Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:20, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение роли инноваций в деятельности предприятия.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
раскрыть понятие «инноваций», как экономической категории;
изучить роль и значение инноваций в деятельности предприятия.
Объектом исследования является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом – инновационная деятельность.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инновации как экономическая категория ……….……………...……5
1.1. Инновации, их сущность и значение ……….………………………….…..5
1.2. Классификация инноваций ………..………………………………….…….9
1.3. Жизненный цикл инноваций………………………………………………17
Выводы по главе………………………………………………………………....22
Глава 2. Инновационная деятельность предприятия…………........................23
Выводы по главе…………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34
По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).
Классификация
инноваций по глубине вносимых
изменений позволяет
По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.
По характеру
удовлетворяемых потребностей инновации
могут быть ориентированы на существующие
потребности или могут
По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на13:
По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические –
инновации, внедрение
которых имеет упреждающий
По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры14.
По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить15:
Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:
Основу общей (традиционной) классификации инноваций и инновационных продуктов составляют следующие признаки.16
1. Как источник идеи для инновации могут выступать:
2. Вид новшества:
3. По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:
4. По областям применения в сферах обслуживания:
5. По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:
6. Масштабы распространения инноваций:
7. Широта воздействия инноваций:
8. Темпы осуществления инноваций:
9. Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:
10. По преемственности (принципу отношения к своему предшественнику) выделяют следующие инновации:
Безусловно,
данная классификация не
Таким образом, была рассмотрена классификация инноваций по различным признакам. Она дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.
1.3. Жизненный цикл инноваций
Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих17:
Рис. 1.1. Обобщенная схема жизненного цикла инновации.
С позиций инновационной
деятельности целесообразно различать
как жизненные циклы
Рис. 1.2. Жизненный цикл производства инновационного продукта
Первая стадия
– внедрение новшества – являет
Информация о работе Роль инноваций в деятельности предприятия