Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 13:52, курсовая работа
Управление предприятием предполагает учет множества факторов: экономических, технологических, социальных, политических, правовых, каждый из которых дает свое видение и понимание ситуации. Стратегия же синтезирует различные видения и представляет целостную картину текущего состояния и перспектив развития. Стратегические решения (например, решения о вхождении в рынок, изменении организационной структуры) – инерционны, что не позволяет их сразу по принятии радикально менять. Различные стратегические решения могут принадлежать к разным типам как совместимым, так и несовместимым.
Таким образом, стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и ее целей. Формирования стратегии предприятия требует интегрированного учета различных финансово–экономических и социально–политических аспектов.
Введение.. 2
1. Сущность стратегического управления. 2
2. Выявление и описание целей организации. 2
3. Управленческое исследование внутренних ценностей и слабых сторон организации. 2
4. Оценка и анализ факторов внешней среды. 2
5. Маркетинговые исследования как инструмент выработки стратегии поведения организации. 2
6. Рассмотрение стратегических альтернатив организации и выбор стратегии. 2
7. Реализация стратегического плана: тактика, политика, процедуры, правила. 2
8. Планирование действий. 2
9. Оценка стратегического плана. 2
10. Формирование бизнес-плана как важный этап в реализации стратегии фирмы. 2
Заключение.. 2
Список литературы... 2
Окружающая среда является многоплановой и может быть рассмотрена с позиций:
- социально-политической;
- демографической (возрастная структура, социальная структура);
- политической системы:
– режим (демократический, военный, социалистической ориентации);
– стабильности;
– честность;
– прозрачность;
– преемственность;
- регулирование продаж, производства, функционирования;
- налогообложения (природа налогообложения; величина налоговых ставок; преемственность; прозрачность);
- экологии (производство продуктов питания; экологически грязные отходы; использование экологически устаревших материалов; давление общественности);
- конкурентной борьбы (типы конкуренции; ограничения на конкуренцию; перспективы);
- технологической (технологические
уклады; используемые технологии; скорость
морального устаревания; перспективы
научно-технического прогресса)
- экономической:
– уровни инфляции, безработицы;
– величины валового продукта, процентной ставки, обменного курса;
– стадия бизнес-цикла (подъем, спад);
- правовой (ограничения конкуренции;
надежность судебной и
- культурной:
– общество (традиционное, современное);
– неписаные законы (традиции, стереотипы, шаблоны, отношения к старшим, исповедуемая религия);
– уровень образованности и грамотности.
Каждая из этих точек зрения предоставляет свои инструменты, которые могут быть использованы при формировании стратегии и при планировании.
5. Маркетинговые исследования
как инструмент выработки
Маркетинг – это система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, направленная на получение прибыли посредством учета и активностью влияния на рыночные условия и процессы. Маркетинг можно рассматривать как цельную систему, предназначенную для планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта с целью удовлетворения определенных потребностей.
Система маркетинга предполагает решение следующих задач:
- комплексное изучение рынка;
- выявление потенциального
спроса неудовлетворенных
- планирование товарного ассортимента и цен;
- разработка мер для
наиболее полного
- планирование и осуществление сбыта;
- разработка мер по
совершенствованию управления
Маркетинг объединяет в себе пассивную и активную цели:
- пассивная – всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства;
- активная – воздействие на существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.
Цели маркетинга – показатели и качественные характеристики, определяющие содержание маркетинговой деятельности предприятия для конкретного интервала времени. Они касаются таких показателей, как прибыль, объем продаж и доля рынка. Выделяют отдельные цели:
- стимулирование спроса – активизация у потребителей с помощью дизайна, рекламы стремление приобретать то, что предлагает фирма;
- содействие развитию спроса предполагают, что фирма делает свой продукт легкодоступным физически (через разветвленную торговую сеть), по условиям предоставления потребительского кредита и т.п.;
- регулирование спроса необходимо осуществлять при его сезонных колебаниях.
Функции маркетинга – отдельные виды, направления маркетинговой деятельности, обособившиеся в результате ее специализации. Существует четыре блока функций маркетинга:
- аналитическая функция (изучение рынка, потребителей, структуры фирмы, товарной структуры, анализ внутренней среды предприятия);
- производственная функция
(организация производства
- сбытовая функция (организация системы товародвижения, сервиса, системы формирования спроса и стимулирования сбыта, проведение целенаправленной товарной и ценовой политики);
- функция управления и контроля (информационное обеспечение управления маркетингом, организация системы коммуникаций, организация контроля маркетинга).
6. Рассмотрение стратегических
альтернатив организации и
Основная задача стратегического менеджмента – выбор стратегии предприятия. Этот процесс поделен на этапы:
- разработка и создание стратегий. На этом этапе создается возможно большее число альтернативных стратегий с участием управленцев всех уровней;
- доводка стратегии до
уровня соответствия целям
- анализ и оценка.
На выбор стратегии влияют многочисленные факторы. Важнейшие из них:
- вид бизнеса и особенности
отрасли, в которой работает
- состояние внешнего окружения, его предсказуемость;
- характер целей, которые
ставит перед собой
- уровень риска;
- внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны;
- опыт реализации прошлых стратегий. Позволяет избежать повторения прошлых ошибок, но ограничивает выбор;
- фактор времени.
Многофактурность выбора стратегии предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых осуществляется окончательный выбор.
Стратегические альтернативы – набор различных частных стратегий, позволяющих достичь стратегических целей организации в рамках выбранной базовой стратегии и ограничений на использование ресурсов.
Организации образуют огромное количество комбинаций стратегий, которые основаны на нескольких базовых стратегиях:
- ограниченный рост. Стратегия
целесообразна в сложившихся
отраслях со стабильной
- рост – оптимальная
стратегия для динамично
- сокращение (стратегия последнего средства) , например, ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация. При этой стратегии уровень целей текущего периода ниже предыдущего. Ее используют, если никакие средства не помогают наладить все ухудшающееся положение предприятия;
- комбинированная стратегия,
то есть любое сочетание
7. Реализация стратегического плана: тактика, политика, процедуры, правила.
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и проведения. Основными компонентами формального планирования являются тактика, политика, процедуры и правила.
Тактика – краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена. Вот некоторые характеристики тактических планов:
- тактику разрабатывают в развитие стратегии;
- тактика рассчитана на
более короткий отрезок
- в то время как результаты
стратегии не могут быть
После составления долгосрочных и тактических планов необходимо приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики. Политика – общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижений целей.
Для руководства управленческим действиями одной политики часто недостаточно. В этом случае разрабатываются процедуры. Процедуры – предписание относительно того, какие действия предпринимать в конкретной ситуации.
Чтобы решить небольшие, но важные проблемы, когда для достижения целей требуется высокая степень подчинения, используются правила. Правила – точное определение того, что следует делать в каждой конкретной ситуации.
8. Планирование действий.
Стратегический планирование – это процесс формулирования миссии и целей; выбора стратегии для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение для обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, его задача – обеспечивать нововведения и изменения в достаточном объеме, для адекватной реакции на изменения во внешней среде.
Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием; обычно заканчивается установлением общих направлений, кот обеспечивают рост и укрепление позиций организации.
Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации, чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи всех подразделений организации, видов ее деятельности и всю сложную систему планов, процесс стратегического планирования нужно организовать и формализовать. Очень важно создать систему стимулирования за предложение включения в систему планирования современных вычислительных технологий, экономико-математических методов и моделей, что позволяет значительно поднять средний уровень плановой работы в организацию и обоснованность принимаемых решений. Таким образом, формализация процесса планирования позволяет приобщить к стратегическому мышлению широкий круг руководителей и специалистов среднего звена.
Версия процесса стратегического планирования представлена на рис.1.
9. Оценка стратегического плана.
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни – сверху вниз.
Существует ряд критериев, как количественных, так и качественных, которые используют в процессе оценки.
10. Формирование бизнес-плана как важный этап в реализации стратегии фирмы.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства, и конечные финансовые показатели работы. Бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год. Показатели бизнес-плана основываются на технологических и технико-экономических расчетах, проработке инженерных решений и показателей эффективности, ликвидности и финансовой устойчивости по данному объекту инвестирования.
Бизнес-планом пользуется несколько категорий юридических и физических лиц:
- разработчики, которые в
процессе разработки уясняют
наиболее важные проблемы
- сотрудники предприятия, которые, принимая участие в подготовке, получают четкое представление о стратегических направлениях развития своего предприятия и тактике роста;
- потенциальные инвесторы, кредиторы, организаторы инвестиционных конкурсов, которых необходимо убедить в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта.
Информация о работе Разработка задач стратегического управления организацией