Расчёт себестоимости продукции, её влияние на финансовые роли деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
- рассмотрение и изучение теоретической части, т. е. основные понятия, классификации издержек, формирование себестоимости продукции;
- расчет и формирование себестоимости на основе конкретного предприятия;
- сделать выводы и выявить пути снижения себестоимости, написать рекомендации.
Задачи:
- раскрыть значение формирования себестоимости продукции, работ и услуг на предприятии;
- провести анализ динамики себестоимости продукции в ОАО «Кулойский»;
- провести анализ деятельности предприятия и выявление эффективности его деятельности и сделать выводы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 269.95 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Любая организация в своей  деятельности сталкивается со многими  проблемами или трудностями в  решении некоторых экономических  вопросов. Например, организация производства, привлечение инвестиций, покупателей, сбыт продукции и многое другое. Но основной и актуальной проблемой  всегда является формирование себестоимости  продукции, следовательно, от правильности расчетов будет зависеть и финансовый результат предприятия – прибыль.

Ниже приведены несколько  причин, почему будет рассмотрена  данная проблема:

Во-первых, контроль затрат на производство и реализацию продукции, позволяющий принимать оперативные  управленческие решения и проводить  необходимую корректировку планов.

Во-вторых, анализ себестоимости  продукции, работ и услуг является важным механизмом в управлении затратами. Он позволяет изучить ее изменение, установить расход затрат и их причины, выявить резервы снижения себестоимости  продукции и выработать мероприятия  по их освоению.

В-третьих, снижение себестоимости  продукции имеет большое значение для предприятия, так как является одним из решающих источников увеличения прибыли для целей расширения производства и повышения производительности труда и заинтересованности рабочих.

В-четвертых, рост собственного производства при минимальном возмещении всех производственных затрат. Вопросы, связанные с управлением затратами, а также с уменьшением доли статей затрат при формировании себестоимости  продукции.

Объект рассмотрения – ОАО «Кулойский»

Предмет изучения – расчет себестоимости и ее влияние на финансовые результаты предприятия ОАО «Кулойский»

Цели курсовой работы:

- рассмотрение и изучение  теоретической части, т. е. основные  понятия, классификации издержек, формирование себестоимости продукции;

- расчет и формирование  себестоимости на основе конкретного  предприятия;

- сделать выводы и выявить  пути снижения себестоимости,  написать рекомендации.

Задачи:

- раскрыть значение формирования  себестоимости продукции, работ  и услуг на предприятии;

- провести анализ динамики  себестоимости продукции в ОАО «Кулойский»;

- провести анализ деятельности  предприятия и выявление эффективности  его деятельности и сделать  выводы.

 

  1. Понятие, значение, показатели себестоимости  продукции предприятия

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции .

Себестоимость продукции – емкая, многообразная и динамичная экономическая категория. Она является важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства.

Исчисление себестоимости продукции  предприятию необходимо для:

-            оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;

-            определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

-            осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;

-            выявления резервов снижения себестоимости продукции;

-            определения цен на продукцию;

-            расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;

-            обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших изделий и т.д.

Себестоимость характеризует две части стоимости продукции, т.е. затраты живого и овеществленного труда. В практике работы предприятия эти затраты принимают форму себестоимости производимой продукции. Поэтому себестоимость продукции это стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство.

Себестоимость продукции  формируется в виде нормативных, плановых и фактических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Стоимостная оценка затрат характеризует их величину и целесообразность. Для целей налогообложения затраты предприятия корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.  
          В структуре затрат наибольший удельный вес имеют затраты, обусловленные технологией и организацией производства на предприятии. Соотношение статей затрат в себестоимости продукции в различных отраслях разное и зависит от многих внутренних и внешних факторов.

Структура затрат зависит в основном от:

  • ассортимента и объема производимой продукции,
  • типа и вида организации производства;
  • технического и технологического уровней производства продукции;
  • географического размещения предприятия и его кооперативных связей;
  • экономических и социальных факторов.

Но в целом наибольший удельный вес в себестоимости  промышленной продукции составляют материальные затраты, и их доля продолжает расти.

Состав, структура и объем  затрат планируются и учитываются  через совокупность показателей  себестоимости продукции, которые  можно сгруппировать следующим образом.

По месту возникновения  затрат различают себестоимость:

  • технологическую;
  • производственную;
  • коммерческую (внепроизводственную).

По объектам планирования и учета выделяют себестоимость:

  • единицы продукции;
  • группы одноименной продукции;
  • всей произведенной продукции;
  • продукции участка, цеха, производственного подразделения;
  • готовой продукции;
  • реализуемой продукции.

По времени расчета  затрат различают себестоимость:

  • нормативную,
  • плановую;
  • фактическую.

Обобщающим показателем  в управлении издержками производства и реализации продукции и в  оценке финансовых результатов является показатель затрат на 1 руб. готовой или реализованной продукции. На базе этого показателя осуществляется прогнозирование и укрупненное планирование затрат на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции  может быть определена с помощью  нескольких показателей. Важнейшим  из них для предприятия является себестоимость единицы продукции. Сравнивая показатели фактической  и плановой себестоимости единицы  продукции, а также базовой, получаем величины отклонений по этому показателю, на основе которых предприятие будет  принимать решения о мерах  по снижению затрат.

 

    1. Издержки и  себестоимость продукции, их состав и виды

 

Состав, понятия издержек производства

Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в теоретическом и практическое планах, как на уровне общественного производства, так и в макроэкономике в отечественной и зарубежной практике. С позиций общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных денежных расходов, а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль.

Себестоимость продукции, ее виды

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.

 

1.2  Виды затрат предприятия,  состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции

 

Понятие затрат предприятия  существенно различается в зависимости  от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в  процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и  практической деятельности. В соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования. По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:

  • затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;
  • затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;
  • затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.

Затраты на производство и  реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.

Наиболее общее понятие  издержек производства фирм в зарубежных учебниках определяется как затраты  на вводимые факторы или экономические ресурсы. Все издержки принимаются как альтернативные (или вмененные), что означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики.

Различают издержки экономические  и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных). Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа издержек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам наших отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных активов и т.д., за которые фирма формально не платит. В обобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т.д.) и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки. Отсюда:

 

 

Понятие «экономические»  издержки является общепринятым; бухгалтерские – исчисляются на практике: при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.

Затраты на производство и  реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков:

  • по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу: сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и т.п. Накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства: содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и т.п.;
  • по способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты можно непосредственно отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, энергия технологическая, заработная плата станочников и др. Косвенные затраты распределяются по отдельным группам продукции пропорционально избранной базе;
  • по зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции они подразделяются на постоянные и переменные. Величина постоянных затрат остается одинаковой при изменении объема производства (арендная плата, амортизация, содержание зданий и др.). Переменные расходы, напротив, увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции. Эта группировка затрат широко используется в теории зарубежной микроэкономики;
  • по способам учета и группировки затрат они подразделяются на простые (сырье, материалы, зарплата, износ, энергия и т.п.) и комплексные, т.е. собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (малоценные и быстроизнашиваемые предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.);

Информация о работе Расчёт себестоимости продукции, её влияние на финансовые роли деятельности предприятия