. По сравнению с 2005 годом спрос на грузовые автомобили отечественного производства увеличился на 3 248 автомобилей или на 6,2%.
Стабильность в увеличении реализации автотехники на протяжении последних трех лет наблюдается у МАЗа. Резкое увеличение реализации автомобилей по сравнению с 2006 годом прослеживается на ОАО «КамАЗ». Заводы Урал и КрАЗ на протяжении последних трех лет снижают объемы реализации автотехники.
Лидер продаж грузовой автотехники КамАЗ в 2006 году реализовал на 7266 автомобилей больше по сравнению с 2005 годом. У МАЗа и УралАЗа темп роста по автомобилям грузоподъемностью больше 5 т. составил соответственно 104,6% и 119,6%. Более чем в 2,5 раза упала реализация у ЗиЛа (таблица 2.4).
Таблица 2.4.
Анализ реализации РУП «МАЗ» и его основных конкурентов
Завод-изготовитель |
Реализация, шт. |
Темп роста, % | |
2005 г. |
2006 г. | ||
МАЗ |
13311 |
13919 |
104,6 |
КамАЗ |
14254 |
21518 |
151,0 |
УралАЗ |
4340 |
5190 |
119,6 |
КрАЗ |
1074 |
1012 |
94,0 |
ЗиЛ |
242 |
93 |
38,4 |
Западные автомобили (новые и б/у) |
26151 |
27995 |
107,1 |
Всего |
59370 |
69727 |
117,4 |
Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия
В 2006г. в Россию было ориентировочно продано следующее количество новых и б/у грузовиков зарубежными фирмами: Скания - 2500 шт., Вольво - 3850 шт., Ивеко - 800 шт., Даймлер-Крайслер - 3700 шт., МАН - 2200 шт. Из числа подержанных автомобилей наибольшим спросом пользуются модели 1995-1999 гг. с пробегом до 500 тыс. км.
Конкурентоспособность отечественных автомобилей и далее будет снижаться, если учесть, что инофирмы настойчиво пытаются внедрить новые формы продаж (лизинг, кредитные программы, рассрочки и т.п.), организуют сборку своих машин на совместных предприятиях, не желая даже в сложившихся жестких условиях оставлять обширный рынок СНГ.
Так как рынок СНГ имеет тенденцию увеличения, а на 2007 год емкость рынка составила примерно около 80 000 шт. грузовых автомобилей (в 2006 г. продано 69 727 шт.), то предстоит борьба за долю рынка между основными производителями автотехники и поставщиками импортных автомобилей.
Количество продаж большегрузных автомобилей производителей стран СНГ в дальнее зарубежье уменьшилось по сравнению с 2005 годом на 55,5% (2006 г.- 4497 шт., 2005 г. - 9889 шт.).
Рост экспорта автомобилей наблюдается у РУП «МАЗ» (114,4 %) (таблица 2.5)
Таблица 2.5.
Экспорт грузовых автомобилей в страны дальнего зарубежья
Завод-изготовитель |
Реализация, шт. |
Темп роста, % | |
2006 |
2007 | ||
МАЗ |
1625 |
1859 |
114,4 |
КамАЗ |
5044 |
1741 |
34,5 |
УралАЗ |
2998 |
769 |
25,6 |
КрАЗ |
222 |
128 |
57,6 |
Всего: |
9889 |
4497 |
45,5 |