Пути увеличения прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.
На мой взгляд, в современных условиях тема прибыли очень актуальна, т.к. от нее зависти финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства.

Содержание работы

Введение
1. Прибыль предприятия
1.1. Источники получения прибыли
1.2. Балансовая прибыль
1.3. Распределение прибыли
2. Пути увеличения прибыли предприятия
2.1. Планирование прибыли - путь к ее увеличению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc.docx

— 28.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Прибыль предприятия

1.1. Источники получения  прибыли

1.2. Балансовая прибыль

1.3. Распределение прибыли

2. Пути увеличения прибыли предприятия

2.1. Планирование прибыли - путь к ее увеличению

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики  получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает  определенные гарантии для дальнейшего  существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, каждую прибыль, какой доход оно сможет получить. Но экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как  чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом  в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли  способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система  налогов. Эти задачи должно выполнять  государство в ходе осуществления  экономических реформ.

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.

На мой взгляд, в современных  условиях тема прибыли очень актуальна, т.к. от нее зависти финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к  обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое  главное, она является базой экономического развития государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прибыль предприятия

Прибыль как экономическая  категория отражает чистый доход, созданный  в сфере материального производства в процессе предпринимательской  деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природоохранных ресурсов) и полезной производственной деятельности хозяйствующих  субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при  условии ее реализации потребителю.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость  прошлого овеществленного труда  и живого труда.

Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и  распадается на две части:

  • Первая представляет собой зарплату работников. 
    Участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции.
  • Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественной признание ее полезности.

На уровне предприятия  в условиях товарно-денежных отношений  чистый доход принимает форму  прибыли. На рынке товаров предприятия  выпускают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что нее означает получение прибыли. Для выявления прибыли необходимо сопоставить выручку с затратами  на производство и реализацию, которые  принимают форму себестоимости  продукции. Когда выручка превышает  себестоимость, предприятие получает прибыль. 
Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития.

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений выполняет  определенные функции:

  • Во-первых, характеризует экологический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически все сферы воздействия предприятия находятся коньюктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализацию продукции и зарплаты, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисляемые факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.
  • Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
  • В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно- технических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики  значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается нее только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя  прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего  прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Источники получения  прибыли

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему  не только прочно удерживать свои позиции  на рынке сбыта своих товаров  и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеются три основных источника  получения прибыли: первый источник образуется за счет монопольного положения  предприятия по выпуску той или  иной продукции или (и) уникальности продукта. 
Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий. Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания коньюктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся коньюктуру.

Величина прибыли, в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во- вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства. третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. 
Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Балансовая прибыль

Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего  выбытия, реализации иного имущества  предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций.

Рассмотрим все составные  части балансовой прибыли.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратах на ее производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия  – это финансовый результат, не связанный  с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Финансовые результаты от внереализационных операций – это  прибыль 
(убыток) по операциям различного характера не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.

 

 

 

1.3. Распределение прибыли

Порядок распределения и  использования прибыли на предприятии  фиксируется в уставе предприятия  и определяется положение, которое  разрабатывается соответствующими подразделениями экономических  служб и утверждается руководящим  органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут  составлять сметы расходов, финансируемых  из прибыли, либо образовать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного  и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды  потребления (фонд материального поощрения).

Вся прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает  имущество предприятия и участвует  в процессе накопления. Вторая характеризует  долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль  в широком смысле, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют  о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пути увеличения прибыли предприятия

Достижение высоких результатов  работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование, и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.

На многих предприятиях существует подразделение экономических служб, которые занимаются постоянным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения, чтобы получить прирост прибыли. Но в значительной мере эта работа обеспечивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении  при прочих равных условиях ведет  к росту прибыли. Возрастающие объемы производства, пользующейся спросом, могут  достигаться с помощью капитальных  вложений, что требует направления  прибыли на покупку более производительного  оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен  или почти невозможен по причине  инфляции, роста цен и недоступности  долгосрочного кредита. Предприятие, располагающее средствами и возможностями  для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

Не требует капитальных  затрат ускорение оборачиваемости  оборотных средств, которое также  ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные  средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая  их часть, неплатежи покупателей  и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей.

В целом для предприятий  России характерно снижение объемов  производства в течение последних  лет. В этой ситуации, казалось бы, логично предположить резкое падение массы прибыли. Но статистические данные свидетельствуют об обратном. При росте затрат на производство продукции и снижения объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

Информация о работе Пути увеличения прибыли предприятия