Роль предприятий в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать существование и развитие предприятия в условиях рыночной экономики, его социально-экономические признаки и формы организации. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
проанализировать определения предприятия;
выделить признаки и методы классификации предприятий по формам организации и социально-экономическим признакам;
охарактеризовать современное положение предприятий в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…4
1.Особенности функционирования предприятия в условиях рыночной экономики
1.1. Основные функции и цели производственных предприятий в условиях рынка……………………………………………………………5
1.2. Особенности работы производственных предприятия в условиях рынка………………………………………………11
2. Роль производственных предприятий в рыночной экономике
2.1. Место предприятия в системе рыночных отношений……………..22
2.2. Производственные и рыночные связи предприятия.
Конкуренция и предприятие…………………………………………..…30
Заключение…………………………………………………………………...32
Литература………………………………………………………………..….34

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….…4

  1. Особенности функционирования предприятия в условиях рыночной экономики

1.1. Основные функции и цели производственных предприятий в                     условиях рынка……………………………………………………………5

1.2. Особенности работы производственных предприятия в условиях рынка………………………………………………11

2. Роль производственных предприятий в рыночной экономике

2.1. Место предприятия в системе рыночных отношений……………..22

2.2. Производственные и рыночные связи предприятия.

Конкуренция и предприятие…………………………………………..…30

 

Заключение…………………………………………………………………...32

Литература………………………………………………………………..….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рынок – совокупность интересов и действий существующих и потенциальных покупателей  и продавцов, а также условий, характеризующих состояние и движение таких интересов и действий. Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, реализующийся через рыночные цены, взаимное соотношение спроса и предложения.

Актуальность моей работы определяется тем, что предприятие в рыночной экономике выступает на различных рынках: производственных ресурсов и готовой продукции; ориентируется на локальный, национальный или даже международный рынок. Предприятие в рыночном механизме выступает агентом спроса и агентом предложения, предлагает свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывает сложившийся на рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает (в той или иной степени) предложения других рыночных агентов, строит свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуацией.

Цель работы – проанализировать существование и развитие предприятия  в условиях рыночной экономики, его  социально-экономические признаки и формы организации. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

проанализировать определения  предприятия;

выделить признаки и  методы классификации предприятий  по формам организации и социально-экономическим  признакам;

охарактеризовать современное  положение предприятий в РФ.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

    1. . ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

Предприятие - это самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основные черты предприятия:

  • организационное единство: предприятие - это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;
  • определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;
  • обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
  • имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
  • предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления;
  • выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования);
  • оперативно - хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

Рис.1. Производственное предприятие.

Основу предприятия составляет персонал, который характеризуется  определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, им необходимы средства производства: основные средства, с помощью которых изготавливается продукция, и оборотные средства из которых создается эта продукция. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.

Важное значение для работы предприятия  имеет информация: коммерческая, техническая  и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции, соответствующего количества и качества.

Внешняя среда, которая непосредственно  определяет эффективность и целесообразность работы предприятия - это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия (рис. 2).

Рис. 2. Внешняя среда производственного  предприятия.

 

Население, в интересах и при  участии которого создается предприятие, - главный фактор внешней среды. Население  также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей  силы.

К числу поставщиков предприятия  следует, очевидно, причислить кредитные учреждения - банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят для предприятий необходимую научно - техническую информацию и проектную документацию. Вся деятельность производственных предприятий опирается на законодательную базу. Реализация и контроль за исполнением законов возлагается на правительство и местные органы власти. Таким образом, предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе.[1]

Задачами действующего предприятия  являются:

    • получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
    • обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
    • обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
    • создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
    • охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;
    • недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Задачи предприятия определяются: интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней  средой.

Важнейшей задачей предприятия является получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции. На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Перечисленные выше задачи, предприятия могут решать только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции

Выделяют следующие принципы управления предприятием:

    • экономичность;
    • финансовая устойчивость;
    • прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы, во-первых, достигался определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации; и, во -вторых, при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации, другими словами, принцип экономичности выдвигает требование - не тратить даром производственные ресурсы, т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при  которой оно могло бы в любой  момент времени расплатиться по своим  долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов  над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным  является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. В условиях рыночных отношений имеется три основных источника получения прибыли.

Первый - за счет монопольного положения  предприятия по выпуску продукции.

Второй - связан непосредственно с производственной и коммерческой деятельностью (подавляющее число предприятий). Величина прибыли в данном случае зависит:

- от правильной производственной  направленности (выбор продуктов,  пользующихся высоким и стабильным  спросом);

- от степени конкурентоспособности продукции (цена, сроки поставки, обслуживание и т.д.);

- объемов выпускаемой продукции;

- от структуры снижения издержек  производства.

Третий - от инновационной деятельности. Получение прибыли на предприятии  напрямую

связано с системой налогов и их размером, поэтому размер налога должен стимулировать предприятия к расширению производственной деятельности.

На величину прибыли влияет и  характер формирования цен и их регулирование  со стороны государства.

Орган, который формулирует и конкретизирует какую - либо хозяйственную задачу, обязан учитывать реальные условия ее исполнения с учетом функций, выполняемых предприятием.

К основным функциям предприятия можно  отнести:

    • изготовление продукции производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;
    • продажа и поставка продукции потребителю;
    • послепродажное обслуживание;
    • материально - техническое обеспечение производства;
    • управление и организация труда персонала на предприятии;
    • повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объемов производства;
    • предпринимательство;
    • уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
    • соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от: размеров предприятия, отраслевой принадлежности, степени специализации и кооперирования, наличия социальной инфраструктуры, формы собственности, взаимоотношений с местными органами власти.[2]

 

1.2. ОСОБЕННОСТИ  РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ  РЫНКА

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии  осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь  работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Часто в экономическом обороте используется термин “фирма”, под которым понимается экономический субъект, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. Иначе, фирма - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии.

По формам собственности  предприятия подразделяются на:

- частные, которые  могут существовать либо как  полностью самостоятельные, независимые  фирмы, либо в виде объединений  и их составных частей. К частным  можно отнести и те фирмы,  на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);

- государственные,  под которыми понимают как  чисто государственные (в том  числе муниципальные), где капитал  и управление полностью принадлежат  государству, так и смешанные,  где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.

По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух параметров - численности занятых  и объема производства.

Классификация предприятий по характеру деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает их деление на производящие материальные блага и услуги.

Классификация предприятий по признаку доминирующего  фактора производства предусматривает  трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

Информация о работе Роль предприятий в условиях рыночной экономики