Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 16:01, курсовая работа
Слово «экономика» обычно ассоциируется в нашем сознании с наукой или народным хозяйством страны. Но есть и другая экономика, которую иногда называю малой, - это наше домашнее хозяйство. Да и само слово «экономика» в переводе с греческого означает искусство ведения домашнего хозяйства. Этой экономике уделяется меньше внимания, чем экономике народного хозяйства. В малой экономике действуют те же методы, что и в большой экономике, - и здесь надо думать об экономии средств, ресурсов, времени, хозяйственном расчёте, планировании, учёте, научной организации труда. Ведение домашнего хозяйства - одна из важных сторон нашей жизни.
Введение …………………………………………………………………...…………..2
Глава 1. Теория домашнего хозяйства ……………………………………………….3
1.1 Понятие и виды домашнего хозяйства ……………………….……………3
1.2 Поведение домашнего хозяйства в разных экономических системах…...4
1.3 Домашнее хозяйство в рыночной экономике ……………………………..5
1.4 Роль домохозяйств в развитии рынка ……………………………………...6
1.5 Домашнее хозяйство в переходной экономике …………………………...6
1.6 Домохозяйства и домашний труд ………………………………………….8
Глава 2. Домашнее хозяйство как субъект финансовых отношений
Сущность и функции финансов домашних хозяйств……………………12
Финансовые ресурсы домашних хозяйств ……………………………….15
Доходы и расходы домашнего хозяйства ………………………………..17
Глава 3. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике
3.1. Представление потребительских предпочтений с помощью кривых
безразличия………………………………………………………………....19
3.2 Факторы определяющие поведение потребителя…………………………20
Заключение ……………………………………………………………………………23
Приложение А ………………………………………………………………………...25
Список используемой литературы……………………………………….…………..28
Личностные факторы - на решение покупателя влияют его личностные характеристики: возраст и этапы жизненного цикла семьи, работа, экономическое положение, образ жизни, особенности характера и самооценка.
Психологические факторы - на выбор покупателем товара воздействуют 4 основных психологических фактора - мотивация, восприятия, усвоение, убеждения и отношения.
Психологами разработано несколько основных концепций мотивации человека. Самые известные из них - теории З.Фрейда, А.Маслоу и Ф.Герцберга - приводят своих сторонников к совершенно разным выводам относительно исследований потребителей и стратегии маркетинга. Великий психолог полагал, что люди по большей части не осознают психологические силы, которые руководят поведением индивида, а значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий.
Для выяснения глубинных ассоциаций, вызванных товаром, исследователи собирают "подробные интервью", используя технику, позволяющую отключить сознательное "Я". В результате психологи пришли к целому ряду интересных и странных заключений: потребители не хотят покупать чернослив по той причине, что он сморщенный и напоминает стариков; мужчины курят сигареты потому, что это подсознательно напоминает им сосание пальца во младенчестве.
Абраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время индивид ощущает различные потребности. Почему один человек тратит уйму времени на то, чтобы защитить себя от всевозможных внешних угроз, а другой стремится к тому, чтобы заслужить уважение окружающих? А. Маслоу объясняет это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке, в соответствии со степенью значимости ее элементов. Индивид в первую очередь старается удовлетворить самые важные потребности. Когда ему это удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей, и человек стремится к насыщению следующей по значимости. Теория А. Маслоу помогает производителям понять, каким образом разнообразные продукты соответствуют планам, целям и самой жизни потенциальных потребителей.
Заключение
В данной работе была изучена следующая тема «Домашнее хозяйство как субъект рыночных отношений». Была поставлена конкретная цель – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме. В процессе изучения были решены следующие задачи:
Домашнее хозяйство – это отдельный человек или семья, или группа семей, постоянно проживающих в данном месте и совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, оно объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве, и могут состоять из одного и более членов. Домашние хозяйства являются субъектом экономической деятельности, потому как они участвуют во всех экономических процессах общества.
Финансы домохозяйства представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов этого хозяйства и их воспроизводства, они выполняют две функции - обеспечение жизненных потребностей домохозяйства и распределительную функцию.
Финансовые ресурсы домашнего хозяйства – это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении конкретного хозяйства (семьи). Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода всего общества. В состав финансовых ресурсов домашнего хозяйства включаются:
Финансовые ресурсы домохозяйства формируют бюджет домашнего хозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств конкретного хозяйства, он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды: индивидуальные - для отдельных членов семьи; совместный - для покупки товаров общего пользования; и фонд накопления и обеспечения (резервный фонд) - для будущих капитальных расходов.
Доходы домашнего хозяйства – это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов домохозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, то есть все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Они включают в себя: натуральные доходы (неденежные) и денежные доходы.
Расходы домохозяйства (семьи) – это фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека. Они включают в себя потребительские расходы - покупка товаров и услуг, обязательные и добровольные платежи - налоги, сборы, пошлины, отчисления, и сбережения и накопления домохозяйств.
В современных условиях домохозяйствам необходимо так планировать получаемые доходы и так рационально их использовать, чтобы не допустить появления отрицательного сальдо в своем семейном бюджете.
Приложение А.
Таблица 1.3 «Типы домашнего хозяйства»
№ |
Параметр сравнения |
Домашнее хозяйство рыночного типа |
Домашнее хозяйство в командной экономике |
Домашнее хозяйство переходного типа |
1 |
Целевая функция |
Максимизация полезности в условиях ограниченности платежеспособного спроса. Бюджетное ограничение как единственный ограничивающий фактор |
Максимизация полезности в условиях дефицитности ресурсов. Помимо бюджетного ограничения важны временное (очередь) и социальное (блат) |
Выживание |
2 |
Ресурсы |
Заработная плата на основной работе |
Заработная плата на основной работе Наличие свободного времени (зависит от основной работы) Связи Трансферты |
«Портфель» ресурсов, получаемых от официальной, неформальной и криминальной занятости и в качестве рентных платежей |
3 |
Жесткость бюджетного ограничения |
Абсолютно жесткое: домохозяйствоне имеет иных источников доходов помимо заработной платы |
«Государство благосостояния» позволяет домохозяйствам получать существенную часть доходов в форме трансфертов |
Гибкость границ между различными источниками доходов позволяет избежать жесткой зависимости между благосостоянием и размером денежных доходов |
4 |
Важность сбережений и их размер |
Размер сбережений описывается величиной Предельной склонности к сбережению и функцией сбережения |
Сбережения носят вынужденный (вследствие дефицита и невозможности потратить весь доход) и
добровольный характер, причем вынужденные сбережения растут по мере роста интенсивности дефицита |
«Страховочная» нагрузка на сбережения максимальна, они важны, но их размер определяется в
результате противодействия двух тенденций — необходимости сберегать как можно больше и недостаточности текущих доходов для осуществления сбережений |
5 |
Экономическая целесообразность объединения ресурсов |
Каждый из членов домохозяйства обладает (как минимум - в потенции) специфическим ресурсом, поэтому создание семьи аналогично решению о долгосрочном инвестировании |
В основе семьи лежит объединение особого рода специфических ресурсов — обладания связями, административными правами (прописка, членство в партии) |
Наличие у каждого члена семьи независимых источников доходов позволяет минимизировать риск невозможности «свести концы с концами» |
6 |
Оптимальный размер домохозяйства (в том числе принятие Решения о количестве детей) |
Рост домохозяйства прекращается по мере того, как уменьшается возможность производства специфических ресурсов |
Размеры домохозяйства ограничены издержками на получение особых специфических ресурсов — связей (издержки на их поддержание в логике «дар — ответный дар»), жилплощади и т.д. |
Размеры определены ограниченностью диверсификации рисков в силу сходного рода занятости членов домохозяйства (принадлежность к одной профессиональной группе, занятость в одном секторе и т. д.) |
7 |
Внутренняя структура |
Простая иерархия, причем пол занимающего позицию главы не имеет значения (главой является обладатель наиболее специфичного актива) |
Простая иерархия, главой семьи является занимающий более высокое место в партийно-государственной иерархии член семьи, чаще всего им является мужчина |
Простая иерархия, главой является член домохозяйства имеющий наиболее стабильный доход, вне зависимости от пола и места в семейной иерархии, если такого нет — коллегиальность |
8 |
Отношение к государству |
Государство рассматривается как механизм исправления «провалов» рынка, следовательно, уплата налогов рациональна |
Государство воспринимается в качестве гаранта в последней инстанции благосостояния домохозяйства, следовательно, уплата налогов является долгом |
Домохозяйство видит в деятельности государства препятствие своему выживанию (источник барьеров между секторами деятельности домохозяйства следовательно, уплата налогов воспринимается как дань |
9 |
Сфера социальной политики, наиболее важная для домашнего хозяйства |
Приоритетными для домашнего хозяйства являются политика в области трудовых отношений, налоговая политика, политика в сфере образования: все эти направления касаются доходов домохозяйства на рынке |
Приоритетными сферами являются пенсионная, жилищно-коммунальная политика, политика социального обеспечения, политика в сфере образования: все эти направления касаются обладания особыми специфическими ресурсами |
Приоритетными являются политика в сфере здравоохранения, системы социального обеспечения и пенсионная система: от деятельности государства в указанных сферах зависит выживание домашнего хозяйства в прямом смысле |
Информация о работе Рациональное поведение потребителя в рыночной экономики