Развитие и роль малого бизнеса в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 17:35, реферат

Описание работы

Развитие малых форм предпринимательства отвечает потребностям всех сфер экономики России и тенденциям мировых экономических процессов. Малый бизнес, являясь сугубо рыночной структурой, способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства. Во всех странах мира действует большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля.

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 66.15 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТЮМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, КОММЕРЦИИ И СЕРВИСА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: ”Экономика организации”

 

Тема: “Развитие и роль малого бизнеса в экономике России”

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 233-КМС-9

Петрова Вероника

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2015

 

Роль малого бизнеса в экономике России 

 

Развитие малых форм предпринимательства отвечает потребностям всех сфер экономики России и тенденциям мировых экономических процессов. Малый бизнес, являясь сугубо рыночной структурой, способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства. Во всех странах мира действует большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт в ряде развитых государств превышает 50%. Воздействие следующих факторов, напрямую связанных с малым бизнесом, создает благоприятные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами, при этом заполняются рыночные ниши как на местном уровне, так и в более широких масштабах, вплоть до масштабов страны; создаются дополнительные рабочие места и условия, при которых уровень заработной платы напрямую связан с результатами труда, что повышает заинтересованность всех членов трудового коллектива; расширяется и динамично изменяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые, трудовые и производственные ресурсы.

Малому бизнесу отводится важная роль в хозяйстве страны, так как малые и средние предприятия позволяют расширить сферу приложения труда, создавать возможности для реализации предпринимательской деятельности населения, приложения творческих сил, стимулировать развитие семейного бизнеса, снизить социальную напряженность и обеспечить ресурсосберегающий экономический рост. Вклад малого предпринимательства в создание ВНП России составляет около 12%, а доля занятых не превышает 10% экономически активного населения. Как показывает опыт, малые предприятия эффективны в потребительской сфере, производстве отдельных узлов и полуфабрикатов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям, в определенных случаях в наукоемких видах производства. Поэтому в настоящее время развитие малого предпринимательства в России рассматривается как один из основополагающих факторов на государственном уровне, что отражено в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, Федеральной программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ («Президентская инициатива») и ряде других документов.

Однако в процессе осуществления деятельности в нашей стране малые предприятия сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с характером собственности и размером предприятия, поскольку малый бизнес не является уменьшенной моделью крупного. Перед ним возникает ряд особых проблем, отметим из них лишь важнейшие:

·         отсутствие управленческих кадров, владеющих глубокими и профессиональными знаниями и умеющими работать в условиях быстро изменяющейся внешней среды, способных эффективно применять новые технологии управления;

·         недостаточная материально-техническая и финансовая база, так как новый сектор экономики создается практически с «нуля»;

·         несовершенная законодательная база, не позволяющая чувствовать правовую поддержку со стороны государства и обрести уверенность в завтрашнем дне;

·         социальная незащищенность предпринимательской деятельности, требующая эффективной защиты и социальных гарантий.

Малое предпринимательство отвечает социально-экономическим интересам России, являясь мощным источником развития, позволяющим создавать новые ценности и приумножать национальное богатство. Но пока еще вклад малых предприятий в оздоровление экономики России недостаточен, так как во многих случаях они представляют неустойчивую структуру, зависимую от колебаний рынка и нуждающуюся во всесторонней государственной поддержке, информационном обслуживании, подготовке кадров с действительно рыночным принципом мышления.

Преимущества малого бизнеса в значительной мере обусловлены перспективами его роста. Развитие малой фирмы зависит не только от возможностей инвестировать, но и от умения приспосабливаться, менять свой профиль, иметь четкую информацию о рыночной конъюнктуре и технологических новшествах.

К субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» относятся коммерческие организации (юридические лица), в которых средняя численность работников за отчетный год не превышает в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 работающих, в розничной торговле, бытовом обслуживании населения – 30 человек, в оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 работающих. Другим критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, которая не должна превышать 25%.

Опыт развитых промышленных стран показывает, что вопрос существования и развития малого предпринимательства напрямую связан с реальными шагами государства по оказанию помощи, основными направлениями которой являются:

·         организационная поддержка – упрощение процедуры открытия малого предприятия, разработка информационной и научно-методической документации для частного предпринимательства;

·         финансовая – целенаправленное субсидирование из бюджета и привлечение частного капитала, создание упрощенной системы налогообложения малого бизнеса, налоговые льготы;

·         материально-техническая – создание системы доступа к ресурсам, возможность покупки или аренды производственных площадей;

·         информационная и консультативная – обеспечение доступа к информационным ресурсам, развитие специализированных услуг, ориентированных на малое предпринимательство по вопросам планирования, маркетинга, налогообложения;

·         социальная – формирование общественного мнения о предпринимательской деятельности, равенство всех видов собственности на рынке ресурсов.

Вместе с тем малый бизнес является одним из наиболее гибких секторов экономики, в котором новаторский подход, достаточно высокие темпы роста сочетаются со сравнительно небольшими затратами на создание предприятия. Приоритеты развития малого бизнеса, определенные государством, связаны с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, производством промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, а также оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг. Но до сих пор организация эффективной деятельности функционирующих предприятий сталкивается с большим количеством противоборствующих факторов, объясняемых стереотипностью мышления, нежеланием или неумением применять новые технологии управления, важнейшей функцией которого является планирование. По нашему мнению, в соответствии с требованием времени для малых рыночных структур необходима разработка таких процедур планирования, которые на основе формальных моделей и экономико-математических методов позволят малому предприятию оптимальным образом адаптироваться в динамично меняющихся условиях внешней среды.

Пока недостаточно разработан математический аппарат, ориентированный на реализацию такого подхода с учетом особенностей малого бизнеса, связанных с мотивацией потребителей, колебаниями рыночной конъюнктуры и ограниченными возможностями предприятий, и не созданы эффективные (с точки зрения цена/качество, стандарт/специфика) средства поддержки принятия решений, которые позволили бы оптимизировать и автоматизировать процессы планирования.

Приведенные аргументы определили цели и задачи исследования. Данной целью является исследование и разработка математических моделей адаптивного планирования для предприятий малого бизнеса, позволяющих количественно обосновать принимаемые управленческие решения в условиях высокой динамики внешней и внутренней среды.

В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:

– предложить метод проведения количественного анализа предпочтений потребителей, позволяющий обосновать выбор ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции и его структуры;

– разработать математическую модель выбора оптимального объема производства;

– для планирования и контроля над издержками производства и прибылью обосновать методику проведения маржинально-сегментарного анализа;

– построить математическую модель формирования оптимальной производственной программы;

– предложить математическую модель управления запасами сырья и материалов с учетом сложившихся долговременных связей с поставщиками, минимизирующую совокупные издержки предприятия;

– разработать технологию адаптивного планирования, предназначенную для предприятий малого бизнеса, основанную на совокупности взаимосвязанных математических моделей;

– провести апробацию комплекса моделей на реальных объектах. Объектом исследования являются предприятия малого бизнеса

В настоящее время в России механизм планирования переживает второе, качественно новое рождение. Большинство предприятий находится в той стадии своего развития, когда отсутствие четко спланированных действий мешает нормальному функционированию. Сам термин «планирование» вызывает негативную реакцию в связи с ассоциациями системы планирования в административно-командной экономике, когда предприятие получало сверху указания по ценам, нормативам, поставщикам и потребителям и массу другой нормативной информации. Планирование сводилось к поиску способов выполнения и желательно перевыполнения директивных заданий в рамках большого числа ограничений и противоречий. Концепция, базирующаяся на принципах централизованного планирования, превращала функцию в цель и содержание процесса управления, что придавало одной из функций – планированию – сверхважное значение и принижало или превращало в чистую формальность другие функции управления. Такое положение привело к ориентации производства исключительно на план, к отсутствию механизма уравновешивания спроса и предложения и явилось одним из факторов, обусловивших кризис концепции социалистического планирования и самой системы.

На смену пришел небольшой период после 1991 года, когда сиюминутные спонтанные решения приносили большие выгоды и планирование, как одна из функций управления, было не востребовано. Формальное планирование заменялось умением «крутиться», ориентироваться в сложившейся ситуации, что сделало экономику неуправляемой. Хозяйственники и ряд ученых-экономистов полагают, что рыночные регуляторы успешно заменяют планирование. Вместе с тем анализ зарубежной и отечественной практики показывает, что рыночные механизмы регулирования экономики не только не отвергают идею планирования, но и предполагают ее. В период нестабильности рыночной конъюнктуры, высокого динамизма внешней среды место и роль планирования становятся все более значимыми, так как управленческие решения, принимаемые в условиях риска, требуют глубокого анализа, обоснования и прогнозирования его результатов.

Реально приходит время обдуманных действий, когда экономические субъекты требуют стабильности не только в краткосрочном периоде, но и в перспективе. Таким образом, растет понимание важности формирования долговременных целей и планирования развития в долгосрочном периоде. Теперь предприятие должно самостоятельно определять и предсказывать параметры не только внутренней, но и внешней среды: определять поставщиков, искать потребителей, формировать ассортимент, прогнозировать цены на свою продукцию. Осложняются эти процессы быстрыми изменениями внешней среды, отсутствием инструментов разработки и практики реализации планирования в рыночной экономике, отсутствием отечественных аналогов, которые могли бы стать ориентирами в выборе той или иной стратегии.

Интерес к стратегическим вопросам планирования бизнеса и организации управления закономерно пробудила перестройка системы экономических отношений в нашей стране. Несоответствие сложившейся структуры планирования рыночному механизму хозяйствования привел к необходимости его реформирования, в частности внутрифирменного. Уровень спроса российских компаний на консалтинговые услуги по вопросам стратегического и тактического планирования показывает степень его актуальности для современной России. Результаты анализа, проведенного в 19-ти отраслях экономики России, показывают, что стратегическое планирование сегодня является уже весьма актуальной проблемой российского бизнеса. Хотя еще десять лет назад большинство руководителей российских предприятий просто не понимали постановки вопроса по решению проблем стратегического планирования.

Вместе с тем, теория и методология планирования не только еще весьма далеки от завершения своего становления, но и требуют в ряде случаев критического анализа классических концепций и усовершенствования механизма реализации.

Информация о работе Развитие и роль малого бизнеса в экономике России