Роль инноваций в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение роли инноваций в деятельности предприятия.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
раскрыть понятие «инноваций», как экономической категории;
изучить роль и значение инноваций в деятельности предприятия.
Объектом исследования является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом – инновационная деятельность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инновации как экономическая категория ……….……………...……5
1.1. Инновации, их сущность и значение ……….………………………….…..5
1.2. Классификация инноваций ………..………………………………….…….9
1.3. Жизненный цикл инноваций………………………………………………17
Выводы по главе………………………………………………………………....22
Глава 2. Инновационная деятельность предприятия…………........................23
Выводы по главе…………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

конечный_вар.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение  в различные отрасли и рынки  имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и  заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

 Классификация  инноваций по глубине вносимых  изменений позволяет последовательно  проследить переходы от инноваций  более низкого уровня к более  высокому12:

  • регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
  • изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
  • адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
  • новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;
  • новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;
  • новый вид – качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;
  • новый род – высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип;
  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

По масштабам  распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие  имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для  новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру  удовлетворяемых потребностей инновации  могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать  новые.

По степени  новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на13:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические –

инновации, внедрение  которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области  применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в  производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические  возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры14.

По месту  инноваций в системе (на предприятии) можно выделить15:

  • инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация  инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

  • технологические (новые продукты и процессы, а также существенные технологические изменения в продуктах и процессах);
  • производственные (представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс);
  • экономические (методы управления инновационной деятельностью путем планирования, финансирования, ценообразования, рекламы, мотивация и т. д.);
  • торговые;
  • социальные (различные формы активизации человеческого фактора, включая квалификационную и кадровую подготовку, стимулирование творческой деятельности, улучшение условий труда, повышение благосостояния);
  • в области управления (новые формы и методы работы, используемые аппаратом управления).

Основу общей (традиционной) классификации инноваций  и инновационных продуктов составляют следующие признаки.16

1. Как источник идеи для инновации могут выступать:

  • открытие, научная идея, научная теория, явление;
  • изобретение, ряд изобретений, лицензии;
  • рационализаторские предложения;
  • прочие ситуации.

2. Вид новшества:

  • продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
  • технологии, метода, способа;
  • материала, вещества;
  • живых организмов, растений;
  • постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
  • информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.;
  • услуги;
  • прочих решений.

 3. По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:

  • научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
  • технические или продуктовые, которые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
  • технологические, которые возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
  • информационно-коммуникационные, которые ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;
  • маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брендов товаров и организаций;
  • логистические, которые ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте;
  • организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
  • социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.

4. По областям применения в сферах обслуживания:

  • образование;
  • питание;
  • спорт и молодежь;
  • культура;
  • здравоохранение;
  • правовое обслуживание и охрана;
  • туризм;
  • торговля;
  • финансовое обслуживание;
  • другие.

 5. По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

  • мировой новизны;
  • отечественной новизны;
  • отраслевой новизны;
  • новые для фирмы;
  • расширение имеющейся гаммы товаров, ассортимента, портфеля товаров и услуг;
  • обновленные товары и услуги;
  • товары и услуги с измененным позиционированием;
  • с сокращенными издержками (производственные инновации).

6. Масштабы распространения инноваций:

  • транснациональные;
  • народнохозяйственные и федеральные;
  • региональные;
  • муниципальные;
  • в рамках объединений и ассоциаций;
  • в рамках организации;
  • в рамках подразделения.

7. Широта воздействия инноваций:

  • глобальна, мировая;
  • народнохозяйственная, национальная;
  • отраслевая;
  • локальная.

8. Темпы осуществления инноваций:

  • быстрые, нарастающие;
  • замедленные, равномерные;
  • медленные, затухающие.

9. Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:

  • исследования;
  • разработки;
  • промышленное производство;
  • маркетинг;
  • логистика;
  • диффузия;
  • рутинизация;
  • сервисная поддержка.

10. По преемственности (принципу отношения к своему предшественнику) выделяют следующие инновации:

  • открывающие (создающие средства, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников);
  • замещающие (вводятся вместо какого-то устаревшего средства);
  • отменяющие (прекращение деятельности какого-либо органа, формы работы, объединения без замены их другими);
  • ретронововведения (забытое старое).

 Безусловно, данная классификация не является  исчерпывающей, но при этом  следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой.

 Таким образом, была рассмотрена классификация инноваций по различным признакам. Она дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.

 

1.3. Жизненный  цикл инноваций

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и  стадий создания новшества. Жизненный  цикл инновации определяется как  промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Инновация в  своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих17:

  • зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
  • рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
  • зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
  • насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
  • упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

 

Рис. 1.1. Обобщенная схема жизненного цикла инновации.

С позиций инновационной  деятельности целесообразно различать  как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.18 Графическая интерпретация жизненного цикла производства показана на рис. 1.2.

 

 

Рис. 1.2. Жизненный цикл производства инновационного продукта

Первая стадия – внедрение новшества – является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.

Информация о работе Роль инноваций в деятельности предприятия