Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:36, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение роли и места нефтехимических корпораций в российской экономике.
Для раскрытия этой цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение корпорации.
2. Определить основополагающие аспекты деятельности, цели и структуру корпораций.
3. Рассмотреть виды корпораций.
4. Выявить особенности развития нефтехимии, а именно: роль химической и нефтехимической промышленности и анализ состояния отрасли.
5. Определить перспективы развития нефтехимической отрасли в РФ.
6. Определить роль и место крупнейших действующих корпораций в российской экономике.
ВВЕДЕНИЕ
1.КОРПОРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Корпорация и основополагающие аспекты деятельности корпорации
1.2 Типы корпораций
1.3 Цели и задачи корпорации
1.4 Современные тенденции развития корпораций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Но сторонники четкости требуют определения. Вот одно их них: «Корпорация - это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона». То есть нечто виртуальное, существующее только на бумаге или диске. Между тем оно дано серьезной организацией - Верховным судом США - и является судебным прецедентом. Корпорация считается искусственным образованием, исключительно юридическим лицом, созданным в соответствии с законом штата или федеральным законом США и представляющим собой объединение многих индивидуумов, которое может состоять и из одного физического лица или его правопреемников.
Американский юрист Р. Кларк, специалист в области корпоративного права, считал, что создание таких «фиктивных», искусственных образований, признаваемых правом, но лишь с некоторыми атрибутами натуральных лиц, является значительным вкладом юристов в предпринимательство.
В переводе на язык российской юриспруденции это английское слово обозначает акционерное общество.
Российский Закон «Об акционерных обществах» считается достаточно прогрессивным, его разработчики заимствовали все положительное из опыта американских коллег и учли их ошибки.
На содержательном уровне эта общественно-правовая форма является воплощением инкорпорирования, то есть любые лица могут «вливать», вносить, инвестировать свой капитал в это образование, желая либо просто его приумножить, либо активно участвовать в жизни данного сообщества. Контрактная теория фирмы, предложенная нобелевским лауреатом Р. Коузом, основана на предположении, что последняя формируется участниками корпоративных отношений на добровольной основе, то есть система связей между ними такова, что выгоднее делать бизнес объединившись, чем порознь. Хотя так называемые транзакционные издержки на контрактные отношения в корпорации возрастают, в целом они ниже, чем без образования данного юридического лица. Эта форма предпринимательства базируется на контрактах, заключенных между ее участниками, положениях действующих статутов, обусловленных природой рынка, ограничениях и на соблюдении участниками существующих правил поведения. Корпорация служит правовым инструментом, организующим весь комплекс указанных отношений.
Американский опыт (наиболее характерный для понимания природы корпорации) показывает, что эту форму использует в основном крупный бизнес, экономическое образование корпорация стратегия финансы
Другое существенное свойство корпорации - ограниченная ответственность - привлекает как обладателей крупного капитала, так и мелких инвесторов, поставляющих в своей массе значительные средства для финансирования бизнеса; те и другие рискуют лишь своим вкладом. В этом заключается отличие данной формы предпринимательства от товариществ (партнерств) и единоличной собственности, где может быть полная имущественная ответственность. Однако корпорации в США несут более высокую налоговую нагрузку, чем товарищества и единоличные формы, и их гораздо труднее зарегистрировать. Установлено, что корпорация - это форма крупного бизнеса, хотя юридически ее может создать даже один человек.
Третье свойство корпорации, не являясь всеобщим, проявляется в крупных компаниях (акции которых обращаются на биржах, около биржевых площадках или иных рынках капитала) с неизбежностью экономического закона. Это - разделение собственности и управления.
Много профильность, наряду с крупным форматом и сложной структурой, также является отличительной особенностью корпорации по сравнению с предприятием (компанией). В. Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, разработал типологию корпораций, действующих в современных условиях.
Классическая корпоративная структура характеризуется четким разграничением собственности и управления, противопоставлением владельцев компании наемным работникам. В процессе развития совершенствовались формы ее организации. Это предприятие индустриального типа, со значительными основными фондами, большой численностью персонала, действующее в сфере производства материальной продукции (Shevron, BritishPetroleum).
Этатистская структура: главный собственник и организатор государство. Цель такой корпорации - не достижение максимальной эффективности производства, а реализация поставленных задач. Она существовала при тоталитарных режимах или создавалась для решения задач в масштабе национальной экономики.
Креативная структура: ее деятельность направлена на реализацию внутренних устремлений и идеалов создателей и может быть экономически нецелесообразна; создается одной или несколькими творческими личностями и действует в сфере производства интеллектуальноемкой продукции или услуг, связанных с информационными технологиями (Microsoft, Dell).
В общем виде целью создания и существования корпораций является благосостояние их владельцев. Это благосостояние можно сравнить с таким главным в экономической теории и трудно формализуемым показателем эффективности национальной экономики, как ЧЭБ (чистое экономическое благосостояние).
Стоимость корпорации (сводящаяся к рыночной стоимости акции) -одно из формализации благосостояния владельцев, но этот показатель вбирает в себя только факты предыстории компании. В современной динамичной среде эффект последействия (влияние прошлых событий на будущие) снижается, а главным становятся прогнозы и интуиция компетентных специалистов. Поэтому возрастает популярность такой концепции стратегического управления, как BalancedScorecard - BSC (Сбалансированная система показателей - ССП), которая совмещает финансовые показатели (как отражение достигнутого) и нефинансовые, способствующие, по мнению менеджмента компании, достижению целей в будущем.
Стоимость корпорации является самым важным ее показателем по причине деперсонализации владельца и отделения собственников от управления. Как считает компания McKinsey&Company, составляющими процесса извлечения стоимости являются финансовые, стратегические и организационные аспекты. Утверждается, что важнейшими для «стоимостного мышления» являются шесть компонентов: формирование целевых установок и индикаторов, управление бизнес-портфелем, разработка организационной структуры, определение факторов создания стоимости, управление эффективностью функционирования бизнеса и управление работой персонала. Добившись порядка в этих областях, компании смогут успешно организовать процесс управления, нацеленного на создание стоимости.
1.4 Современные тенденции развития корпораций
Рассмотрим современные тенденции развития корпораций.
1. Укрупнение корпораций,
повышение их роли в мировой
экономике и научно-
Своеобразный “корпоративный бум” объясняется тем, что корпорация обладает несомненными преимуществами перед малым и средним бизнесом, а именно: возможностью экономии на масштабах производства, доступом к дешевым кредитным ресурсам, более широким и диверсифицированным рынком сбыта, возможностями привлекать лучших специалистов и содержать научно-поисковые и опытно-конструкторские подразделения, резервами для проведения рискованных и прорывных работ. В то же время нельзя не отметить и слабые стороны излишнего укрупнения корпораций: возможная потеря гибкости в реакции на потребности рынка; снижение уровня управляемости, возможный рост противоречий между материнской компанией и дочерними структурами, возрастающая сложность гармонизации интересов всех участников бизнес-процесса и т. д.
2. Усложнение структуры
собственности корпораций, концентрация,
переливы и
3. Ускорение внутреннего
организационного развития
В этой связи многие современные корпорации, причем как западные, так и российские, активно ищут новые формы организационного и корпоративного управления. Развиваются горизонтальные, матричные и проектные организационно-функциональные структуры бизнеса, принимаются кодексы корпоративного поведения. Многие компании вводят независимых директоров в свои советы директоров (в частности для защиты интересов мелких акционеров), привлекают известные международные консалтинговые и аудиторские фирмы, проводят активную реструктуризацию, освобождаясь от непрофильных и неэффективных активов (“чистка” корпорации). Все это свидетельствует в целом о тенденции к повышению качества корпоративного управления, к возрастанию роли человеческого капитала.
4. Использование
В настоящее время более 50% европейских фирм используют высокоскоростные информационно-коммуникационные технологии и сложный интеллектуальный труд. В США лишь 3% всех работающих занято в сельском хозяйстве, 10% — в производстве, а остальные — в информационно-интеллектуальной сфере. По образному выражению К. Нордстрема, инфоструктура — электронная нервная система любой компании, и она становится важнее инфраструктуры. Организация сослабойинфоструктурой выглядит как 65-летняя легкоатлетка, пытающаяся пробежать олимпийский марафон на высоких каблуках и в вечернем платье.
Достижения науки и техники в области информатики позволяют корпорациям своевременно и стратегически реагировать на изменения во внешней среде и наиболее эффективно функционировать в пространстве и во времени. Распространение глобальной информационной системы — Интернета — позволило перевести многие управленческие операции (прежде всего — процесс купли-продажи) в виртуальное измерение.
5. Регионализация, в частности транснационализация современных корпораций. Данная тенденция предполагает географическое развитие корпоративных организаций, проникновение их на региональные рынки, которые, как известно, могут различаться емкостью и платежеспособностью клиентов, местными политическими и социальными рисками, разнообразием ресурсных возможностей. Регионализация позволяет корпорациям повысить свою устойчивость и резко увеличить масштаб деятельности, что делает новые организационные образования еще сильнее. Мировыми лидерами в этом процессе стали такие компании, как Intel, Siemens, IBM, Johnson&Johnson, Motorola, BritishPetroleum, BritishTelecom, Xerox, Hewlett-Packard и другие.
6. Формирование новых
внешних альянсов и
7. Инноватизация корпоративных организаций. Многие крупные корпорации создают специальные отделы инновационного развития (службы нововведений, научно-технические центры), подразделения НИОКР (лаборатории и мастерские), прогнозно-аналитические департаменты и “офисы будущего”, развивают системы управления знаниями на основе Интранета и инновационно-маркетинговые бюро, технопарки и агентства по трансфертам технологий и т.п. Кроме того, для инновационного поиска и усиления интеллектуализации принимаемых решений все чаще привлекаются сторонние консультанты, специалисты и эксперты. Некоторые корпорации начинают непосредственно специализироваться на инновационных проектах и их коммерциализации (технологические компании, венчурные фирмы). Другие делают значительное внутреннее смещение к высокотехнологичной индустрии и наукоемким продуктам.
В мировой экономической литературе инновация (в широком смысле слова) интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Так, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают конкретное экономическое содержание. Современный мировой рынок инноваций превышает $2 трлн, из которых на долю США приходится 39%, Японии — 30%, Германии — 16%. В мире на одного ученого приходится 10 менеджеров, которые отбирают научно-технические достижения, своевременно патентуют изобретения, занимаются продвижением наукоемких товаров и технологий на рынок.
Глобализация бизнеса, формирование стратегических альянсов, отработка цепочек создания добавленной стоимости, развитие информационных сетей — все эти организационные новации позволяют представить “лучшую во всех отношениях” организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на мировом уровне. В результате достигается и более высокая эффективность производства, возрастает капитализация и инвестиционная привлекательность корпорации, усиливаются возможности инновационного развития.
Информация о работе Роль и место крупнейших нефтехимических корпораций в российской экономике