Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:20, курсовая работа
Целью курсовой работы «Расчет оптимального объема выпуска продукции предприятия» является закрепление знаний, полученных по курсу «Экономика отрасли», приобретение навыков выполнения экономических расчетов по выбору оптимального объема выпуска продукции, цены и определению максимальной прибыли предприятия при различных типах рынка.
Курсовая работа состоит из основных положений и трех разделов:
Введение 3
1 Определение дохода и издержек предприятия 4
1.1 Совокупный и предельный доход предприятия 4
1.2 Издержки предприятия 6
1.3 Совокупный доход, издержки и прибыль предприятия в зависимости от объемов производства 7
2 Расчет оптимального объема выпуска и цены продукции при разных типах рынка 10
2.1 Расчет оптимального объема выпуска и цены продукции в условиях совершенной конкуренции 10
2.2 Расчет оптимального объема выпуска и цены продукции монополистом в условиях краткосрочного периода 12
2.4 Расчет оптимального объема выпуска и цены продукции в условиях олигополии 16
Заключение 18
Список использованных источников 19
Содержание
Целью курсовой работы «Расчет оптимального объема выпуска продукции предприятия» является закрепление знаний, полученных по курсу «Экономика отрасли», приобретение навыков выполнения экономических расчетов по выбору оптимального объема выпуска продукции, цены и определению максимальной прибыли предприятия при различных типах рынка.
Курсовая работа состоит из основных положений и трех разделов:
Раздел 1. Определение дохода и издержек предприятия.
Раздел 2. Расчет оптимального объема выпуска и цены продукции при разном типе рынка.
Раздел 3. Максимизация прибыли с использованием компьютерной программы.
Первостепенное значение предприятия должны придавать максимизации прибыли в долгосрочном периоде, так как она определяет доходность и финансовую устойчивость предприятия.
В нашей курсовой работе мы предполагаем, что единственная задача фирмы заключается в максимизации прибыли на долговременном этапе. Предположение о максимизации прибыли часто используется в микроэкономике, так как с его помощью можно точно прогнозировать поведение фирм и избежать ненужных аналитических усложнений.
В небольших фирмах, руководимых их владельцами, прибыль доминирует во всех решениях. В более крупных фирмах, однако, руководители, принимая текущие решения, обычно мало контактируют с владельцами (акционерами, например). В итоге владельцы фирмы не могут регулярно контролировать поведение руководства. У руководителей появляется некоторая свобода в управлении фирмой, и они могут до известной степени уклоняться от задачи максимизации прибыли.
Руководителей могут больше занимать такие цели, как максимизация доходов, чтобы удовлетворить акционеров, а не максимизация прибыли. Руководители могут быть заинтересованы в краткосрочной прибыли фирмы (чтобы получить повышение или крупное вознаграждение) за счет уменьшения прибыли на долговременном этапе, хотя максимизация прибыли не долговременном этапе представляет больший интерес для акционеров.
Однако стремление руководителей к достижению иных целей, чем долговременная максимизация прибыли, ограничено определенными рамками. Акционеры или совет директоров могут сместить их и передать фирму новому руководству. В любом случае фирмы, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкретных отраслях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений.
Таким образом, наше предположение о максимизации прибыли имеет серьезные основания. Фирмы, в течении долгого времени занятые в деле, немало заботятся о прибыли независимо от воли и желания их руководителей.
Прибыль представляет собой разницу между доходами и издержками производства. Следовательно, чтобы определить объем производства фирмы, максимизирующей прибыль, мы должны проанализировать ее доходы.
Совокупный доход предприятия равен:
R(Q) = P*Q,
где R(Q) – совокупный доход;
Р – цена,
Q – количество проданной продукции.
Предельный доход (MR) представляет собой приращение совокупного дохода в результате увеличения выпуска продукции на 1 единицу.
MR= DR(Q)/ DQ,
где DR(Q) – прирост совокупного дохода;
DQ – изменение выпуска продукции на 1 единицу.
Средний доход (AR) представляет собой доход, получаемый от продажи 1 единицы продукции.
AR= R(Q)/ Q.
В нашем случае спрос на продукцию
описывается следующим
P(Q)=55-2*Q.
Следовательно:
R(Q)=P*Q=55*Q-2*Q*Q
MR(Q)=55-4*Q.
Экономические издержки производства представляют собой денежное выражение использования производственных факторов для выпуска и реализации продукции.
К постоянным издержкам относятся издержки связанные с возмещением производственных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой продукции (обозначаются FC).
К переменным издержкам фирмы (обозначается VC) относят возмещение затрат на выплату заработной платы персоналу, начисляемой в зависимости от выработки, платежи за используемое сырье и материалы, топливо, электроэнергию и т.д.
Если производство прекратится, то переменные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные останутся на том же уровне. С расширением производства переменные издержки будут возрастать, фирме потребуется больше сырья, материалов, работников и т.д.
В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие, или валовые издержки производства (обозначаются ТС)
TC=FC+VC.
Если FC неизменны, а переменные растут по мере увеличе6ния объемов производства, то, очевидно, ТС также будут расти.
Выделяют также средние и предельные издержки.
Средними издержками называются издержки на единицу производимой продукции. Средние издержки рассчитываются путем деления издержек на объем произведенной продукции Q.
AFC=FC/Q; AVC=VC/Q; ATC=(FC+VC)/Q=AFC+AVC.
Предельными издержками фирмы (МС) называется прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, то есть отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции:
МС=DVC/ DQ.
В нашем случае функция издержек выглядит так:
С(Q)=100+Q+3*Q*Q,
Следовательно
FC=100
VC=Q+3*Q*Q
AC=TC/Q=100/Q+1+3*Q
MC=1+6*Q.
Так как на конкурентном рынке каждая фирма продает лишь небольшую часть от реализации всей отрасли, то решение об объеме продаж не будет влиять на рыночную цену товара. Рыночная цена определяется совокупным спросом и предложением всей отрасли. Следовательно, конкурентная фирма принимает цену как заданную извне. Она знает, что любое решение о производстве совершенно не повлияет на цену товара. Например, когда фермер решает, на скольких акрах посадить пшеницу в определенный год, он может считать рыночную цену пшеницы заданной величиной. На эту цену не повлияет его решение о площади посева. Когда отдельная фирма сталкивается со спросом, выраженным на графике горизонтальной линией, то она может продать дополнительную единицу продукции без снижения цены. В итоге совокупный доход увеличивается на величину, равную цене. Кривая спроса для отдельной фирмы на конкурентном рынке выражается кривой как среднего, так и предельного дохода.
Если кривая спроса наклонена вниз, как в нашем случае Р(Q)=55-2*Q, то соотношение совокупного дохода, издержек и прибыли будет выглядеть так:
Рисунок 1 - Соотношение совокупного дохода, издержек и прибыли
Если цена не зависит от продаваемого количества, то есть Р=const, то соотношение совокупного дохода, издержек и прибыли будет выглядеть так:
Рисунок 2 - Соотношение совокупного дохода, издержек и прибыли (при независимости от цены)
Рисунок 3
Модель рынка совершенной
Рисунок 4 - Модель рынка совершенной конкуренции
Критерием совершенной конкуренции является абсолютная эластичность спроса на продукцию фирмы, это с экономической точки зрения, линия цены параллельная оси абсцисс, то есть кривая спроса, расположенная горизонтально.
В этих условиях для фирмы цена продукции не зависит от объема.
Рисунок 5 - Рынок совершенной конкуренции
Прямым следствием выполнения критерия совершенной конкуренции является то, что средний доход при любом объеме выпуска равен одной и той же величине – цене товара и что на том же уровне всегда находятся предельный доход.
И тот же объем выручки придется
в среднем на каждый проданный
батон (средний доход). Таким образом,
устанавливается равенство
Вспомним, что кривая спроса на конкурентном рынке представляет собой горизонтальную линию, и, таким образом, предельный доход и цена равны: MR=P. Следовательно, правило максимизации прибыли для конкурентной фирмы заключается в выборе такого объема выпуска продукции, чтобы цена равнялась предельным издержкам.
P=MC.
Заметим, что это правило для выбора объема выпуска продукции, а не цены, поскольку конкурентная фирма воспринимает цену как заданную.
Таблица 1 - Совершенная конкуренция | ||||||||
Q |
P |
R(Q)=P*Q |
C(Q) |
AC(Q) |
П(Q) |
MC |
MR |
MAX П |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
55 |
0 |
70 |
- |
-70 |
-- |
-- |
-70 |
1 |
55 |
55 |
74 |
74,0 |
-19 |
4 |
55 |
-19 |
2 |
55 |
110 |
82 |
41,0 |
28 |
8 |
55 |
28 |
3 |
55 |
165 |
94 |
31,3 |
71 |
12 |
55 |
71 |
4 |
55 |
220 |
110 |
27,5 |
110 |
16 |
55 |
110 |
5 |
55 |
275 |
130 |
26,0 |
145 |
20 |
55 |
145 |
6 |
55 |
330 |
154 |
25,7 |
176 |
24 |
55 |
176 |
7 |
55 |
385 |
182 |
26,0 |
203 |
28 |
55 |
203 |
8 |
55 |
440 |
214 |
26,8 |
226 |
32 |
55 |
226 |
9 |
55 |
495 |
250 |
27,8 |
245 |
36 |
55 |
245 |
10 |
55 |
550 |
290 |
29,0 |
260 |
40 |
55 |
260 |
11 |
55 |
605 |
334 |
30,4 |
271 |
44 |
55 |
271 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
12 |
55 |
660 |
382 |
31,8 |
278 |
48 |
55 |
278 |
13 |
55 |
715 |
434 |
33,4 |
281 |
52 |
55 |
281 |
14 |
55 |
770 |
490 |
35,0 |
280 |
56 |
55 |
280 |
15 |
55 |
825 |
550 |
36,7 |
275 |
60 |
55 |
275 |
16 |
55 |
880 |
614 |
38,4 |
266 |
64 |
55 |
266 |
17 |
55 |
935 |
682 |
40,1 |
253 |
68 |
55 |
253 |
18 |
55 |
990 |
754 |
41,9 |
236 |
72 |
55 |
236 |
19 |
55 |
1045 |
830 |
43,7 |
215 |
76 |
55 |
215 |
20 |
55 |
1100 |
910 |
45,5 |
190 |
80 |
55 |
190 |
Рисунок 6 - Совершенная конкуренция
Информация о работе Расчет оптимального выпуска продукции предприятия