Роль Центральной Азии в ШОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.

Файлы: 1 файл

Шанхайская организация сотрудничества.docx

— 274.87 Кб (Скачать файл)

Особое место в экономических  отношениях стран ШОС занимает Китай. Он с каждым годом всё серьёзнее  влияет на экономическую ситуацию в  регионе, стимулирует сотрудничество стран ШОС в этой сфере, настаивая  на создании свободной торговой зоны, а вместе с тем и создании инфраструктуры для торговли и инвестиций. Втягивая экономики стран центрально-азиатского региона (ЦАР) в орбиту своих экономических интересов, КНР рассматривает их в первую очередь как надёжные рынки сбыта своих товаров. Именно с точки зрения расширения торгового сотрудничества Китай активно поддерживает вступление стран Шанхайской организации сотрудничества во Всемирную торговую организацию. И хотя одни эксперты указывают, что во внешнеторговом обороте Китая доля ШОС на протяжении 2001—2006 гг. не превышала 2 %, другие специалисты отмечают, что уровень товарооборота между Китаем и странами Центральной Азии, в частности, Казахстаном неуклонно растёт.

26 октября 2005 года на  московском саммите ШОС генеральный  секретарь организации Чжан Дэгуан заявил, что ШОС сосредоточит внимание на совместных энергетических проектах, включая развитие нефтегазового сектора, разведку запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов. Идея, выдвинутая президентом России В. В. Путиным на шанхайском саммите в июне 2006 года о создании Энергетического клуба ШОС как механизма, объединяющего производителей, потребителей и транзитёров энергоресурсов, была поддержана остальными главами государств. Конкретные решения по реализации были приняты на встрече глав правительств в Душанбе, в частности глава правительства России М. Фрадков предложил создать в рамках ШОС Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла. Кроме России активные шаги по развитию энергетики в регионе предпринимают также Китай и Казахстан. Не исключена возможность, участия Ирана в энерготранзите, в случае чего, удельный вес газового рынка ШОС уверенно перевалит за половину мирового объёма.

 

По завершении саммита  в Екатеринбурге, а также проходившей  на следующей день встрече глав государств группы БРИК, 17 июня 2009 года Россия и Китай заключили беспрецедентное соглашение в энергетике на сто миллиардов долларов. О самой крупной в истории двусторонних отношений России и Китая сделке объявил президент России Дмитрий Медведев после переговоров с лидером КНР Ху Цзиньтао. Первые лица договорились разработать механизм взаиморасчетов в рублях и юанях. Пока все сделки между Россией и Китаем оцениваются в долларах. Но если будет реализована инициатива КНР и РФ, — она может повлиять не только на российско-китайские отношения, но и на всю мировую торговлю. Москва и Пекин намерены заменить доллар юанем и рублем.

Международное влияние  ШОС

В условиях формирования новой  системы международных отношений  выстраивание коллективной системы  региональной безопасности является весьма актуальной задачей. Рассматривая различные  аспекты обеспечения региональной безопасности Центральной Азии, особое внимание необходимо уделить внешнеполитическому  измерению, играющему важную роль в  безопасном развитии государств с учетом современной усиливающейся взаимозависимости  в глобализирующемся пространстве международных отношений.

По итогам 10-летнего существования  ШОС можно утверждать, что Организация  выдержала испытание временем. В  настоящее время внутри Шанхайской организации сотрудничества нет  таких центробежных сил, которые, допустим, наблюдаются в СНГ. Можно сказать  больше — на постсоветском пространстве ШОС явилась наиболее мощной и  перспективной организацией международного сотрудничества. Серьёзным вызовом  ШОС в эти годы явились российско-грузинский конфликт августа 2008 года и массовые беспорядки в Киргизии летом 2010 года.

Однако организация с  ними справилась. На данный момент всё  говорит о том, что хорошие  российско-китайские отношения в  Центральной Азии сохранятся. Они  являются фактором стабильности, фактором сдерживания угроз безопасности в регионе. Сегодня ни Китай, ни Соединенные  Штаты, ни Россия самостоятельно не могут  единолично играть ключевую роль в  Центральной Азии.

И хотя между государствами  ШОС есть некоторые противоречия и трения, внешне ШОС выглядит достаточно монолитной структурой: есть нечто, что  объединяет эти государства, даже несмотря на то, что страны-члены ШОС во многом различаются по основным показателям.

На Китай и Россию приходится 98 % населения и 97 % суммарного ВВП  интеграционного объединения, однако, несмотря на мировой финансовый кризис конца 2000-х, взаимный товарооборот стран-членов ШОС характеризуется высокой  динамикой роста. Положительный  внешнеторговый баланс из стран ШОС  имеют Китай (196 млрд долл.), Россия (134,3 млрд долл.), Казахстан (14,8 млрд долл.) и Узбекистан (2,4 млрд долл.). И пусть относительное влияние России в ШОС меньше, чем в СНГ, ШОС играет важную для России роль по подключению Китая к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии, а в перспективе и других крупных стран региона, таких как Индия, Иран, Пакистан и Монголия.

Для государств Центральной  Азии, где одностороннее влияние  России или Китая воспринимается с некоторым опасением, их совместное присутствие в рамках ШОС, где  равноправными членами являются сами центральноазиатские государства, а все вопросы решаются консенсусом, является наиболее эффективным механизмом взаимодействия.


Информация о работе Роль Центральной Азии в ШОС