Рациональное поведение потребителя в рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Слово «экономика» обычно ассоциируется в нашем сознании с наукой или народным хозяйством страны. Но есть и другая экономика, которую иногда называю малой, - это наше домашнее хозяйство. Да и само слово «экономика» в переводе с греческого означает искусство ведения домашнего хозяйства. Этой экономике уделяется меньше внимания, чем экономике народного хозяйства. В малой экономике действуют те же методы, что и в большой экономике, - и здесь надо думать об экономии средств, ресурсов, времени, хозяйственном расчёте, планировании, учёте, научной организации труда. Ведение домашнего хозяйства - одна из важных сторон нашей жизни.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...…………..2
Глава 1. Теория домашнего хозяйства ……………………………………………….3
1.1 Понятие и виды домашнего хозяйства ……………………….……………3
1.2 Поведение домашнего хозяйства в разных экономических системах…...4
1.3 Домашнее хозяйство в рыночной экономике ……………………………..5
1.4 Роль домохозяйств в развитии рынка ……………………………………...6
1.5 Домашнее хозяйство в переходной экономике …………………………...6
1.6 Домохозяйства и домашний труд ………………………………………….8
Глава 2. Домашнее хозяйство как субъект финансовых отношений
Сущность и функции финансов домашних хозяйств……………………12
Финансовые ресурсы домашних хозяйств ……………………………….15
Доходы и расходы домашнего хозяйства ………………………………..17
Глава 3. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике
3.1. Представление потребительских предпочтений с помощью кривых
безразличия………………………………………………………………....19
3.2 Факторы определяющие поведение потребителя…………………………20

Заключение ……………………………………………………………………………23
Приложение А ………………………………………………………………………...25
Список используемой литературы……………………………………….…………..28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 89.42 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

     Введение …………………………………………………………………...…………..2

     Глава 1. Теория домашнего хозяйства ……………………………………………….3

         1.1 Понятие и виды домашнего хозяйства ……………………….……………3

  •          1.2 Поведение домашнего хозяйства в разных экономических системах…...4
  •              1.3 Домашнее хозяйство в рыночной экономике ……………………………..5

  •          1.4 Роль домохозяйств в развитии рынка ……………………………………...6
  •          1.5 Домашнее хозяйство в переходной экономике …………………………...6
  •          1.6 Домохозяйства и домашний труд ………………………………………….8
  •      Глава 2. Домашнее хозяйство как субъект финансовых отношений

      1. Сущность и функции финансов домашних хозяйств……………………12
      2. Финансовые ресурсы домашних хозяйств ……………………………….15
      3. Доходы и расходы домашнего хозяйства ………………………………..17

          Глава 3. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике

                 3.1. Представление потребительских предпочтений с помощью кривых

                        безразличия………………………………………………………………....19

                 3.2 Факторы определяющие поведение  потребителя…………………………20

     

        Заключение ……………………………………………………………………………23

        Приложение А ………………………………………………………………………...25

        Список используемой литературы……………………………………….…………..28

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение.

     

             Слово «экономика» обычно ассоциируется  в нашем сознании с наукой  или народным хозяйством страны. Но есть и другая экономика, которую иногда называю малой, - это наше домашнее хозяйство. Да и само слово «экономика»  в переводе с греческого означает  искусство ведения домашнего хозяйства. Этой экономике уделяется меньше внимания, чем экономике народного хозяйства. В малой экономике действуют те же методы, что и в большой экономике, - и здесь надо думать об экономии средств, ресурсов, времени, хозяйственном расчёте, планировании, учёте, научной организации труда. Ведение домашнего хозяйства - одна из важных сторон нашей жизни. Термин «домашнее хозяйство» все более широко используется в экономической литературе, хотя место и значение домашних хозяйств в экономике страны и жизни населения осознаются пока еще нечетко и неоднозначно. Как известно, домашнее хозяйство (домохозяйство) является одним из субъектов рыночных отношений. Это один из важнейших субъектов рынка. В рыночной экономике домашнее хозяйство выступает в качестве самостоятельной экономической единицы, стремящейся к максимальному удовлетворению своих потребностей посредством обмена на рынке собственных факторов производства. Домашнее хозяйство – один из трех основных субъектов экономической деятельности (государство, предприятия, домашние хозяйства). Охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья. Домохозяйство – основная экономическая единица; одно или несколько лиц, добровольно живущих вместе, вместе готовящих пищу и извлекающих выгоду из совместного ведения хозяйства. Домохозяйство сопоставимо с компанией (фирмой) как базовой рыночной единицей.

         Актуальность темы исследования и значимость изучения данной темы проявляется в том, что для социально-экономических условий, сложившихся в современной России, как для рыночной экономики, характерно выделение трех основных хозяйствующих субъектов. К ним, наряду, с государством и фирмами, относятся и домашние хозяйства, составляющие самую многочисленную группу субъектов. Так в России всего на сегодняшний день по данным последних переписей насчитывается приблизительно 53 млн. домашних хозяйств, в том числе 41 млн. семейных и около 12 млн. домашних хозяйств лиц, не имеющих семьи или утративших связь с нею. Таким образом, одним из важнейших индикаторов благосостояния населения страны, а значит, и стабильности общества, которая, в свою очередь, является условием успешности преобразований и расширения социальной базы проводимых в России реформ, является уровень жизни именно домашних хозяйств.

         Цель данной работы состоит  в рассмотрении домохозяйства  как субъекта рыночных отношений, а также рационального поведение  потребителей в рыночной экономике.

            Объект исследования – домохозяйство как субъект рыночных отношений, рациональное поведение потребителей в рыночной экономике.

            Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие внутри домохозяйства, выступающие в виде субъектов рыночных отношений.

     

    1. Теория домашнего хозяйства
    2.  

    3. 1.1 Понятие и виды домашнего хозяйства.
    4.        Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве. В общем, домохозяйство можно охарактеризовать как самостоятельную экономическую единицу, состоящую из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей.

    Домашнее хозяйство - основной субъект экономической деятельности, охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек.  Домашнее хозяйство - в экономической науке - экономическая единица, состоящая из одного или более лиц, которая:

    • снабжает экономику ресурсами;
    • использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.

        Домохозяйство подразделяется на единичные домохозяйства или просто домохозяйства.

         Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями, а также этими семьями совместно с одиночками. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139 млн. человек, что составляет 94% всего населения страны.

        Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9 млн. человек, или 6% всего населения страны.

    Классификация домашних хозяйств. Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам:

    • Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.);
    • Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики)
    • Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).
    • Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).
    • Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).
    • Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).
    • Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

     

    1.2 Поведение домашнего хозяйства  в разных экономических системах

          Рассмотрим три идеальных типа домашнего хозяйства: действующего в условиях господства института командной экономики, действующего в условиях господства института рынка и действующего в условиях перехода от командной экономики к рынку.

         Домашнее хозяйство в командной экономике: Воспроизводство человеческого капитала в командной экономике сталкивается с целым рядом проблем. Несмотря на стабильный характер внешней среды, повседневная жизнь домашнего хозяйства осложняется дефицитом потребительских товаров и услуг. Домашнее хозяйство сталкивается с необходимостью превращать рутинную в иной ситуации процедуру покупки продуктов или одежды в занимающий много времени, сил и психических эмоций процесс. Кроме того, государство представляет лишь минимальные гарантии защиты частной сферы, оставляя за собой право вмешиваться в нее при возникновении необходимости. Вообще вряд ли можно говорить о существовании защищенной государством сферы частной жизни и рамках командной экономики. Отсюда особенно интенсивная потребность в экспансии семьи и домашнего хозяйства - только эти организации способны защитить личное пространство индивида. В этой связи доктор экономических наук, профессор Владимир Эммануилович Шляпентох говорит о приватизации общественной жизни в России образца 60 - 70-х годов - социальные связи преимущественно принимали форму семейно-родственных и «блатных», предполагавших включение в структуру домашнего хозяйства полезных для приобретения дефицитных товаров и услуг людей.

         Именно процессом создания «блатных  связей», функционировавших по принципу взаимных услуг («ты – мне, я - тебе»), но многом объясняется структура домашнего хозяйства и его хозяйственных связей. Домашнее хозяйство в экономике дефицита возникает в результате объединения наиболее специфических ресурсов. Такими ресурсами были не сами дефицитные товары и услуги, а «услуги доступа» к ним. Ведь для оказания услуг доступа не нужны были никакие собственные средства. «Помогали не из личного, а из государственного или общественного кармана, в сфере обслуживания - за счет «не своих» клиентов». Приоритетным доступом к дефицитным товарам и ресурсам обладали работники партийно-государственного аппарата (члены «номенклатуры»), работники торговли, работники транспорта («везуны»), категории, часто совершавшие поездки за рубеж: артисты, спортсмены, дипломаты, просто жители отдельных регионов и городов (на основе «прописки»). Экономическое обоснование формирования домашнего хозяйства в экономике дефицита заключалось в расширении на его основе доступа к дефицитным товарам и ресурсам. То же самое верно и в отношении структуры хозяйственных связей домашнего хозяйства - друзья и знакомые часто подбирались по принципу их потенциальной «полезности» в обеспечении доступа к дефициту. «Важность друзей прямо пропорциональна степени недоступности товаров и услуг и обратно пропорциональна важности денег в получении дефицита».

         Существование отличий в доступе  к специфическому ресурсу в  зависимости от места в партийно-государственной  иерархии обусловило особый тип  взаимоотношений домашнего хозяйства  и государства. Несмотря на то, что бюджетное ограничение домашнего хозяйства по сравнению с бюджетным ограничением предприятия, значительно жестче, следует учитывать получаемые домохозяйством от государства «рентные доходы», как и денежной (социальные трансферты), так и в не денежной (престиж, приоритетный доступ к дефициту) форме. Высокая степень зависимости домашнего хозяйства от государства позволяет охарактеризовать командную экономику как этакратическую систему: «Чем ближе находится та или иная социальная группа к кормилу государственной власти и каналам распределения государственных ресурсов, тем выше ее экономическое и социальное положение». Поэтому домашнее хозяйство интересует, прежде всего, те направления государственной политики, которые позволяют ему получать ренту на основе положения в партийно-государственной иерархии: пенсионная, жилищно-коммунальная политика, политика социального обеспечения, политика в сфере образования.

     

      1.3. Домашнее хозяйство в рыночной экономике.

         Институт рынка избавляет домашнее  хозяйство от потерь времени, связанных с поиском дефицитных  товаров и услуг и стоянием  в очереди за ними - процесс  покупки превращается в рутину. Например, вечер пятницы и утро  субботы во Франции характеризуются  наплывом покупателей в супермаркетах - в эти дни люди традиционно  совершают закупки, которых должно  хватить на выходные и на  следующую неделю. На что же  используется высвобождаемое в  результате превращения покупки  в рутину внимание? Во-первых, на  оптимизацию самого потребительского  поведения. Если в командной экономике  важно купить то, что можно  купить, то в рыночной важно  купить то, что обеспечивает максимум  полезности при потреблении на  основе лучшего соотношения качества  и цены. Оптимизация потребления  осложняется попытками производителей  регулировать спрос с помощью рекламы. Реклама постоянно формирует новые потребности, препятствуя окончательному превращению в рутину процесса покупки.

         Во-вторых, постоянного контроля  требует участие домашнего хозяйства  на рынке труда, являющееся для  него основным источником доходов. Если динамика рентных доходов  не требует постоянного контроля, то этого же нельзя сказать  о конъюнктуре рынка труда. Домашнее  хозяйство стремится наиболее  выгодным образом продать на  рынке труда располагаемый им  человеческий капитал, выбирая между  альтернативными вариантами занятости  на рынке труда, ведением домашнего  хозяйства и досугом. Чем выше  степень специфичности человеческого  капитала, располагаемого членом  домашнего хозяйства, тем выгоднее  ему заниматься не ведением  домашнего хозяйства, а продавать  его на рынке. С другой стороны, чем менее специфичен человеческий  капитал, тем обоснованнее для  его владельца при прочих равных  условиях ограничиться трудом  по ведению домашнего хозяйства. Следовательно, оптимизация занятости  происходит в рамках домашнего  хозяйства, а не его отдельных  членов. Заметим, что такой тройственный  выбор домашнего хозяйства объясняет  его оптимальные размеры по  аналогии с оптимальными размерами  фирмы, по отношению к рынку. Например, решение «покупать» ужин (идти  в ресторан) или «готовить самим»  зависит от степени специфичности  человеческого капитала, которым  располагает домашнее хозяйство.

         Перемещение на рынок основных  источников доходов домохозяйства  обусловливает его минимальную  зависимость от государства. Деятельность  государства интересует домашнее  хозяйство лишь в той мере, в которой государство выступает  в качестве гаранта сделок  на рынке труда (через кодекс  законов о труде), и в той  мере, в какой оно претендует  на часть доходов домохозяйства (через налоговый кодекс).

    Информация о работе Рациональное поведение потребителя в рыночной экономики