Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 22:50, курсовая работа
Лизинг в России довольно серьезно заявил о себе после того, как Правительство РФ приняло ряд постановлений на поддержку развития лизингового сектора. Инвестиционные лизинговые проекты предполагают разработку специальных схем финансирования, обеспечения, предоставления гарантий, участия банков и страховых компаний. Лизинг позволяет самым выгодным образом согласовать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний.
В России лизинг находится в стадии, когда необходима активная поддержка государства и не столько финансово, а сколько принятие законодательных актов, дающих выгодность занятия данным бизнесом.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической сущности лизинга, а так же его возможной роли в укреплении экономики РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. РОЛЬ ЛИЗИНГА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РФ…………………5
1.1. Развитие рынка лизинга в России…………………………………..5
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая лизинг в РФ…………9
1.3. Роль лизинга в экономике России………………………………...11
1.4. Основные проблемы лизинговой деятельности в РФ……………15
1.5. Источники финансирования лизинговых сделок………………...18
Глава 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РФ……………..21
2.1. Рынок лизинга в 2009 году…………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
Таблица 2.1
Показатели 2006 г. 2007г. 2008г. 2009г.
1 2 3 4 5
Объем нового бизнеса, млрд руб. 399,6 997,5 720 315
Темпы прироста, % 83,8 149,6 -27,8 -56,2
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 136 294 402,8 320
Темпы прироста, % 78 116,2 37 -20,6
Объем профинансированных средств, млрд руб. 201,1 537 442 154
Темпы прироста, % 90 167 -17,7 -65
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. 530 1202 1390 960
Темпы прироста, % - 126,8 15,6 -31
Номинальный ВВП России, млрд
руб. (по данным Росстата) 26903,5 33111,4
Доля лизинга в ВВП, % 1,49 3,01 1,75 0,81
Такое соотношение объема сделок последнего квартала к общей сумме контрактов за год свидетельствует о восстановлении сезонности на рынке и сопоставимо с докризисной динамикой (Рис.2.2.).
Рис.2.2
В 2009 году лидерство по объему новых сделок (32,2 млрд. руб.) принадлежит компании "ВЭБ-Лизинг". Кроме того, значительный рост объема новых сделок продемонстрировала ЛК "Сбербанк Лизинг", переместившаяся с 16-го на второе место. Компания провела в 2009 году ребрендинг (ранее – "РГ Лизинг") и планирует активно развивать свою деятельность в сегментах розничного лизинга и автолизинга.
Лидерами рынка по объему новых сделок в 2009 году стали также компании, имеющие диверсифицированные источники финансирования (Europlan, "Дойче Лизинг Восток"), мощную поддержку собственников (ВТБ-Лизинг, Ильюшин Финанс Ко) и работающие в отраслях добычи природных ресурсов (Газтехлизинг, ТГИ-Лизинг).
Среди десятки крупнейших компаний по объему портфеля также произошли изменения. Лидерство по итогам 2009 года сохранила компания "ВТБ-Лизинг". Компании "Сбербанк Лизинг" и "ВЭБ-Лизинг" в связи с активным ростом масштабов бизнеса переместились с третьего на второе и с 14 на 3 место соответственно. Существенное повышение позиции ЛК "Ильюшин Финанс Ко" обусловлено спецификой деятельности компании – заключенные и профинансированные компанией сделки включаются в объем портфеля только по завершении строительства воздушного судна и постановки его на баланс компании (что может занять несколько лет).
Концентрация на лизинговом рынке в 2009г. увеличилась: если в 2008 году на крупнейшую компанию приходилось 6,48% объема новых сделок, то в минувшем году – только 10,2% (без учета ЛК Росагролизинг). В 2007 году доля новых сделок крупнейшего лизингодателя на рынке составляла 13,2%. Концентрация бизнеса на 10 крупнейших компаний увеличилась более существенно – с 32,7% в 2008 году до 50% в 2009г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок лизинга начал восстанавливаться после кризиса. Эффект "низкой базы" после значительного сокращения объема рынка лизинга в 2009 г., стабилизация в экономике и существенное снижение процентных ставок в нынешнем году позволили участникам лизингового рынка быстро нарастить масштабы сотрудничества. Позитивно повлиял на работу лизингодателей и ощутимый рост предложения заемных средств со стороны банков, которые в настоящее время активно ищут надежные объекты для размещения своих активов.
Российский рынок лизинга не имеет ни специализированного регулятора, ни ощутимо значимых лоббистов, в результате чего его законодательное регулирование осуществляется в хаотичном режиме. При этом, если меры поддержки рынка реализуются точечно, то негативные законодательные новации носят значительно более масштабный характер.
Позитивное влияние на рынок в последнее время оказала проводимая государством поддержка отдельных отраслей экономики, а именно возмещение части затрат лизингодателей (по привлеченным кредитам) и лизингополучателей (по лизинговым платежам) при осуществлении лизинговых сделок с отечественной авиатехникой, оборудованием для рыбопереработки и автотранспортом российского производства.
В то же время вопреки проводимой государством поддержке спроса на автотранспорт, в 2008 году был принят закон, отменивший возможность применения ускоренной амортизации имущества 1-3 амортизационных групп (куда в частности входят автомобили с объемом двигателя до 3,5 литров). Принятие указанного закона обусловило целый ряд негативных последствий.
Во-первых, произошло снижение спроса на лизинг имущества 1-3 амортизационных групп (в том числе и на автомобили).
Во-вторых, по действующим договорам лизингодателям пришлось вручную менять норму амортизации, пересчитывать для клиентов графики платежей. При этом возможности пересчета графика лизинговых платежей в сторону увеличения минимальны не только согласно условиям договоров, но и в связи с ухудшением платежеспособности клиентов в целом. Лизингодатели, старавшиеся удержать клиентов и сохранить тарифы без изменений, столкнулись с сокращением собственной маржи.
В-третьих, отмена ускоренной амортизации привела к дополнительным расхождениям налогового и бухгалтерского учета в лизинговых компаниях, увеличению налоговой нагрузки за счет роста налога на прибыль, формированию налогового убытка при передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя по окончании договора лизинга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовая литература
1. Конституция Российской Федерации
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Федеральный закон «О лизинге» №164-ФЗ от 29 октября 1998 г.
4. Указ Президента РФ
№ 1929 «О развитии финансового
лизинга в инвестиционной
5. Налоговый кодекс РФ, часть вторая
II. Книги, учебники, монографии
6. Блум Д.А. Горизонты лизинга оборудования в России,: Финансовый бизнес, - М, № 7, 1996.
7. Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2003.
8. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие. - М., 1997.
9. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. - М.: Фонд "Правовая культура" 2008.
10. Горемыкин В.А. Лизинг.
Практическое учебно-
11. Головнина Л.А., Эстрада
Т.Б. Лизинг как метод
12. Жуков Е. Банки и банковские операции. - М.: ЮНИТИ, 1997.
13. Мартынов А.Ю. Банки и лизинг -М.: МАКС Пресс, 2001.
14. Самохвалова. Лизинг в России. - Современная экономика и право, 2008.
15. Серегин В.П., Халевинская Е.Д. Лизинг как форма инвестиционной деятельности. - М.: Галанис, 1998.
16. Францева Е. Ф. Лизинг : Справочное пособие. - Приор, 2007.
17. Чекмарева Е.Н.. Лизинговый бизнес. - М.: Экономика, 2004.
III. Сайты сети интернет
18. www.raexpert.ru – сайт эксперт-ра
19. www.consultant.ru - консультант-плюс
20. ru.wikipedia.org – Википедия