Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 17:35, реферат
Развитие малых форм предпринимательства отвечает потребностям всех сфер экономики России и тенденциям мировых экономических процессов. Малый бизнес, являясь сугубо рыночной структурой, способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства. Во всех странах мира действует большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля.
Управление предприятием как процесс реализуется при помощи ряда функций: планирования и прогнозирования, координации и регулирования, учета и контроля. Каждая из функций характеризуется собственной технологией обработки информации и способом воздействия на объект управления. Но так как цель управления формируется в границах функции планирования, то именно планирование является основополагающим звеном в системе управления.
Различные авторы не дают однозначного определения планированию. Наиболее распространен подход, указывающий, что планирование – одна из функций управления. Планирование – процесс обоснования решения и распределения ресурсов для его реализации во времени. Результатом процесса планирования является план, который служит идеальной моделью хода экономического процесса. Классификация систем планирования также не имеет единого подхода, рассмотрим один из них. В качестве первого признака классификации выберем временную ориентацию идей планирования.
Типы планирования различаются в зависимости от философии планирования по отношению к прошлому, настоящему и будущему. Данный признак предполагает существование четырех принципиально различных типов планирования: реактивное (нацеленное только в прошлое), инактивное (приспосабливающееся только к настоящему), преактивное (предпочитающее смотреть только в будущее) и интерактивное (ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования) хозяйственной деятельности экономической организации.
В настоящее время в России действует около 900 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, на которых занято почти 20 млн. человек. Их географическое распределение крайне неравномерно. В основном, малые и средние предприятия сосредоточены в четырех мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, а также в Московской области, Краснодарском и Приморском краях и др. При этом в трех округах из семи число малых предприятий сократилось в два раза.
Тем не менее, производительность труда на малых предприятиях в 1,5-3 раза выше, чем у крупных, а на их долю приходится 26% оборота розничной торговли, 51% оборота оптовой торговли и 28% объема подрядных работ. Следует, однако, отметить, что, по мнению некоторых специалистов, вклад малых предприятий в России во внутренний валовой продукт не превышает 12%, а удельный вес в производстве промышленной продукции находится на уровне 4%. При этом доля работающих на малых предприятиях в общей численности занятых колеблется на уровне около 12%.
Значительный шанс малый и средний бизнес получает в последнее время вследствие диверсификации потребительского спроса. В итоге наряду с массовым производством и мегарынками формируется множество индивидуализированных рынков, которые обслуживаются бизнесом малых и средних форм.
Информация о работе Развитие и роль малого бизнеса в экономике России