Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:58, курсовая работа
Следовательно, целью курсовой работы является исследование динамики показателей рентабельности и выявление резервов ее повышения на ЗАО «Запорожский железорудный комбинат».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи следующего характера:
дать определение рентабельности
изучить виды рентабельности и факторы влияющие на нее
дать краткую характеристику предприятию ЗАО «ЗЖРК»
оценить динамику рентабельности продукции, производства и продаж
сравнить рентабельность производства с минимальной рентабельностью
ВВЕДЕНИЕ
Рентабельность, ее виды и факторы влияющие на нее
Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
Оценка состояния рентабельности предприятия
Анализ рентабельности производственной деятельности и влияние факторов на ее изменение
Анализ рентабельности продаж и влияние факторов на ее изменение
Анализ рентабельности капитала и влияние факторов на ее изменение
Анализ рентабельности с использованием Модели Дюпона
Пути повышения рентабельности предприятия
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ЗАО «ЗЖРК» специализируется на разработке Южно – Белозерского и Переверзевского железорудных месторождений и производстве товарной железной руды.
Торжественная выдача первой железной руды Южно-Белозерского месторождения состоялась 28 августа 1967 года на шахте “Южная”. Первая очередь ЗЖРК вступила в строй 30 декабря 1969 года. Добыча сырья ведется в сложнейших гидрогеологических условиях — под семью водоносными горизонтами (включая Бучакский) на глубине более 600 м.
Месторождение охватывает 2,5 км, средняя мощность рудного тела — до 60 м. Разведанные запасы руды составляют порядка 300 млн. тонн.
Производимая на предприятии руда имеет наиболее высокий в Украине уровень содержания железа (58-66%).
В структуру ЗЖРК входят шахты, дробильно – сортировочная фабрика и вспомогательные цеха: закладочный, ремонтно – механический и др.
Основная производственная единица по добыче руды — шахта Эксплуатационная, самая большая в Украине по объему добычи и числу работников. Ее производительность — 3,3-3,5 млн. тонн в год. Задача шахты Проходческая — вскрытие и подготовка горизонтов.
На ЗЖРК добывается агломерационная,
мартеновская, доменная руда. В общем
объеме продукции 85% составляет агломерационная
руда, которая содержит 62% железа и
значительно превосходит по качеству
руду Криворожского бассейна, других
месторождений европейской
Около 60 % продукции экспортируется в Чехию, Словакию, Польшу и Австрию, а остальное поставляется на “Запорожсталь”. Кроме того, запорожская руда идет на Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно представить в таблице 2.1.
Табл. 2.1 Экономический паспорт предприятия
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
Отчетный год в % к прошл. | |||||
План |
Факт |
% выполнения | ||||||||
1 |
Объем товарной продукции в оптовых действующих ценах без НДС и АС |
Тыс. грн |
543230 |
1380288 |
1383752 |
100,3 |
255 | |||
2 |
Объем товарной продукции в оптовых сопоставимых ценах без НДС и АС |
Тыс. грн |
560281 |
567820 |
569524 |
100,3 |
101,7 | |||
3 |
Объем реализованной продукции без НДС и АС (чистый доход от реализованной продукции) |
Тыс. грн |
556083 |
1310610 |
1358420 |
103,7 |
245 | |||
4 |
Численность ППП |
Чел. |
4196 |
4397 |
4242 |
96,5 |
101,1 | |||
5 |
Производительность ППП: А) в действующих ценах; Б) в сопоставимых ценах; |
129,46
133,53 |
313,91
129,14 |
326,2
134,26 |
103,91
103,97 |
252
100,5 | ||||
6 |
Расходы на оплату труда |
Тыс. грн |
111327 |
194921 |
189069 |
97 |
170 | |||
7 |
Себестоимость реализованной продукции |
Тыс. грн |
440578 |
642962 |
635474 |
99 |
144 | |||
8 |
Валовая прибыль |
Тыс. грн |
115505 |
667648 |
722946 |
108,3 |
626 | |||
9 |
Рентабельность продукции |
% |
13 |
85 |
94 |
110,6 |
723 | |||
10 |
Финансовый результат от обычной деятельности |
Тыс. грн |
26262 |
495882 |
551370 |
111,2 |
2100 | |||
11 |
Чистая прибыль |
Тыс. грн |
26262 |
495882 |
551370 |
111,2 |
2100 | |||
12 |
Рентабельность производства (капитала) |
% |
7 |
70 |
77 |
110 |
1100 |
Формулы для расчетов
(2.1)
(2.2)
(2.3)
По полученным результатам
финансово-хозяйственной
3) увеличилась численность промышленно-производственного персонала с 4196 человек в 2008 году до 4242 человек в 2009 г.;
4) фонд заработной платы в 2009 году вырос с 111327 тыс. грн. до 189069 тыс. грн. и это увеличение отрицательно сказалось на деятельности предприятия;
5) себестоимость объема реализованной продукции увеличилась, что повлияло на увеличение цены на реализуемую продукцию и на конкурентоспособность предприятия;
6) положительные тенденции наблюдались при оценке валовой прибыли, которая увеличилась по сравнению с 2008 годом и составила 722946 тыс. грн., что составило 626 % от показателя 2009 года;
7) существенно повысился показатель рентабельности продукции в 2009 году и составил 723% показателя за 2008 год;
8) в 2009 году по сравнению с 2008 годом значительно вырос финансовый результат от обычной деятельности и чистая прибыль;
9) в связи с таким резким ростом чистой прибыли вырос показатель рентабельности производства с 7% в 2008 г. до 77% в 2009 г., что положительно повлияло на всю деятельность предприятия и на его инвестиционную привлекательность.
РАЗДЕЛ 3 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Анализ рентабельности производственной деятельности и влияние факторов на ее изменение
Рентабельность продукции – это показатель, характеризующий эффективность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Он равен отношению валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.
(3.1)
Данный показатель показывает,
сколько предприятие имеет
(3.2)
Данный показатель показывает,
сколько предприятие имеет
Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Данный коэффициент показывает, насколько прибыльным является конечный результат основной деятельности предприятия. Он помогает, в частности, решать текущие и стратегические задачи предприятия.
Целью деятельности любого предприятия на рынке является получение максимальной прибыли, поэтому предприятию необходимо определиться, какие изделия являются невыгодными для производства и реализации, а какие – наоборот, следует увеличить объемы производства в связи с высокой рентабельностью данных изделий. Для этого предприятию необходимо оценить рентабельность по каждому виду продукции и принять соответствующее решение.
После проведения оценки рентабельности каждого вида продукции можно определить резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции, а это, в свою очередь, повышает рентабельность продукции и улучшает финансово-экономическое состояние предприятия.
При оценке относительных
показателей эффективности
Рис. 3.1 Факторы, влияющие на показатель рентабельности продукции
К другим факторам, влияющим на данный показатель рентабельности, относятся также качество продукции, конъюнктура рынка, прямые материальные затраты, затраты на оплату труда и т.п.
При оценке рентабельности продукции ее можно классифицировать таким образом:
1) по уровню рентабельности:
а) нерентабельные виды продукции;
б) низкая рентабельность;
в) средняя рентабельность;
г) высокая рентабельность.
2) по изменению рентабельности
по сравнению с прошлыми
а) увеличение уровня рентабельности;
б) незначительное изменение уровня рентабельности;
в) снижение уровня рентабельности.
Для оценки рентабельности продукции ЗАО «ЗЖРК» необходимо составить таблицу с исходной информацией для расчета необходимых показателей.
Табл. 3.1 Показатели для оценки рентабельности продукции ЗАО «ЗЖРК»
№ п/п |
Показатель |
2008 год |
2009 год |
Отклонение, ± |
Темп роста, % |
1 |
Валовая прибыль, тыс. грн. |
115505 |
722946 |
+607441 |
626 |
2 |
Себестоимость, тыс. грн. |
440578 |
635474 |
+194896 |
144 |
3 |
Рентабельность продукции, % |
26,217 |
113,765 |
+87,548 |
433,9 |
Рис. 3.1 Динамика рентабельности продукции предприятия ЗАО «ЗЖРК»
Как видно из табл. 3.2 показатель рентабельности продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом существенно повысился. Полученные в ходе проведения анализа данные свидетельствуют о том, что рентабельность производственной деятельности в 2009 году по сравнению с 2008 годом повысилась на 87,6% за счет влияния двух факторов:
1) за счет увеличения валовой прибыли на 607441 тыс. грн;
2) за счет увеличения себестоимости на 194896 тыс. грн, что отрицательно повлияло на рост рентабельности продукции, но не привело предприятие к убытку за счет увеличения валовой прибыли;
Для того, чтобы рентабельность продукции росла с такими же темпами, предприятию необходимо оценить рентабельность каждого вида выпускаемой продукции и по результатам такой проверки определить, какие виды продукции следует производить в больших количествах в связи с их высокой рентабельностью, а от каких необходимо отказаться вследствие их нерентабельности.
Таким образом, указанные выше мероприятия позволят повысить уровень рентабельности продукции, что повысит инвестиционную привлекательность, что является в современных рыночных условиях важным качеством любого предприятия.
3.2 Анализ рентабельности продаж и влияние факторов на ее изменение
Коэффициент рентабельности продаж используется при оценке эффективности хозяйственной деятельности и процессов ценообразования.
Под рентабельностью продаж
подразумевается такой
Для определения рентабельности продаж используются различные виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Эти показатели соотносят с объемом реализованной продукции, чтобы определить, какое количество прибыли приходится на единицу готовой продукции. В связи с этим для оценки рентабельности продаж используются следующие формулы
(3.3)
(3.4)
(3.5)
(3.6)
Прибыль от продаж продукции зависит в целом от следующих факторов:
1) объем продаж продукции;
2) структура продукции;
3) себестоимость продукции;
4) уровень цен реализации.
При этом объем продаж продукции
может оказывать на прибыль как
положительное, так и отрицательное
влияние. Положительное наблюдается
в том случае, когда увеличивается
объем продаж рентабельной продукции,
что приводит к увеличению прибыли,
а отрицательное – в случае,
когда увеличивается объем
Для оценки рентабельности продаж предприятия ЗАО «ЗЖРК» необходимо составить таблицу с исходной информацией.
Табл. 3.2 Показатели для анализа рентабельности продаж на предприятии ЗАО «ЗЖРК»
№ п/п |
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Отклонение, ± |
Темп роста, % |
1 |
Валовая прибыль, тыс. грн. |
115505 |
722946 |
+607441 |
626 |
2 |
Выручка от реализации, тыс. грн. |
602072 |
1500668 |
+898596 |
249 |
3 |
Рентабельность продаж, % |
19 |
48 |
+29 |
253 |
(3.7)
Рис. 3.2 Динамика рентабельности продаж предприятия ЗАО «ЗЖРК»
Как видно из таблицы 3.2, рентабельность продаж в 2008 году составила 19%, а в следующем, 2009 году, этот показатель значительно увеличился и составил 48%, т.е. отклонение составило +29%.
В целях повышения рентабельности продаж предприятию необходимо проанализировать структуру продаж, определить какие виды продукции являются нерентабельными и отказаться от их продажи вследствие их убыточности. Также предприятию необходимо пересмотреть структуру затрат при калькулировании себестоимости продукции, определить, каким образом можно уменьшить этот показатель.
3.3 Анализ рентабельности капитала и влияние факторов на ее изменение
Каждому предприятию необходимо знать всю информацию о рентабельности его деятельности. Таким показателем может являться рентабельность предприятия (активов).
Информация о работе Пути повышения рентабельности предприятия