Роль Центральной Азии в ШОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.

Файлы: 1 файл

Шанхайская организация сотрудничества.docx

— 274.87 Кб (Скачать файл)

Роль Центральной  Азии в ШОС.

 

Шанхайская организация  сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные  страны являлись участницами «Шанхайской  пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном  соглашений об укреплении доверия в  военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в  районе границы.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС равна 1 млрд. 455 млн человек (2007 год). Экономика КНР — вторая в мире по ВВП после США.

ШОС не является военным  блоком, как НАТО или открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ  АСЕАН, а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е годы XX века, когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КНР разрешил территориальные споры с соседними государствами СНГ (Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества.

В 1996 году была образована «Шанхайская  пятёрка». Последующие ежегодные  саммиты участников «Шанхайской  пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в  Бишкеке (Киргизия) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени  проведения бишкекского саммита началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. Появились национальные координаторы, назначаемых каждой страной.

В 2001 году встреча была проведена  в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации  Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию  сотрудничества или «Шанхайскую  шестёрку».

Первыми документами, принятыми  ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом»  и «Совместное заявление о  подключении Узбекистана к механизму  „Шанхайской пятёрки“».

Образование

Встреча глав государств в  июне 2002 года в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС. Декларация о создании организации  получила практическое воплощение в  подписании двух актов — Декларации глав государств — членов ШОС, названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом,и Хартии ШОС — базового уставного документа.

 

Встречи глав государств-членов ШОС

Дата

Место проведения

1

14-15 июня 2001

Шанхай

2

7 июня 2002

Санкт-Петербург

3

28-29 мая 2003

Москва

4

17 июня 2004

Ташкент

5

5 июля 2005

Астана

6

14-15 июня 2006

Шанхай

7

16 августа 2007

Бишкек

8

28 августа 2008

Душанбе

9

15-16 июня 2009

Екатеринбург

10

10-11 июня 2010

Ташкент

11

14-15 июня 2011

Астана


 

По итогам московского  саммита организационный период ШОС завершился, и с 1 января 2004 года она начала функционировать как  полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

По итогам ташкентского саммита (июнь 2004 года) были подписаны Ташкентская  декларация по итогам заседания, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счёт приёма в качестве наблюдателя нового члена — Монголии.

На встрече глав государств ШОС, проведённой в 2005 году помимо нового пакета договоров и конвенций  была подписана Декларация глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, которая зафиксировала дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации.

В 2009 году на встрече в  Екатеринбурге главы государств — участников ШОС приняли решение  о предоставлении статуса партнера по диалогу ШОС Шри-Ланке и  Беларуси.

28 апреля 2010 года был подписан  Меморандум о предоставлении  Республике Беларусь статуса  партнера по диалогу ШОС, официально  оформивший этот статус для  Беларуси.

Структура организации

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления  деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и  международными организациями, а также  рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз  в год. Председательство на заседании  СГГ осуществляет глава государства  — организатора очередного заседания. Место проведения встречи определяется, как правило, по алфавитному порядку (русскому) списка государств — членов ШОС. Совет может принять решение и о создании других органов ШОС, которое оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.

Члены организации

Страны-участницы  ШОС

  • Казахстан
  • Киргизия
  • КНР
  • Россия
  • Таджикистан
  • Узбекистан  

Государства-наблюдатели

  • Индия
  • Иран
  • Монголия
  • Пакистан  

Партнёры  по диалогу

  • Беларусь
  • Шри-Ланка  

Получавшие  приглашение на саммиты глав государств ШОС

  • Афганистан
  • СНГ
  • АСЕАН
  • ООН
  • ЕврАзЭС
  • США 

 

Отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего  СССР состоит в том, что помимо стран СНГ в неё входит Китай. Помимо того, ШОС имеет соглашения о партнёрстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и АСЕАН.

Сотрудничество  в сфере безопасности

Деятельность ШОС первоначально  лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. По мнению министра иностранных дел Китая Тана Цзясюаня, она стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности. Уже среди первых документов, подписанных участниками установочного саммита ШОС в Шанхае (2001 год) была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая впервые на международном уровне закрепляла определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. С того времени страны — участницы отводят первоочередное место вопросам урегулирования внутренних конфликтов, достижения консенсуса в противодействии экстремизму и наркомафии, свидетельством чего вначале стало создание Региональной антитеррористической структуры, а затем и подписание Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

23 мая 2002 года в Астане (Казахстан) было проведено очередное  заседание руководителей правоохранительных  ведомств и спецслужб государств-членов  ШОС, на котором было подписано  «Решение о проекте Соглашения  между государствами-членами Шанхайской  организации сотрудничества о  Региональной антитеррористической  структуре». Также был принят проект данного Соглашения и было рекомендовано ускорить на его основе разработку других соответствующих документов с тем, чтобы в максимально сжатые сроки задействовать антитеррористическую структуру. 7 июня того же года в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. Основные задачи и функции Исполнительного Комитета РАТС ШОС определены по трём приоритетным направлениям:

  • координационно-оперативное направление (координация и взаимодействие компетентных органов стран — участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и пр.);
  • международно-правовое направление (участие в подготовке международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействие Совету Безопасности ООН и пр.);
  • информационно-аналитическое направление (формирование и пополнение банка данных РАТС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и др.).

Подписанный на бишкекском саммите (16 августа 2007 года) Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве был призван укрепить добрососедские отношения между странами — участницами. По мнению видного российского политика и политолога А. А. Кокошина «этот Договор может сыграть весьма важную роль в становлении новой системы мировой политики, нового миропорядка, более справедливого, менее чреватого острыми кризисам, чем та, которая возникла после распада биполярной системы, когда доминирующей силой попыталась стать единственная оставшаяся сверхдержава — США».

С момента основания организации  странами-участницами было проведено  несколько совместных антитеррористических учений. Первое из них состоялось в  августе 2003 года (Узбекистан в учениях  участия не принимал). Первая фаза учений проводилась в Казахстане, вторая — в Китае. Китай не принимал участие  в первой фазе учений, что эксперты объяснили осторожностью, вызванной  не только нежеланием участвовать в  военных акциях, но и малым опытом участия в международных манёврах.

 

Экономическое сотрудничество

Несмотря на то, что ШОС  изначально создавалась с целью  совместной защиты границ соседних государств, практически сразу её деятельность получила и экономическую направленность. Через несколько месяцев после начала работы ШОС на своей первой встрече в Алма-Ате премьер-министры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества обсудили вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС и другие проблемы, подписали Меморандум между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

В мае следующего года в  Шанхае прошло первое заседание министров  экономики и торговли государств-членов ШОС. Стороны официально запустили  механизм проведения встреч министров  экономики и торговли и создания благоприятных условий в области  торговли и инвестиций. По итогам совещания  был подписан протокол к Меморандуму  между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных  условий в области торговли и  инвестиций и совместное заявление  по итогам первой встречи министров, отвечающих за внешнеэкономическую  и внешнеторговую деятельность.

В сентябре 2003 года главы  правительств стран — членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, а в краткосрочной перспективе — увеличение потока товаров в регионе. Сотрудничество должно охватывать области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и др. План действий по развитию сотрудничества был подписан год спустя, в сентябре 2004 года.

По мнению ряда аналитиков, организационное строительство  ШОС слишком затянулось, а многочисленные меморандумы и декларации долгое время не получали должного воплощения на практике. Кроме того при выполнении программ действий по различным направлениям экономического сотрудничества, выяснилось, что их реализации мешает ряд трудностей, обусловленный различиями в структурах и функционировании хозяйственных  систем. В итоге не удалось запустить  практически ни одной из уже одобренных программ экономического сотрудничества. Завершением процесса формирования системы многостороннего экономического сотрудничества в рамках Организации, по мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей А. Н. Шохина, послужило создание в июне 2006 года Делового совета, который, являясь не правительственной структурой, объединяет правительственные и финансовые круги стран — участниц ШОС. Реальный же толчок развитию двух крупных проектов (развитию транспортной инфраструктуры и энергоресурсов) был дан на Совете глав правительств в Душанбе 15 сентября 2006 года.

Информация о работе Роль Центральной Азии в ШОС