Ресурсы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:27, контрольная работа

Описание работы

В работе различных организаций вопросы менеджмента имеют решающее значение. Некоммерческие организации не является тому исключением. В российской некоммерческой сфере вопросам менеджмента долгое время не уделялось должного внимания, и лишь с переходом на рыночные отношения большинство некоммерческих организаций стало серьезно осознавать, что менеджмент является ключевым фактором эффективной работы. Сокращение бюджетного финансирования, возросшая конкуренция заставили некоммерческие организации изменить стратегию своей деятельности. Некоммерческие организации перестали рассматривать себя как замкнутые системы, реализующие уставные цели с помощью государственных средств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Ресурсы некоммерческих организаций…………………………….……………4
1.1. Трудовые ресурсы………………………………………………….…….……..5
1.2. Финансовые ресурсы…………………………………………………..……….9
1.2.1. Привлеченные источники финансирования некоммерческих организаций……………………………………………………………………...…10
1.2.2. Государственные источники финансирования некоммерческих организаций………………………………………………………………...………19
1.2.3. Собственные источники финансирования некоммерческих организаций……………………………………………………………………...…21
Заключение…………………………………………………………..……………..22
Список использованной литературы………………….………....………………..24

Файлы: 1 файл

Экономика некоммерческих организаций 1 .doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Экономика  некоммерческих организаций.

по теме: Ресурсы некоммерческих организаций.

 

 

 

Исполнитель: студентка

Направление

Профиль

Группа:

Ф.И.О 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Ресурсы некоммерческих организаций…………………………….……………4

1.1. Трудовые ресурсы………………………………………………….…….……..5

1.2. Финансовые ресурсы…………………………………………………..……….9

1.2.1. Привлеченные источники финансирования некоммерческих организаций……………………………………………………………………...…10

1.2.2. Государственные источники финансирования некоммерческих организаций………………………………………………………………...………19

1.2.3. Собственные источники финансирования некоммерческих организаций……………………………………………………………………...…21

Заключение…………………………………………………………..……………..22

Список использованной литературы………………….………....………………..24

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В работе различных организаций вопросы менеджмента имеют решающее значение. Некоммерческие организации не является тому исключением. В российской некоммерческой сфере вопросам менеджмента долгое время не уделялось должного внимания, и лишь с переходом на рыночные отношения большинство некоммерческих организаций стало серьезно осознавать, что менеджмент является ключевым фактором эффективной работы. Сокращение бюджетного финансирования, возросшая конкуренция заставили некоммерческие организации изменить стратегию своей деятельности. Некоммерческие организации перестали рассматривать себя как замкнутые системы, реализующие уставные цели с помощью государственных средств. Ориентация на потребителя стала одной из главных стратегий их деятельности. Некоммерческие организации обратились к изучению желаний и потребностей клиентов, работе с различными группами потребителей, диверсификации деятельности. Большую актуальность приобрели задачи продвижения некоммерческих услуг, формирования ценовой политики, привлечения дополнительных источников финансирования.

 

1. Ресурсы некоммерческих организаций


 

 

Ведение деятельности любой  организацией требует наличия определенных ресурсов. Требования к ресурсам определяются целями и задачами деятельности фирмы, отраслевой принадлежностью, особенностями  рынка и др. Среди многообразия ресурсов организаций можно выделить две основные группы – это имущественные и трудовые ресурсы.

К имущественным ресурсам относятся здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, транспортные средства, а также финансовые активы (ценные бумаги, банковские депозиты, свободные денежные средства) и нематериальные активы (патенты, лицензии, права и др.)

Трудовые ресурсы объединяют штатных и нештатных сотрудников фирмы, которые на платной и бесплатной основе выполняют свои трудовые обязанности. К трудовым ресурсам организации могут относиться такие категории как стажеры, практиканты и др., работающие в ряде случаев на безвозмездной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Трудовые ресурсы.

 

Специфика функционирования некоммерческих организаций находит свое отражение в особенностях их трудовых ресурсов. Общественно-полезные цели деятельности некоммерческих организаций, ограничения в распределении доходов внутри организации предъявляют особые требования к занятому персоналу. Прежде всего, это приверженность к некоммерческим целям деятельности организации, оценка вознаграждения за труд не только с материальной точки зрения. Кроме того, наряду с низким уровнем оплаты труда, в некоммерческих организациях отсутствует ясная карьерная перспектива, сравнимая с той, которая имеет место в предпринимательских структурах. Это, в свою очередь, инициирует кадровые проблемы некоммерческих организаций, проявляющиеся в трудностях найма квалифицированного персонала. В этом случае высокий нематериальный доход можно рассматривать как своеобразную компенсацию низкого уровня заработной платы и карьерного роста в некоммерческих организациях.

Помимо традиционных штатных сотрудников, некоммерческие организации активно привлекают к работе добровольцев.

Труд добровольцев, или волонтеров, с каждым годом становится все более важным ресурсом развития мировой экономики. Наиболее давние традиции волонтерства принадлежат США, где уже в XIX в. добровольческое движение оказывало заметную роль в функционировании различных некоммерческих организаций. В России  институт волонтерства начал законодательно оформляться только с середины 1990-х гг., в связи с чем крайне актуальными остаются вопросы правового и экономического регулирования добровольческой деятельности.  

Волонтерство  основывается на добровольном, не требующем оплаты труде. Следовательно, мотивами волонтерства являются не материальное поощрение, а социальные, благотворительные и духовные интересы. Труд волонтеров обычно сводится к различным общественным работам (строительство дорог, уборка территорий), организации общественно-полезных мероприятий (благотворительных концертов, сбора средств в поддержку нуждающимся), индивидуальной нематериальной помощи отдельным лицам или организациям (инвалидам, детям-сиротам, ветеранам войны, некоммерческим организациям)  и т.д. Однако добровольность труда отнюдь не предполагает хаотичный характер работы. Как правило, отношения между добровольцем и нанимающей организацией регулируются  договорными обязательствами, которыми строго определяется объем работ.

Кроме того, несмотря на добровольность, волонтерство сопряжено  с определенным уровнем ответственности. К примеру, волонтеры несут ответственность  за выполнение норм и требований, сохранность  материальных ценностей, а также  деятельность, подрывающую репутацию организации и т.п. Все это позволяет рассматривать волонтерство как особую систему трудовых отношений.

Любая система  трудовых отношений строится на определенных механизмах стимулирования. В волонтерстве, при отсутствии материального поощрения, актуальным становится вопрос о методах стимулирования.

К первой группе методов стимулирования можно отнести предоставление волонтерам возможности приобретения опыта работы в различных направлениях, а также дополнительных знаний, навыков и т.д.

Второй ряд способов стимулирования заключается в доступе к информационным источникам и материалам, таким как новые технологии, научно-исследовательские разработки и др.

Последняя группа методов предоставляет волонтерам возможности получения ряда персональных привилегий, например, права бесплатного пользования услугами некоммерческой организации, участие в торжественных, юбилейных мероприятиях, первоочередного права получения поддержки со стороны государственных органов власти и некоммерческих организаций и т.д.

Итак, на основе выделенных особенностей можно сформулировать определение волонтерства.

Волонтерство (добровольчество) – это система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели.

В России, в отличие от США, уровень  развития добровольчества остается крайне низким. Применение труда волонтеров для выполнения общественных работ  или поддержки отдельных некоммерческих и государственных организаций  практически отсутствует.

Однако необходимо заметить, что добровольчество для России не выступает новым явлением, оно  имеет давние традиции еще с XIX в. Различные слои населения в годы царской власти активно принимали участие в помощи малоимущим, детям-сиротам, работая на добровольной и безвозмездной основе в приютах, больницах, школах. В годы советской власти волонтерство приняло новую форму. Участие в общественных работах на безвозмездной основе приобрело принудительный характер. Таким образом, основной принцип добровольного участия перестал соблюдаться, что оказало негативное воздействие на отношение населения к труду волонтеров.

Непопулярность волонтерства в России видится в низком благосостоянии граждан, а также в отсутствии законодательных мер стимулирования труда волонтеров. Российское законодательство не допускает получение добровольцем товаров и услуг организации на бесплатной или льготной основе. Согласно ст. 5 Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), труд добровольца «безвозмезден». В результате, многие российские некоммерческие организации для привлечения добровольцев вынуждены отходить на практике от действующего законодательства, предоставляя волонтерам различные скидки на свою продукцию и услуги, а также другие привилегии.

Вместе с тем, ст. 5 данного закона не позволяет оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в некоммерческой организации (транспортные, командировочные расходы и др.). На это имеют право исключительно благотворительные организации. В случае компенсации учреждением культуры подобных затрат добровольца, эта компенсация расценивается как доход добровольца и с нее удерживается подоходный налог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Финансовые ресурсы.       

          

Некоммерческие организации отличаются высокой диверсификацией источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора.

Источники финансирования некоммерческих организаций делятся  на три группы:

  • привлеченные,
  • государственные,
  • собственные средства.

К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские  средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное финансирование объединяет  прямые и косвенные субсидии государства. Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.

Наличие различных источников финансирования в структуре доходов организаций культуры определяется национальными особенностями менеджмента в некоммерческой сфере. В России, Франции, Германии традиционно доминируют государственные источники финансирования, тогда как в США – привлеченные и собственные источники финансирования.

 

 

 

 

1.2.1. Привлеченные источники финансирования некоммерческих организаций.

Благотворительность и спонсорство. Если сущность благотворительности достаточно полно раскрывается в ст. 1 закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», как «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки», то понятие спонсорства очень узко определено ст. 19 закона РФ «О рекламе», как «осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах». Однако спонсор может требовать в качестве ответной услуги не только рекламу, но и другие прямые и косвенные выгоды, например, организацию выставок, пресс-конференций с его участием, что ведет к продвижению в обществе имиджа фирмы.

Спонсорство – вид экономической сделки, в процессе которой происходит обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, проведения PR–мероприятий, стимулирования сбыта и др. В отличие от благотворительности, представляющей форму добровольной бескорыстной поддержки некоммерческой деятельности со стороны физических и юридических лиц, спонсорство характеризуется исключительно коммерческими интересами.

Пожертвование. Пожертвованием, согласно ст. 582 части второй Гражданского Кодекса РФ, признается дарение вещи или права в общеполезных целях (т.е. нельзя пожертвовать работы или услуги). Пожертвования могут делаться гражданам; лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и учебным учреждениям, учреждениям социальной защиты, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям. Для этих лиц пожертвования не облагаются налогом на прибыль. Во всех остальных случаях (в частности, для таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы и др.), пожертвования расцениваются как обычное дарение и облагаются налогом на прибыль в составе внереализационных доходов.

Информация о работе Ресурсы некоммерческих организаций