Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа
Цель работы – проанализировать существование и развитие предприятия в условиях рыночной экономики, его социально-экономические признаки и формы организации. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
проанализировать определения предприятия;
выделить признаки и методы классификации предприятий по формам организации и социально-экономическим признакам;
охарактеризовать современное положение предприятий в РФ.
Введение…………………………………………………………………….…4
1.Особенности функционирования предприятия в условиях рыночной экономики
1.1. Основные функции и цели производственных предприятий в условиях рынка……………………………………………………………5
1.2. Особенности работы производственных предприятия в условиях рынка………………………………………………11
2. Роль производственных предприятий в рыночной экономике
2.1. Место предприятия в системе рыночных отношений……………..22
2.2. Производственные и рыночные связи предприятия.
Конкуренция и предприятие…………………………………………..…30
Заключение…………………………………………………………………...32
Литература………………………………………………………………..….34
Характерной особенностью олигополии является высокая взаимозависимость – число предприятий настолько ограничено, что каждое из них вынуждено при формировании экономической политики (принятии решений по ценам и объему производства) принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
В условиях олигополии возможны
два варианта поведения предприятия:
некооперативное и
При кооперативном поведении предприятия-олигополисты учитывают и согласовывают рыночные стратегии и тактики. Одни фирмы пытаются предвидеть поведение соперников, другие предпочитают действовать сообща, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т.п. Стремление предприятий к совместным действиям находит свое отражение в образовании картелей, негласных соглашениях или даже в простом следовании за ценовым лидером в отрасли. Если между участниками соглашения достигается твердая договоренность о ценах, разделе рынка и других способах ограничения конкуренции, то олигополия фактически превращается и чистую монополию.
Укажем также на некоторые
другие формы несовершенной
Самым «плохим» для потребителя случаем является рыночная ситуация, при которой монополия практикует ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары монополия продает разным потребителям по разным ценам.
Цены могут различаться в зависимости от дохода потребителя, объема потребления, времени покупки и т.п., т.е. их различия никак не связаны с различием издержек (затрат на производство). Предприятия, использующие ценовую дискриминацию, обычно присваивают часть потребительского излишка.
Совершенно иная ситуация складывается для потребителя в условиях монополии – монополии со стороны покупателя. Покупатель-монополист имеет возможность покупать предлагаемые экономические блага по наиболее низкой цене.
Особой ситуацией является двусторонняя монополия. Двусторонняя монополия – рыночная структура, при которой монополисту противостоит монополист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).[2]
В условиях рыночной экономики
любое предприятие , занимающееся производственной
деятельностью, сталкивается с множеством
проблем.
Первая из них – найти свою «хозяйственную
нишу». Для этого необходимо изучить состояние
рынка, спрос и предложение на те или иные
товары в соответствующем регионе. Изучаются
возможности получения льгот – налоговых,
заемных и других, т.е. определяются условия
инвестирования средств. Определив свою
«хозяйственную нишу», устанавливается
специализация предприятия. Оцениваются
возможности будущих потребителей, узнаются
возможные сведения о конкурентах, решаются
вопросы о технике и технологии.
Немаловажное значение
имеет выбор формы предприятия,
возможность выбрать
Следующий шаг – формирование производственной
базы. Предпринимателю следует приобрести
или взять в аренду производственные и
складские помещения, оборудование, станки,
инструмент, приобрести сырье и материалы,
полуфабрикаты, комплектующие изделия,
привлечь рабочую силу. Здесь предприятие
вступает в отношения с производителями
оборудования, поставщиками сырья и материалов,
с посредническими фирмами. Работники
нанимаются на бирже труда, через объявления
в прессе и другими путями.
Важный этап – привлечение финансовых
средств. Собственных средств у предпринимателя
для начала дела, как правило, недостаточно.
Потребуются заемные средства. Возможно,
выпустить акции и другие пути. В этих
случаях предприятие вступает во взаимоотношения
с юридическими и физическими лицами,
приобретающими его акции. Для получения
кредитов заключаются договора с коммерческими
банками.
Предоставление банками
кредитов предприятиям нередко сопровождается
различными видами страховых операций.
Страхованию могут подлежать
здания, запасы материальных ценностей и другое. В этом случае предприятия
вступают в деловые взаимоотношения со
страховыми компаниями.
Выпуская акции, облигации, другие ценные
бумаги или приобретая их, предприятия
обращаются к фондовому рынку, т.е. рынку
ценных бумаг. Это взаимоотношения предприятия
с фондовыми рынками, кредитно-финансовыми
институтами, инвестиционными фондами.
Таков перечень производственных и рыночных
связей предприятия. [5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является основным производителем товаров и услуг, основным рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.
Предприятие необходимо
рассматривать в системе
Экономика подразделяется
на различные сферы и
Отраслевая структура отражает основные виды производственно-хозяйственной деятельности: рыночное и нерыночное производство, отрасли, производящие товары или оказывающие услуги, смешанные отрасли.
Предприятия различны по
условиям, целям и характеру
Значительными преимуществами по сравнению с крупными фирмами обладают малые предприятия. Им свойственны высокая динамичность, маневренность, конкурсный характер производства и его демократизация. Малые предприятия создают новые рабочие места, возрождают народные промыслы, содействуют экономическому и социальному развитию малых городов.
Предприятие в условиях рынка обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценообразование. На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует.
ЛИТЕРАТУРА
1. Райзберг Б.А.
Рыночная экономика:Учебное
2. И.В. Сергеев,
Экономика предприятия, Москва.
3. В.Я.Горфимкель, В.А.Швандар.Экономика предприятия, третье издание, переработанное и дополненное, Москва.: «ЮНИТИ»,2003 г.
4. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство.М.:ВЛАДОС,
5. Арсенова Е.В., Крюкова О.Г. Справочное
пособие в схемах по "Экономике организаций
(предприятий)". М.: Финансы и статистика,
2006. - 176 с.
Информация о работе Роль предприятий в условиях рыночной экономики