Пути повышения рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, целью курсовой работы является исследование динамики показателей рентабельности и выявление резервов ее повышения на ЗАО «Запорожский железорудный комбинат».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи следующего характера:
дать определение рентабельности
изучить виды рентабельности и факторы влияющие на нее
дать краткую характеристику предприятию ЗАО «ЗЖРК»
оценить динамику рентабельности продукции, производства и продаж
сравнить рентабельность производства с минимальной рентабельностью

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Рентабельность, ее виды и факторы влияющие на нее
Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
Оценка состояния рентабельности предприятия
Анализ рентабельности производственной деятельности и влияние факторов на ее изменение
Анализ рентабельности продаж и влияние факторов на ее изменение
Анализ рентабельности капитала и влияние факторов на ее изменение
Анализ рентабельности с использованием Модели Дюпона
Пути повышения рентабельности предприятия
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Расчет рент.docx

— 183.83 Кб (Скачать файл)

ЗАО «ЗЖРК» специализируется на разработке Южно – Белозерского и Переверзевского железорудных месторождений и производстве товарной железной руды.

Торжественная выдача первой железной руды Южно-Белозерского месторождения состоялась 28 августа 1967 года на шахте “Южная”. Первая очередь ЗЖРК вступила в строй 30 декабря 1969 года. Добыча сырья ведется в сложнейших гидрогеологических условиях — под семью водоносными горизонтами (включая Бучакский) на глубине более 600 м.

Месторождение охватывает 2,5 км, средняя  мощность рудного тела — до 60 м. Разведанные  запасы руды составляют порядка 300 млн. тонн.

Производимая на предприятии руда имеет наиболее высокий в Украине  уровень содержания железа (58-66%).

В структуру ЗЖРК входят шахты, дробильно – сортировочная фабрика и вспомогательные цеха: закладочный, ремонтно – механический и др.

Основная производственная единица по добыче руды — шахта Эксплуатационная, самая большая в Украине по объему добычи и числу работников. Ее производительность — 3,3-3,5 млн. тонн в год. Задача шахты Проходческая — вскрытие и подготовка горизонтов.

На ЗЖРК добывается агломерационная, мартеновская, доменная руда. В общем  объеме продукции 85% составляет агломерационная  руда, которая содержит 62% железа и  значительно превосходит по качеству руду Криворожского бассейна, других месторождений европейской части  СНГ.

Около 60 % продукции экспортируется в Чехию, Словакию, Польшу и Австрию, а остальное поставляется на “Запорожсталь”. Кроме того, запорожская руда идет на Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича.

Основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия можно  представить в таблице 2.1.

 

Табл. 2.1 Экономический паспорт предприятия

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

Отчетный год в % к прошл.

План

Факт

% выполнения

1

Объем товарной продукции  в оптовых действующих ценах  без НДС и АС

Тыс. грн

543230

1380288

1383752

100,3

255

2

Объем товарной продукции  в оптовых сопоставимых ценах  без НДС и АС

Тыс. грн

560281

567820

569524

100,3

101,7

3

Объем реализованной продукции  без НДС и АС (чистый доход от реализованной продукции)

Тыс. грн

556083

1310610

1358420

103,7

245

4

Численность ППП

Чел.

4196

4397

4242

96,5

101,1

5

Производительность ППП:

А) в действующих ценах;

Б) в сопоставимых ценах;

 

 

 

 

129,46

 

133,53

 

 

 

313,91

 

129,14

 

 

 

326,2

 

134,26

 

 

 

103,91

 

103,97

 

 

 

252

 

100,5

6

Расходы на оплату труда

Тыс. грн

111327

194921

189069

97

170

7

Себестоимость реализованной  продукции

Тыс. грн

440578

642962

635474

99

144

8

Валовая прибыль

Тыс. грн

115505

667648

722946

108,3

626

9

Рентабельность продукции

%

13

85

94

110,6

723

10

Финансовый результат  от обычной деятельности

Тыс. грн

26262

495882

551370

111,2

2100

11

Чистая прибыль

Тыс. грн

26262

495882

551370

111,2

2100

12

Рентабельность производства (капитала)

%

7

70

77

110

1100


 

Формулы для расчетов

 

 (2.1)

 (2.2)

  (2.3)

 

По полученным результатам  финансово-хозяйственной деятельности можно сделать вывод, что предприятие  ЗАО «ЗЖРК» значительно увеличило масштабы своей деятельности в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Такой вывод можно сделать на основании следующих показателей:

  1. объем товарной продукции в оптовых действующих ценах в 2009 г. по сравнению с 2008 г. значительно вырос и составил 255% от показателя 2008 г.;
  2. объем товарной продукции в оптовых действующих ценах в 2009 г. по сравнению с 2008 г. значительно вырос и составил 255% от показателя 2008 г.;

3) увеличилась численность промышленно-производственного персонала с 4196 человек в 2008 году до 4242 человек в 2009 г.;

4) фонд заработной платы в 2009 году вырос с 111327 тыс. грн. до 189069 тыс. грн. и это увеличение отрицательно сказалось на деятельности предприятия;

5) себестоимость объема реализованной продукции увеличилась, что повлияло на увеличение цены на реализуемую продукцию и на конкурентоспособность предприятия;

6) положительные тенденции наблюдались при оценке валовой прибыли, которая увеличилась по сравнению с 2008 годом и составила 722946 тыс. грн., что составило 626 % от показателя 2009 года;

7) существенно повысился показатель рентабельности продукции в 2009 году и составил 723% показателя за 2008 год;

8) в 2009 году по сравнению с 2008 годом значительно вырос финансовый результат от обычной деятельности и чистая прибыль;

9) в связи с таким резким ростом чистой прибыли вырос показатель рентабельности производства с 7% в 2008 г. до 77% в 2009 г., что положительно повлияло на всю деятельность предприятия и на его инвестиционную привлекательность.

 

 

РАЗДЕЛ 3 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1 Анализ рентабельности производственной деятельности и влияние факторов на ее изменение

 

Рентабельность продукции – это показатель, характеризующий эффективность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Он равен отношению валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.

 

      (3.1)

 

Данный показатель показывает, сколько предприятие имеет валовой  прибыли с каждой гривны, затраченной  на производство продукции.

 

       (3.2)

 

Данный показатель показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с каждой гривны, затраченной  на производство и реализацию продукции.

Может рассчитываться в целом  по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Данный коэффициент показывает, насколько прибыльным является конечный результат основной деятельности предприятия. Он помогает, в частности, решать текущие  и стратегические задачи предприятия.

Целью деятельности любого предприятия на рынке является получение  максимальной прибыли, поэтому предприятию  необходимо определиться, какие изделия являются невыгодными для производства и реализации, а какие – наоборот, следует увеличить объемы производства в связи с высокой рентабельностью данных изделий. Для этого предприятию необходимо оценить рентабельность по каждому виду продукции и принять соответствующее решение.

После проведения оценки рентабельности каждого вида продукции можно  определить резервы снижения себестоимости  продукции, пути повышения качества продукции, а это, в свою очередь, повышает рентабельность продукции  и улучшает финансово-экономическое  состояние предприятия.

При оценке относительных  показателей эффективности деятельности важное внимание уделяется определению  факторов, которые влияют на изменение  этих показателей. В частности, на показатель рентабельности производственной деятельности влияют три фактора, представленные на рисунке 3.1.

 


 


 

Рис. 3.1 Факторы, влияющие на показатель рентабельности продукции

 

К другим факторам, влияющим на данный показатель рентабельности, относятся также качество продукции, конъюнктура рынка, прямые материальные затраты, затраты на оплату труда  и т.п.

При оценке рентабельности продукции ее можно классифицировать таким образом:

1) по уровню рентабельности:

а) нерентабельные виды продукции;

б) низкая рентабельность;

в) средняя рентабельность;

г) высокая рентабельность.

2) по изменению рентабельности  по сравнению с прошлыми периодами:

а) увеличение уровня рентабельности;

б) незначительное изменение  уровня рентабельности;

в) снижение уровня рентабельности.

Для оценки рентабельности продукции ЗАО «ЗЖРК» необходимо составить таблицу с исходной информацией для расчета необходимых показателей.

 

Табл. 3.1 Показатели для оценки рентабельности продукции ЗАО «ЗЖРК»

№ п/п

Показатель

2008 год

2009 год

Отклонение, ±

Темп роста, %

1

Валовая прибыль, тыс. грн.

115505

722946

+607441

626

2

Себестоимость, тыс. грн.

440578

635474

+194896

144

3

Рентабельность продукции, %

26,217

113,765

+87,548

433,9


 

Рис. 3.1 Динамика рентабельности продукции предприятия ЗАО «ЗЖРК»

 

Как видно из табл. 3.2 показатель рентабельности продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом существенно повысился. Полученные в ходе проведения анализа данные свидетельствуют о том, что рентабельность производственной деятельности в 2009 году по сравнению с 2008 годом повысилась на 87,6% за счет влияния двух факторов:

1) за счет увеличения  валовой прибыли на 607441 тыс. грн;

2) за счет увеличения  себестоимости на 194896 тыс. грн, что отрицательно повлияло на рост рентабельности продукции, но не привело предприятие к убытку за счет увеличения валовой прибыли;

Для того, чтобы рентабельность продукции росла с такими же темпами, предприятию необходимо оценить рентабельность каждого вида выпускаемой продукции и по результатам такой проверки определить, какие виды продукции следует производить в больших количествах в связи с их высокой рентабельностью, а от каких необходимо отказаться вследствие их нерентабельности.

Таким образом, указанные  выше мероприятия позволят повысить уровень рентабельности продукции, что повысит инвестиционную привлекательность, что является в современных рыночных условиях важным качеством любого предприятия.

 

3.2 Анализ рентабельности продаж и влияние факторов на ее изменение

 

Коэффициент рентабельности продаж используется при оценке эффективности  хозяйственной деятельности и процессов  ценообразования.

Под рентабельностью продаж подразумевается такой коэффициент  рентабельности, который показывает долю прибыли в каждой заработанной гривне реализованной продукции. Этот коэффициент характеризует эффективность  производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Для определения рентабельности продаж используются различные виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Эти показатели соотносят с объемом реализованной продукции, чтобы определить, какое количество прибыли приходится на единицу готовой продукции. В связи с этим для оценки рентабельности продаж используются следующие формулы

 

    (3.3)

    (3.4)

   (3.5)

    (3.6)

 

Прибыль от продаж продукции  зависит в целом от следующих  факторов:

1) объем продаж продукции;

2) структура продукции;

3) себестоимость продукции;

4) уровень цен реализации.

При этом объем продаж продукции  может оказывать на прибыль как  положительное, так и отрицательное  влияние. Положительное наблюдается  в том случае, когда увеличивается  объем продаж рентабельной продукции, что приводит к увеличению прибыли, а отрицательное – в случае, когда увеличивается объем продаж убыточной продукции, что неизбежно  приведет к уменьшению прибыли. Точно так же и структура продукции оказывает двоякое влияние на сумму прибыли, поскольку в случае увеличения доли рентабельных видов продукции сумма прибыли возрастет, а в случае роста доли убыточных видов – сумма прибыли снизится.

Для оценки рентабельности продаж предприятия ЗАО «ЗЖРК» необходимо составить таблицу с исходной информацией.

 

Табл. 3.2 Показатели для анализа рентабельности продаж на предприятии ЗАО «ЗЖРК»

№ п/п

Показатели

2008 год

2009 год

Отклонение, ±

Темп роста, %

1

Валовая прибыль, тыс. грн.

115505

722946

+607441

626

2

Выручка от реализации, тыс. грн.

602072

1500668

+898596

249

3

Рентабельность продаж, %

19

48

+29

253


 

   (3.7)

 

Рис. 3.2 Динамика рентабельности продаж предприятия ЗАО «ЗЖРК»

 

Как видно из таблицы 3.2, рентабельность продаж в 2008 году составила 19%, а в  следующем, 2009 году, этот показатель значительно  увеличился и составил 48%, т.е. отклонение составило +29%.

В целях повышения рентабельности продаж предприятию необходимо проанализировать структуру продаж, определить какие  виды продукции являются нерентабельными и отказаться от их продажи вследствие их убыточности. Также предприятию необходимо пересмотреть структуру затрат при калькулировании себестоимости продукции, определить, каким образом можно уменьшить этот показатель.

 

3.3 Анализ рентабельности капитала и влияние факторов на ее изменение

 

Каждому предприятию необходимо знать всю информацию о рентабельности его деятельности. Таким показателем может являться рентабельность предприятия (активов).

Информация о работе Пути повышения рентабельности предприятия