Разработка задач стратегического управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Управление предприятием предполагает учет множества факторов: экономических, технологических, социальных, политических, правовых, каждый из которых дает свое видение и понимание ситуации. Стратегия же синтезирует различные видения и представляет целостную картину текущего состояния и перспектив развития. Стратегические решения (например, решения о вхождении в рынок, изменении организационной структуры) – инерционны, что не позволяет их сразу по принятии радикально менять. Различные стратегические решения могут принадлежать к разным типам как совместимым, так и несовместимым.
Таким образом, стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и ее целей. Формирования стратегии предприятия требует интегрированного учета различных финансово–экономических и социально–политических аспектов.

Содержание работы

Введение.. 2
1. Сущность стратегического управления. 2
2. Выявление и описание целей организации. 2
3. Управленческое исследование внутренних ценностей и слабых сторон организации. 2
4. Оценка и анализ факторов внешней среды. 2
5. Маркетинговые исследования как инструмент выработки стратегии поведения организации. 2
6. Рассмотрение стратегических альтернатив организации и выбор стратегии. 2
7. Реализация стратегического плана: тактика, политика, процедуры, правила. 2
8. Планирование действий. 2
9. Оценка стратегического плана. 2
10. Формирование бизнес-плана как важный этап в реализации стратегии фирмы. 2
Заключение.. 2
Список литературы... 2

Файлы: 1 файл

Разработка задач стратегического управления организацией.docx

— 40.25 Кб (Скачать файл)

 

Окружающая среда является многоплановой и может быть рассмотрена с позиций:

 

- социально-политической;

 

- демографической (возрастная структура, социальная структура);

 

- политической системы:

 

– режим (демократический, военный, социалистической ориентации);

 

– стабильности;

 

– честность;

 

– прозрачность;

 

– преемственность;

 

- регулирование продаж, производства, функционирования;

 

- налогообложения (природа  налогообложения; величина налоговых  ставок; преемственность; прозрачность);

 

- экологии (производство  продуктов питания; экологически  грязные отходы; использование экологически устаревших материалов; давление общественности);

 

- конкурентной борьбы (типы  конкуренции; ограничения на конкуренцию; перспективы);

 

- технологической (технологические  уклады; используемые технологии; скорость  морального устаревания; перспективы  научно-технического прогресса);

 

- экономической:

 

– уровни инфляции, безработицы;

 

– величины валового продукта, процентной ставки, обменного курса;

 

– стадия бизнес-цикла (подъем, спад);

 

- правовой (ограничения конкуренции; надежность судебной и исполнительной власти; защита прав собственника, потребителя, производителя, общества, местного населения);

 

- культурной:

 

– общество (традиционное, современное);

 

– неписаные законы (традиции, стереотипы, шаблоны, отношения к старшим, исповедуемая религия);

 

– уровень образованности и грамотности.

 

Каждая из этих точек зрения предоставляет свои инструменты, которые могут быть использованы при формировании стратегии и при планировании.

5. Маркетинговые исследования  как инструмент выработки стратегии  поведения организации.

 

Маркетинг – это система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, направленная на получение прибыли посредством учета и активностью влияния на рыночные условия и процессы. Маркетинг можно рассматривать как цельную систему, предназначенную для планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта с целью удовлетворения определенных потребностей.

 

Система маркетинга предполагает решение следующих задач:

 

- комплексное изучение  рынка;

 

- выявление потенциального  спроса неудовлетворенных потребностей;

 

- планирование товарного  ассортимента и цен;

 

- разработка мер для  наиболее полного удовлетворения  существующего спроса;

 

- планирование и осуществление  сбыта;

 

- разработка мер по  совершенствованию управления и  организации производства.

 

Маркетинг объединяет в себе пассивную и активную цели:

 

- пассивная – всестороннее  изучение рынка, спроса, вкусов и  потребностей, ориентация на них производства;

 

- активная  – воздействие на существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

 

Цели маркетинга – показатели и качественные характеристики, определяющие содержание маркетинговой деятельности предприятия для конкретного интервала времени. Они касаются таких показателей, как прибыль, объем продаж и доля рынка. Выделяют отдельные цели:

 

- стимулирование спроса  – активизация у потребителей  с помощью дизайна, рекламы стремление приобретать то, что предлагает фирма;

 

- содействие развитию  спроса предполагают, что фирма  делает свой продукт легкодоступным физически (через разветвленную торговую сеть), по условиям предоставления потребительского кредита и т.п.;

 

- регулирование спроса  необходимо осуществлять при  его сезонных колебаниях.

 

Функции маркетинга – отдельные виды, направления маркетинговой деятельности, обособившиеся в результате ее специализации. Существует четыре блока функций маркетинга:

 

- аналитическая функция (изучение рынка, потребителей, структуры  фирмы, товарной структуры, анализ  внутренней среды предприятия);

 

- производственная функция (организация производства новых  товаров, разработка новых технологий, организация материально-технического  снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции);

 

- сбытовая функция (организация  системы товародвижения, сервиса, системы формирования спроса и стимулирования сбыта, проведение целенаправленной товарной и ценовой политики);

 

- функция управления и  контроля  (информационное обеспечение  управления маркетингом, организация системы коммуникаций, организация контроля маркетинга).

6. Рассмотрение стратегических  альтернатив организации и выбор  стратегии.

 

Основная задача стратегического менеджмента – выбор стратегии предприятия. Этот процесс поделен на этапы:

 

- разработка и создание  стратегий. На этом этапе создается возможно большее число альтернативных стратегий с участием управленцев всех уровней;

 

- доводка стратегии  до  уровня соответствия целям развития  организации, формирование общей  стратегии;

 

- анализ и оценка.

 

На выбор стратегии влияют многочисленные факторы. Важнейшие из них:

 

- вид бизнеса и особенности  отрасли, в которой работает организация;

 

- состояние внешнего окружения, его предсказуемость;

 

- характер целей, которые  ставит перед собой организация; ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджера;

 

- уровень риска;

 

- внутренняя структура  организации, ее сильные и слабые  стороны;

 

- опыт реализации прошлых  стратегий. Позволяет избежать повторения  прошлых ошибок, но ограничивает  выбор;

 

- фактор времени.

 

Многофактурность выбора стратегии предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых осуществляется окончательный выбор.

 

Стратегические альтернативы  – набор различных частных стратегий, позволяющих достичь стратегических целей организации в рамках выбранной базовой стратегии и ограничений на использование ресурсов.

 

Организации образуют огромное количество комбинаций стратегий, которые основаны на нескольких базовых стратегиях:

 

- ограниченный рост. Стратегия  целесообразна в сложившихся  отраслях со стабильной технологией. Цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируется в соответствии с изменением внешней среды. Самый легкий, наиболее удобный наименее рискованный способ действия;

 

- рост – оптимальная  стратегия для динамично развивающихся  отраслей с быстро меняющейся  технологией; уровень развития текущего  года должен превышать уровень предыдущего. Этой стратегии придерживаются фирмы, стремящиеся к диверсификации с тем, чтобы покинуть рынки, находящиеся в стагнации. Может иметь место внешний рост (например, приобретение другой фирмы), внутренний рост (расширение ассортимента выпускаемой продукции);

 

- сокращение (стратегия последнего  средства) , например, ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация. При этой стратегии уровень целей текущего периода ниже предыдущего. Ее используют, если никакие средства не помогают наладить все ухудшающееся положение предприятия;

 

- комбинированная стратегия, то есть любое сочетание рассмотренных  выше базовых стратегий.

7. Реализация стратегического  плана: тактика, политика, процедуры, правила.

 

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и проведения. Основными компонентами формального планирования являются тактика, политика, процедуры и правила.

 

Тактика – краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена. Вот некоторые характеристики тактических планов:

 

- тактику разрабатывают  в развитие стратегии;

 

- тактика рассчитана на  более короткий отрезок времени, чем стратегия;

 

- в то время как результаты  стратегии не могут быть полностью  обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

 

После составления долгосрочных и тактических планов необходимо приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики. Политика  – общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижений целей.

 

Для руководства управленческим действиями одной политики часто недостаточно. В этом случае разрабатываются процедуры. Процедуры – предписание относительно того, какие действия предпринимать в конкретной ситуации.

 

Чтобы решить небольшие, но важные проблемы, когда для достижения целей требуется высокая степень подчинения, используются правила. Правила – точное определение того, что следует делать в каждой конкретной ситуации.

8. Планирование действий.

 

Стратегический планирование – это процесс формулирования миссии и целей; выбора стратегии для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение для обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, его задача – обеспечивать нововведения и изменения в достаточном объеме, для адекватной реакции на изменения во внешней среде.

 

Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием; обычно заканчивается установлением общих направлений, кот обеспечивают рост и укрепление позиций организации.

 

Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации, чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи всех подразделений организации, видов ее деятельности и всю сложную систему планов, процесс стратегического планирования нужно организовать и формализовать. Очень важно создать систему стимулирования за предложение включения в систему планирования современных вычислительных технологий, экономико-математических методов и моделей, что позволяет значительно поднять средний уровень плановой работы в организацию и обоснованность принимаемых решений. Таким образом, формализация процесса планирования позволяет приобщить к стратегическому мышлению широкий круг руководителей и специалистов среднего звена.

 

Версия процесса стратегического планирования представлена на рис.1.

9. Оценка стратегического  плана.

 

Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни – сверху вниз.

 

Существует ряд критериев, как количественных, так и качественных, которые используют в процессе оценки.

10. Формирование бизнес-плана  как важный этап в реализации  стратегии фирмы.

 

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства, и конечные финансовые показатели работы. Бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год. Показатели бизнес-плана основываются на технологических и технико-экономических расчетах, проработке инженерных решений и показателей эффективности, ликвидности и финансовой устойчивости по данному объекту инвестирования.

 

Бизнес-планом пользуется несколько категорий юридических и физических лиц:

- разработчики, которые в  процессе разработки уясняют  наиболее важные проблемы производства, разрабатывают вопросы маркетинга, организации управления и контроля, поиска партнеров;

- сотрудники предприятия, которые,  принимая участие в  подготовке, получают четкое представление о стратегических направлениях развития своего предприятия и тактике роста;

- потенциальные инвесторы, кредиторы, организаторы инвестиционных  конкурсов,  которых необходимо  убедить в высокой степени  надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта.

Информация о работе Разработка задач стратегического управления организацией