Рациональное поведение потребителя в рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Слово «экономика» обычно ассоциируется в нашем сознании с наукой или народным хозяйством страны. Но есть и другая экономика, которую иногда называю малой, - это наше домашнее хозяйство. Да и само слово «экономика» в переводе с греческого означает искусство ведения домашнего хозяйства. Этой экономике уделяется меньше внимания, чем экономике народного хозяйства. В малой экономике действуют те же методы, что и в большой экономике, - и здесь надо думать об экономии средств, ресурсов, времени, хозяйственном расчёте, планировании, учёте, научной организации труда. Ведение домашнего хозяйства - одна из важных сторон нашей жизни.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...…………..2
Глава 1. Теория домашнего хозяйства ……………………………………………….3
1.1 Понятие и виды домашнего хозяйства ……………………….……………3
1.2 Поведение домашнего хозяйства в разных экономических системах…...4
1.3 Домашнее хозяйство в рыночной экономике ……………………………..5
1.4 Роль домохозяйств в развитии рынка ……………………………………...6
1.5 Домашнее хозяйство в переходной экономике …………………………...6
1.6 Домохозяйства и домашний труд ………………………………………….8
Глава 2. Домашнее хозяйство как субъект финансовых отношений
Сущность и функции финансов домашних хозяйств……………………12
Финансовые ресурсы домашних хозяйств ……………………………….15
Доходы и расходы домашнего хозяйства ………………………………..17
Глава 3. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике
3.1. Представление потребительских предпочтений с помощью кривых
безразличия………………………………………………………………....19
3.2 Факторы определяющие поведение потребителя…………………………20

Заключение ……………………………………………………………………………23
Приложение А ………………………………………………………………………...25
Список используемой литературы……………………………………….…………..28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 89.42 Кб (Скачать файл)

Личностные факторы - на решение покупателя влияют его личностные характеристики: возраст и этапы жизненного цикла семьи, работа, экономическое положение, образ жизни, особенности характера и самооценка.

  • Возраст и этапы жизненного цикла семьи - на протяжении жизни человек приобретает самые разные товары и услуги. Ребенку необходимо детское питание. Взрослый человек стремится попробовать разнообразные продукты, а в пожилом возрасте он переходит на диетическое питание. Со временем меняются вкусы человека в отношении одежды, мебели, отдыха. Исследования установили существования психологических этапов жизненного цикла семьи. На протяжении зрелого периода жизни человек переживает определенные психологические "переходы", или "трансформации". Маркетологи уделяют большое внимание обстоятельствам, меняющим жизнь человека, - разводу, вдовству, повторному браку - и их влиянию на поведение потребителей.
  • Род занятий - большое влияние на приобретение товаров покупателем оказывает род его занятий. Рабочий вынужден приобретать спецодежду и обувь. А положение президента компании обязывает к покупке дорогих костюмов. Маркетологи стремятся определить профессиональные группы, заинтересованные в приобретении конкретных товаров и услуг, а компании стремятся к выпуску товаров для них.
  • Экономическое положение - очень сильно влияет на выбор товара потребителем. Экономическое положение индивида определяется уровнем и стабильностью расходной части его бюджета, размерами его сбережений и активов, долгами, кредитоспособностью и отношением к накоплению денег.
  • Образ жизни  - дюди, принадлежащие к одной субкультуре, одному социальному классу и имеющие один род занятий, могут вести совершенно разный образ жизни.
  • Тип личности - совокупность отличительных психологических характеристик человека, обусловливающих его относительно постоянные и последовательные реакции на воздействия окружающей среды.Тип личности обычно определяется на основе следующих присущих человеку черт: уверенность в себе, влияния на окружающих, независимости почтения, общительности, самозащиты и приспособляемости. Непосредственное отношение к типу личности имеет и представление человека о самом себе (или самоимидж).

Психологические факторы - на выбор покупателем товара воздействуют 4 основных психологических фактора - мотивация, восприятия, усвоение, убеждения и отношения.

  • Мотивация – в любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии организма - голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психологическую природу и являются результатом таких состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании, уважении или духовной близости. Большая часть потребителей не требует немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение.

Психологами разработано несколько основных концепций мотивации человека. Самые известные из них - теории З.Фрейда, А.Маслоу и Ф.Герцберга - приводят своих сторонников к совершенно разным выводам относительно исследований потребителей и стратегии маркетинга. Великий психолог полагал, что люди по большей части не осознают психологические силы, которые руководят поведением индивида, а значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий.

Для выяснения глубинных ассоциаций, вызванных товаром, исследователи собирают "подробные интервью", используя технику, позволяющую отключить сознательное "Я". В результате психологи пришли к целому ряду интересных и странных заключений: потребители не хотят покупать чернослив по той причине, что он сморщенный и напоминает стариков; мужчины курят сигареты потому, что это подсознательно напоминает им сосание пальца во младенчестве.

  • Потребности в  самоутверждении  (саморазвитие и  самореализация)
  • Потребности в уважении  (самоуважение, признание статус
  • Социальные потребности (чувство духовного родства, любовь)
  • Потребность в защищенности (безопасность, уверенность)
  • Физиологические потребности (пища, жилье, тепло)

      Абраам  Маслоу попытался объяснить, почему в разное время индивид ощущает различные потребности. Почему один человек тратит уйму времени на то, чтобы защитить себя от всевозможных внешних угроз, а другой стремится к тому, чтобы заслужить уважение окружающих? А. Маслоу объясняет это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке, в соответствии со степенью значимости ее элементов. Индивид в первую очередь старается удовлетворить самые важные потребности. Когда ему это удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей, и человек стремится к насыщению следующей по значимости. Теория А. Маслоу помогает производителям понять, каким образом разнообразные продукты соответствуют планам, целям и самой жизни потенциальных потребителей.

Заключение

 

В данной работе была изучена следующая тема «Домашнее хозяйство как субъект рыночных отношений». Была поставлена конкретная цель – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме. В процессе изучения были решены следующие задачи:

  • раскрыто понятие: «домашнее хозяйство»
  • рассмотрено поведение домашнего хозяйства в разных экономических системах
  • изучено домашнее хозяйство, как субъект экономических отношений
  • раскрыто понятие финансов домашнего хозяйства и их функций
  • рассмотрен состав доходов и определены основные направления расходов домохозяйств

   Домашнее хозяйство – это отдельный человек или семья, или группа семей, постоянно проживающих в данном месте и совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, оно объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве, и могут состоять из одного и более членов. Домашние хозяйства являются субъектом экономической деятельности, потому как они участвуют во всех экономических процессах общества.

   Финансы домохозяйства представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов этого хозяйства и их воспроизводства, они выполняют две функции - обеспечение жизненных потребностей домохозяйства и распределительную функцию.

    Финансовые ресурсы домашнего хозяйства – это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении конкретного хозяйства (семьи). Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода всего общества. В состав финансовых ресурсов домашнего хозяйства включаются:

  • собственные средства, то есть заработанные каждым членом домашнего хозяйства: заработная плата, полученный доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;
  • средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита, дивиденды, проценты;
  • средства, поступившие в порядке перераспределения: пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

   Финансовые ресурсы домохозяйства формируют бюджет домашнего хозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств конкретного хозяйства, он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды: индивидуальные - для отдельных членов семьи; совместный - для покупки товаров общего пользования; и фонд накопления и обеспечения (резервный фонд) - для будущих капитальных расходов.

     Доходы домашнего хозяйства – это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов домохозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, то есть все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Они включают в себя: натуральные доходы (неденежные) и денежные доходы.

     Расходы домохозяйства (семьи) – это фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека. Они включают в себя потребительские расходы - покупка товаров и услуг, обязательные и добровольные платежи - налоги, сборы, пошлины, отчисления, и сбережения и накопления домохозяйств.

В современных условиях домохозяйствам необходимо так планировать получаемые доходы и так рационально их использовать, чтобы не допустить появления отрицательного сальдо в своем семейном бюджете.

 

 

 

 

Приложение А.

Таблица 1.3 «Типы домашнего хозяйства»

Параметр сравнения

Домашнее хозяйство рыночного типа

Домашнее хозяйство в командной экономике

Домашнее хозяйство переходного типа

1

Целевая функция

Максимизация полезности в условиях ограниченности платежеспособного спроса. Бюджетное ограничение как единственный ограничивающий фактор

Максимизация полезности в условиях дефицитности ресурсов. Помимо бюджетного ограничения важны временное (очередь) и социальное (блат)

Выживание

2

Ресурсы

Заработная плата на основной работе

Заработная плата на основной работе Наличие свободного времени (зависит от основной работы)

Связи

 Трансферты 

«Портфель» ресурсов, получаемых от официальной, неформальной и криминальной занятости и в качестве рентных платежей

3

Жесткость бюджетного ограничения

Абсолютно жесткое: домохозяйствоне имеет иных источников доходов помимо заработной платы

«Государство благосостояния» позволяет домохозяйствам получать существенную часть доходов в форме трансфертов

Гибкость границ между различными источниками доходов позволяет избежать жесткой зависимости между благосостоянием и размером денежных доходов

4

Важность сбережений и их размер

Размер сбережений описывается величиной Предельной склонности к сбережению и функцией сбережения

Сбережения носят вынужденный (вследствие дефицита и невозможности потратить весь доход) и

 

добровольный характер, причем вынужденные сбережения растут по мере роста интенсивности дефицита

«Страховочная» нагрузка на сбережения максимальна, они важны, но их размер определяется в

 

 результате противодействия двух тенденций — необходимости сберегать как можно больше и недостаточности текущих доходов для осуществления сбережений

5

Экономическая целесообразность объединения ресурсов

Каждый из членов домохозяйства обладает (как минимум - в потенции) специфическим ресурсом, поэтому создание семьи аналогично решению о долгосрочном инвестировании

В основе семьи лежит объединение особого рода специфических ресурсов — обладания связями, административными правами (прописка, членство в партии)

Наличие у каждого члена семьи независимых источников доходов позволяет минимизировать риск невозможности «свести концы с концами»

6

Оптимальный размер домохозяйства (в том числе принятие Решения о количестве детей)

Рост домохозяйства прекращается по мере того, как уменьшается возможность производства специфических ресурсов

Размеры домохозяйства ограничены издержками на получение особых специфических ресурсов — связей (издержки на их поддержание в логике «дар — ответный дар»), жилплощади и т.д.

Размеры определены ограниченностью диверсификации рисков в силу сходного рода занятости членов домохозяйства (принадлежность к одной профессиональной группе, занятость в одном секторе и т. д.)

7

Внутренняя структура

Простая иерархия, причем пол занимающего позицию главы не имеет значения (главой является обладатель наиболее специфичного актива)

Простая иерархия, главой семьи является занимающий более высокое место в партийно-государственной иерархии член семьи, чаще всего им является мужчина

Простая иерархия, главой является член домохозяйства имеющий наиболее стабильный доход, вне зависимости от пола и места в семейной иерархии, если такого нет — коллегиальность

8

Отношение к государству

Государство рассматривается как механизм исправления «провалов» рынка, следовательно, уплата налогов рациональна

Государство воспринимается в качестве гаранта в последней инстанции благосостояния домохозяйства, следовательно, уплата налогов является долгом

Домохозяйство видит в деятельности государства препятствие своему выживанию (источник барьеров между секторами деятельности домохозяйства следовательно, уплата налогов воспринимается как дань

9

Сфера социальной политики, наиболее важная для домашнего хозяйства

Приоритетными для домашнего хозяйства являются политика в области трудовых отношений, налоговая политика, политика в сфере образования: все эти направления касаются доходов домохозяйства на рынке

Приоритетными сферами являются пенсионная, жилищно-коммунальная политика, политика социального обеспечения, политика в сфере образования: все эти направления касаются обладания особыми специфическими ресурсами

Приоритетными являются политика в сфере здравоохранения, системы социального обеспечения и пенсионная система: от деятельности государства в указанных сферах зависит выживание домашнего хозяйства в прямом смысле


 

 

                                 Список используемой литературы.

 

  1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 448 с.
  2. Батракова, А. Г. Сбережения домашних хозяйств: сущность, группировки и роль в современной экономике / А. Г. Батракова // Деньги и кредит,2006. - N 11. - С. 66-72.
  3. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. - М., 2002. – 416 с.
  4. Глухов, В. В. Экономическая природа финансов домашних хозяйств / В. В. Глухов // Финансы и кредит, 2008. - N 21. - С. 35-38.
  5. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие для вузов / Г. М. Гукасьян .- 4-е изд., доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 224 с
  6. Долгов А.П., Уваров С.А. Логистический менеджмент. Управление запасами. СПб., 2008. С. 72, 75
  7. Иванова, Н. А. Типология домашних хозяйств по уровню дохода / Н. А. Иванова // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сб. науч. статей / под ред. М. Г. Лапаевой.- Оренбург: ОГУ, 2008. - С. 43-47.
  8. Финансовая система России: история и современность: Материалы научно - практической конференции/ Под ред. доц. Юдиной И.Н. - Барнаул: Филиал ВЗФЭИ, 2003. - 238 с.
  9. Финансы предприятий: Учебник. / Под ред. Зайца М.В. – М: Финансы и статистика, 2004. – 196 с.
  10. Финансы.: Учебник /Под ред. Ковалева В.В.-М.,ТК «Велби», 2003.-236с.
  11. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. "Питер". 2004. – 544 с.
  12. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 592 с.: ил.
  13. Электронный источник  http://www.ruseconomy.ru   Журнал «Экономика России: XXI  век».
  14. Электронный  источник  http://business.kulichki.net/ Портал с разнообразными экономическими и деловыми ресурсами. Книги (электронная библиотека), Экономическая теория (учебные материалы по экономике), биографии знаменитых экономистов,ссылки на экономические ресурсы Интернета.
  15. Электронный  источник  http://dic.academic.ru/ Подборка различных словарей: Финансовый словарь, Экономический словарь, Англо-русский словарь финансовых терминов, Современная энциклопедия, Толковый словарь Даля, Большой энциклопедический словарь, Словарь депозитарных терминов, Исторический словарь, бестселлеры.

Информация о работе Рациональное поведение потребителя в рыночной экономики