Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:20, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение роли инноваций в деятельности предприятия.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
раскрыть понятие «инноваций», как экономической категории;
изучить роль и значение инноваций в деятельности предприятия.
Объектом исследования является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом – инновационная деятельность.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инновации как экономическая категория ……….……………...……5
1.1. Инновации, их сущность и значение ……….………………………….…..5
1.2. Классификация инноваций ………..………………………………….…….9
1.3. Жизненный цикл инноваций………………………………………………17
Выводы по главе………………………………………………………………....22
Глава 2. Инновационная деятельность предприятия…………........................23
Выводы по главе…………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика предприятия (организации)»
на тему «Роль инноваций в деятельности предприятия»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Инновации как экономическая категория ……….……………...……5
1.1. Инновации, их сущность и значение ……….………………………….…..5
1.2. Классификация инноваций ………..………………………………….…….9
1.3. Жизненный
цикл инноваций…………………………………………
Выводы по главе……………………………………………………………….
Глава 2. Инновационная
деятельность предприятия…………...............
Выводы по главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...3
Приложение 1. Определение
понятия «инновация»………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Инновационная
деятельность является посредником
между научно-техническим
Инновации выполняют особую функцию в системе воспроизводства – функцию порождения изменений, что позволяет оценить их как источник саморазвития и самоорганизации предприятий и как важнейший внутренний процесс и структурообразующий элемент.1 Инновации, составляя основу преобразований в социально-экономических системах, воздействуют на структуру, определяют темпы и масштабы экономических процессов и сопутствующих им структурных изменений.
Инновации определяют будущее развитие компании и предполагают подчас довольно значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы. Компании подходят к инновациям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы, осваивая новые методы достижения конкурентоспособности или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов.2
Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве они оказываются достаточно простыми и некардинальными, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве.3
Целью данного исследования является изучение роли инноваций в деятельности предприятия.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
Объектом исследования является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом – инновационная деятельность.
Теоретической основой написания работы послужили труды ведущих российских и зарубежных экономистов в области инноваций и инновационной деятельности на предприятии. В работе использованы учебники известных исследователей экономики предприятия, материалы, опубликованные в периодических изданиях, а также ресурсы сети Интернет.
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1. Инновации, их сущность и значение
В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.4
В литературе насчитывается множество определений инноваций (приложение 1). Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Например, Б.
Твист определяет инновацию
В настоящее
время применительно к
В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Таким образом:
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений, связанных с инновациями6:
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он ввел понятие «инновация», трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Согласно современным концепциям для инновации в равной мере важны три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость (способность удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю). Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.7
Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Различают
три логических формы
Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом
межорганизационном
Наконец,
расширенный инновационный
В условиях
товарного инновационного
По мере
превращения инновационного
1. Создание и распространение.
Создание инновации – последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства (еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации).
Распространение инновации – это перераспределение общественно-полезного эффекта между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями (это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п.)
2. Диффузия инновации.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени (иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения).
Одним из
важных факторов
Таким образом, была выявлена сущность и значение инноваций, приведены определения этого понятия разными учёными-экономистами.
Также было дано
определение понятию «
описаны три его логических формы.
1.2. Классификация инноваций
Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.
Классификацию инноваций
можно проводить по разным
схемам, используя различные
Инновации классифицируются по следующим признакам10:
По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.11
Информация о работе Роль инноваций в деятельности предприятия