Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия (на примере РУП «МАЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:23, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
- рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
- проведена оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»;
- разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара
2. Анализ конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»
3. Направления повышения конкурентоспособности продукции
3.1 Повышение качества выпускаемой продукции
3.2 Совершенствование сервисного обслуживания автомобилей
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия на примере РУП МАЗ.rtf

— 2.72 Мб (Скачать файл)

Таким образом, проведенный анализ показал, что наиболее важные технические параметры, по мнению потребителей, присутствуют в марке МАЗ в незначительной мере, по сравнению с фирмами-конкурентами.

Если говорить о рынках сбыта в 2007 году, то следует отметить, что по примерным расчетам, до 80% всех проданных седельных тягачей Минского автозавода поступило в Россию, около 16,7% - в другие страны СНГ и чуть более 3% - в государства дальнего зарубежья.

В сегменте грузовых автомобилей это соотношение выглядит следующим образом: 68-69%--20-22% --10%. Таким образом, можно без большой натяжки утверждать, что благополучие МАЗа зависит, прежде всего, от объемов сбыта его продукции на российском рынке, емкость которого продолжает расти высокими темпами вслед за увеличением мировых цен на энергоносители. И даже если нефтегазовая конъюнктура изменится, данное утверждение будет оставаться справедливым еще долгое время. А именно до тех пор, пока технический уровень и экономические показатели изделий Минского автозавода не позволят ему стать игроком глобального масштаба.

Если попытаться оценить итоги работы отечественного автогиганта с точки зрения изменения его доли в общем объеме продаж тяжелых грузовиков в России, то они выглядят не столь оптимистично. Отдельные эксперты склоняются к тому, что сегодня удельный вес продукции МАЗа на рынке РФ вряд ли достигает 16%, тогда как совсем недавно он зашкаливал за 20%, а еще раньше уверенно перекрывал отметку 30%.

Основная причина ослабления позиций Минского автозавода в России состоит в том, что его главные конкуренты (как из РФ, так и из третьих стран) смогли более эффективно воспользоваться ростом платежеспособного спроса российских субъектов хозяйствования, стимулируемого неиссякающим потоком нефтедолларов.

Они заметно потеснили белорусов в сегменте большегрузных автомобилей как "снизу" (за счет предложения несколько менее качественных, но и существенно более дешевых изделий -- здесь пальма первенства принадлежит китайцам), так и "сверху" (когда более высокая цена компенсируется набором более высоких потребительских свойств -- тут все сильнее нажимают европейские концерны).

Удерживать свои позиции РУП «МАЗ» позволяет лишь относительно более высокий (по сравнению с китайскими и некоторыми российскими машинами) технический уровень продукции. Но по мере того, как ее цена приближается к стоимости изделий ведущих мировых производителей, это преимущество исчезает.

Между тем конкуренты увеличивают свои доли на рынке автомобилей. По данным официальных источников, из проданных в 2007 году КамАЗом 52648 грузовых автомобилей 39187 (или 74,43%) было куплено в России. При этом удельный вес продукции КамАЗа в нише тяжелых грузовиков у него на родине превысил 27%.

Успешным 2007 год был и для автозавода "Урал", который в настоящее время входит в состав Группы ГАЗ. Он увеличил выпуск готовой продукции до 15751 единицы.

А еще более высокими темпами в 2007 году росла реализация в РФ тяжелых грузовиков из дальнего зарубежья. Российский импорт этой продукции (без учета поставок из Беларуси) за 12 месяцев вырос в 2 раза--до 65-67 тыс. штук, а ее рыночная доля составила 45%. При этом обращает на себя внимание рост поставок китайских автомобилей, которые за короткое время смогли нарастить годовой экспорт большегрузов в Россию от нескольких сотен до более чем 10 тыс. шт.

Всебольший размах приобретает сборка зарубежных моделей грузовиков непосредственно в России. Так, группа компаний Volvo Trucks приступила к созданию предприятия, рассчитанного на выпуск 15 тыс. грузовиков (10 тыс. Volvo и 5 тыс. Renault) в год в Калуге. Планируется, что строительство нового завода будет завершено в начале 2009 года. Scania также объявила о намерении организовать сборочное производство в России.

В ситуации, когда затраты на разработку новой продукции, освоение ее в производстве и продвижение на рынок растут в геометрической прогрессии, практически единственным выходом является создание стратегических альянсов между наиболее близкими по интересам предприятиями.

2.3 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»

 

Рассчитаем показатели оценки конкурентоспособности по рассмотренной в главе 1 дипломной работы методике.

Сначала проведем сравнительную характеристику самосвала «МАЗ» и двух его конкурентов - самосвалов КАМАЗ и MAN (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4.

Технические характеристики самосвалов с колесной формулой 6х4

Позиция сравнения

МАЗ-551605

КАМАЗ 6520

MAN TGA 40390

Колесная формула

6х4

6х4

6х4

Максимальная загрузка на переднюю ось, кг

7000

7500

8000

Максимальная нагрузка на задний мост, кг

26000

25600

32000

Грузоподъемность, кг

18500

20000

27000

Объем кузова, м3

11

12

19

Объем топливного бака, л., материал бака

350, сталь

350, сталь

300, сталь

Модель двигателя (европейский стандарт)

ЯМЗ-238ДЕ (Euro-1)

КАМАЗ 740.51 (Euro-2)

MAN D2066LF02

(Euro-3)

Мощность двигателя, л.с.

330

320

390

Расположение и число цилиндров

V-образное, 8

V-образное, 8

Рядный, 6

Рабочий объем, л

14,86

11,76

12

Модель КПП

ЯМЗ-238М

ZF 16S 151

ZF 16S

Тип КПП

Механика

Механика

Механика

Ступеней КПП

8

16

16

Ориентировочная стоимость, долл. США

80000

93000

164000


Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

Как видно из таблицы 2.4, самосвал МАЗ-551605 уступает конкурентам по ряду показателей, так максимальная загрузка на переднюю ось у него ниже чем у КАМАЗа, на 500 кг и на 1000 кг у MANа соответственно.

Максимальная нагрузка на задний мост у МАЗа выше, чем у КАМАЗа на 400 кг, но ниже чем у MANа на 6000 кг, что весьма существенно.

МАЗ отличается от двух исследуемых конкурентов и наименьшей грузоподъемностью и объемом кузова.

Модель двигателя на МАЗе соответствует стандарту Euro-1, в то время как исследуемые конкуренты имеют двигателя более соответствующие современным стандартам - Euro-2 и Euro-3.

МАЗ обладает большей мощностью двигателя, чем КАМАЗ, но меньшей, чем MAN.

У МАЗа наименьшее количество ступеней передач - 8, но и наименьшая цена из всех исследуемых конкурентов, хотя при том, что все показатели, изученные в таблице, ниже показателей самосвалов-конкурентов, это не удивительно.

Отделом маркетинга РУП «МАЗ» было проведено исследование конкурентоспособности продукции (таблице 2.5).

 

Таблица 2.5. Показатели конкурентоспособности самосвалов МАЗ-551605 и МАЗ 6520

Показатель

КАМАЗ 6520

МАЗ-551605

Единичный показатель

gi

Весовой коэфф.

ai

Групповой показатель

G

Качественные параметры

Внешний вид

0,9

0,7

1,3

0,15

0,190

Экономичность

1

0,9

1,1

0,20

0,22

Технические показатели

1

0,9

1,1

0,25

0,27

Ремонтоспособность

1

1

1

0,10

0,10

Надежность в эксплуатации

0,9

0,8

1,1

0,15

0,16

Сервис

0,8

0,7

1,1

0,15

0,19

Итого:

       

1,13

Экономические параметры

Цена

93000

80000

-

-

-

Затраты на эксплуатацию 5%

4650

4000

-

-

-

Расходы на ремонт 10%

9300

8000

-

-

-

Расходы на транспортировку 0,5%

465

400

-

-

-

Итого:

107415

92400

-

-

1,16


Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

Рассчитаем интегральный показатель (I) по формуле:

 

I = Gm / Gэ, (2.1)

 

где  Gm - групповой показатель по техническим параметрам;

Gэ - групповой показатель по экономическим параметрам.

 

I = 1,13 / 1,16 = 0,97

 

Так как интегральный показатель меньше единицы (0,97 < 1), то самосвал МАЗ-551605 уступает самосвалу КАМАЗ 6520 и по качественным параметрам и по экономическим параметрам.

На РУП «МАЗ» также применяется методика определения конкурентоспособности производимой продукции с использованием экспертной оценки.

1. Экспертной комиссией отбираются критерии или оценочные показатели, которые в наибольшей степени характеризуют продукцию.

2. Исходя из технических параметров, регламентированных ГОСТами, а также общими тенденциями сегмента рынка, основных конкурентов, анализа прошлых периодов, определяются максимальное и минимальное значения всех оцениваемых показателей.

3. Исследуется информация по показателям критериев образцов техники, конкурирующей с единицей предприятия. Методы сбора информации:

Аналитический, с использованием различных источников;

Экспертный, с оценкой неизмеримых показателей, таких как эргономичность, эстетичность, наличие специального оборудования и другие показатели;

Метод проведения испытаний над контрольным и конкурирующими образцами, который имеющий высокую стоимость.

4. Рассчитываются выбранные показатели с использованием формул, которые приведены далее.

5. После расчета критериев измеримые и неизмеримые показатели приводятся в сопоставимый вид (для этого изначально и измеряются максимальные и минимальные значения параметров).

6. Полученные показатели по каждому образцу суммируются и делятся на их общее количество. Таким образом, и получается средний показатель конкурентоспособности.

Таким образом, для определения конкурентных преимуществ выпускаемой заводом автотехники необходимо сопоставить в безразмерной форме перечисленные ниже параметры моделей-аналогов--суммарная площадь профиля характеризует конкурентоспособность каждой модели в выбранном диапазоне показателей. Конкурентоспособность в таблице 2.6 оценивается по следующим показателям:

ЧТС - чистая текущая стоимость автобуса (за весь период эксплуатации),

ДЧДП - дисконтированные чистые денежные поступления (по годам),

It - инвестиции (включают цену и затраты на ремонт и замену узлов).

Средняя техническая скорость, рассчитываемая по формуле

 

Vт=αNmax×Kv×(1,36Nуд×КПДтр/f)2/3, (2.2)

 

где αNmax -коэффициент использования мощности

Kv -коэффициент рельефа местности

Nуд - удельная мощность двигателя

КПДтр - коэффициент полезного действия трансмиссии

f - коэффициент сопротивления качению

Уд. мощность, рассчитываемое по формуле

 

Nуд = Nдв×βпр/ (Go+q×γгр)+Nдв×(1- βпр)/ Go, (2.3)

 

где Nдв - мощность двигателя, кВт,

βпр - коэффициент использования пробега

Go - вес снаряженного автобуса, т.

q -грузоподъемность автобуса, т.

γгр -коэффициент класса груза.

 

Динамические факторы:

 

D=Pт / (Go + q), (2.4)

 

где Рт -тяговое усилие ведущих колес.

Рт =Mдв × ui × uгл × КПДтр / rк , (2.5)

 

где Mдв - максимальный крутящий момент двигателя, кГм,

ui - передаточное число 1 ступени КПП,

uгл - передаточное число главной передачи

КПДтр - коэффициент полезного действия трансмиссии

rк - динамический радиус колеса.

 

На РУП «МАЗ» была проведена оценка конкурентоспособности автобуса МАЗ-256 и конкурентов с помощью метода экспертных оценок, которые внесены в столбцы 2-4 таблицы 2.6.

 

Таблица 2.6. Оценка показателей конкурентоспособности МАЗ-551605

Оценочный показатель

МАЗ-551605

КАМАЗ 6520

MAN TGA 40390

1

2

3

4

1. ЧТС=сумм. ДЧДПt-сумм. It, тыс. руб.

0,2148

0,8545

0,4327

2. Цена (Ц.), тыс. руб.

0,3148

0,7688

0,1576

3. Внутренний коэф. окупаемости (ВКО), %

0,3399

0,6824

0,9758

4. Сопутствующие капвложения (Кэкс), т.р.

0,8000

0,8000

0,8000

5. Доля экспорта в объеме выпуска α, %

0,7853

0,1201

0,2503

1

2

3

4

6. Себестоимость перевозок (Sэкс), руб./ткм

0,9644

0,0916

0,5177

7. Соответствие правовым нормам (Кн), %

0,9706

0,4412

0,5882

8. Эстетичность (Эс), баллы

0,6667

0,7778

0,5556

9. Эргономичность (Эр), баллы

0,6250

0,1250

0,7500

10. Мощность двигателя (Nдв), л.с.

0,5968

0,1129

0,0484

11. Масса снаряженного автобуса (Gо), кг.

0,0745

0,9784

0,6092

11.1 Полная масса автобуса

0,3455

0,0114

0,0909

12.1. Мест для сидения

0,6000

0,1000

0,9000

12.2. Общая пассажировместимость

0,1000

0,4000

0,3667

12.3. Объем багажника

0,6667

0,0000

0,9000

13. Максимальная скорость, (Vmax), км/час

0,7791

0,4070

0,5233

14. Средняя технич. скорость (Vт), км/час

0,5606

0,9697

0,6930

15. Динамический фактор (D)

0,7653

0,9880

0,9331

16. Наличие АБС

0,6000

0,6000

0,6000

17. Наличие ПБУ

0,2000

0,0000

0,4000

18. Контрольный расход топл. (Q1), л/100км

0,4186

0,1653

0,9804

19. Коэф. эффективн. (Кэф), 100 км2/ч*л

0,2868

0,0996

0,9654

20. Наработка на отказ (Н), км

0,8000

0,8000

0,8000

21. Уд. Трудоемкость (Ттоп), чел*ч/1000 км

0,6905

0,7814

0,4726

22. Периодичность ТО-2 (Пто-2), тыс/км

0,6429

0,6429

0,2857

23. Ресурс (L), тыс. км

0,4737

0,0351

0,5614

Соотношение цена/качество условно-приведенных единиц

0,5493

0,4520

0,5830

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия (на примере РУП «МАЗ»)