Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 00:32, курсовая работа
В 90-е годы прошлого века органы государственного управления Российской Федерации, провели ряд международных акций, направленных на включение России в мирохозяйственные связи на основе взаимовыгодного экономического сотрудничества со странами Европейского союза, США, Японией и рядом других государств. Российское законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, в значительной своей части было приведено в соответствие с требованиями международных организаций, занимающихся гармонизацией правил международных экономических отношений. Проделанная работа дала некоторые положительные результаты.
Введение 3
1 Структура управления ВЭД в России 5
2 Роль ВЭД в социально-экономическом развитии России 9
3 Проблемы и перспективы развития ВЭД России 15
Заключение 18
Список использованных источников 19
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская академия экономики и права»
Факультет: Экономический
по дисциплине: «Управление ВЭД фирмы»
на тему: «Роль ВЭД в социально-экономическом развитии России»
Выполнил(а) студент(ка)
курс___группа__________
_______________________
(Ф.И.О.)
Проверил преподаватель:
_______________________
Работа допущена к защите «___» _____________________2013 г.
Работа защищена
«___» ______________________2013 г. с оценкой _____________
Подпись руководителя работы _____________________________
Смоленск 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Структура управления ВЭД в России 5
2 Роль ВЭД в социально-
3 Проблемы и перспективы
Заключение 18
Список использованных источников 19
ВВЕДЕНИЕ
Российская внешняя торговля имеет тысячелетнюю историю, на заре которой был проложен знаменитый торговый путь “из варяг в греки”. На протяжении всей истории России внешняя торговля была предметом первостепенных забот государственной власти. При этом российское государство всегда исходило из национальных интересов.
В 90-е годы прошлого века органы государственного управления Российской Федерации, провели ряд международных акций, направленных на включение России в мирохозяйственные связи на основе взаимовыгодного экономического сотрудничества со странами Европейского союза, США, Японией и рядом других государств. Российское законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, в значительной своей части было приведено в соответствие с требованиями международных организаций, занимающихся гармонизацией правил международных экономических отношений. Проделанная работа дала некоторые положительные результаты.
Именно внешнеторговый комплекс России обеспечил быстрое насыщение внутреннего рынка самыми разнообразными товарами и услугами, создал основу для конкуренции на нем, как между национальными производителями, так и между самими иностранными поставщиками. Внешняя торговля в значительной степени способствовала стабилизации внутренних цен, обузданию инфляции, решению ряда сложных социально-экономических проблем в стране.
По ряду объективных и субъективных причин, несмотря на все большую открытость экономики, стране не удалось решить основную макроэкономическую задачу, а именно задачу глубокого включения страны в мирохозяйственные связи, увеличения экспорта продукции высокой степени обработки.
В основе этих проблем лежит несовершенство хозяйственного законодательства, недостатки государственного регулирования внешней торговли, общая экономическая нестабильность.
По этим и другим причинам оказалось, что в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока, в основном, за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.
Структура российского экспорта по-прежнему напоминает структуру вывоза товаров из развивающейся страны: около 2/3 приходится на необработанное сырье и полуфабрикаты, лишь 1/3 - на готовые изделия.
Процесс реформирования экономики и ВЭД России в новом веке продолжается и одновременно формируется его правовая основа с учетом требований норм и правил международного права и Всемирной торговой организации.
1 Структура управления ВЭД в России
ВЭД страны отражает ее национальные интересы и проводимую ею внешнюю и внешнеэкономическую политику. В то же время эта деятельность характеризует состояние ее экономики, уровень, темпы и условия развития, потенциальные возможности и фактическое использование имеющихся ресурсов.
Процесс управления ВЭД предполагает его организацию, т. е. структуру органов управления, разграничение их полномочий, прав, обязанностей и ответственности каждого звена структуры управления, их соподчиненность и взаимодействие в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами государства, его высших органов. Наилучшая структура организации та, которая способствует повышению эффективности данного вида деятельности. Знание структуры управления имеет практическое значение для участников ВЭД, так как позволяет им ориентироваться:
- в какой орган управления
следует обратиться по
- в каких структурах и по каким вопросам можно получить информацию;
- какие структуры занимаются подготовкой и переподготовкой кадров;
- какие представительства междун
Организация как процесс представляет собой функцию, которая непосредственно связана с систематической координацией в решении многих задач, стоящих перед различными хозяйствующими субъектами и структурами. Она предполагает отношения между органами управления как по вертикали, так и по горизонтали. Основная функция организационной структуры - обеспечить разграничение передачи полномочий и определить, какие задачи будет решать та или иная нижестоящая организационная структура (вертикаль) и каковы взаимосвязи структур по горизонтали (размежевание функций, вопросы совместного решения и т. д.).
Организация управления является объективно обусловленной, она определяется конкретно-историческими условиями развития ВЭД. Монополии внешней торговли в СССР соответствовала и определенная структура управления ВЭД, строго централизованная - с ограниченным числом органов управления на общегосударственном уровне и практически полном их отсутствии в регионах.
Новую структуру управления ВЭД обусловили следующие причины:
1. Переход к рыночной экономике,
отказ от строгой
2. Изменение роли государства, усиление
функций стимулирования
3. Либерализация всех сфер
Изменения происходят по следующим направлениям:
- изменяются принципы
- происходят изменения в содержании полномочий государственных органов управления ВЭД;
- усиливается роль общественных объединений, меняется характер их взаимоотношений с органами государственного управления;
- появляются и успешно
- используются политические
Отмена монополии государства на внешнеэкономическую деятельность, отказ от его диктата при выборе вида экспортируемой и импортируемой продукции, ее производителя и покупателя, установлении цен повлекли за собой расширение прав министерств и ведомств, регионов и непосредственных участников ВЭД, сместили акценты в регулирующей роли государства в сторону усиления нормотворческой деятельности, координирующей и контролирующей функций. В связи с этим появляются новые структуры, например.
Министерство РФ по сотрудничеству с государствами - членами СНГ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ФС ВЭК) и ее уполномоченные на местах, новые подразделения в Государственном таможенном комитете РФ и территориальных таможенных управлениях. Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики.
Изменение роли государства привело также к усилению экономических методов в регулировании ВЭД - косвенных средств воздействия, основанных на стоимостных рычагах, побуждающих субъектов ВЭД действовать с учетом своих интересов. На современном этапе большую роль в развитии ВЭД, кредитовании совместного предпринимательства, экспортно-импортных операций играют коммерческие банки: Внешторгбанк, Внешэкономбанк; появились и новые структуры, например. Тендерный комитет в рамках МВЭС РФ и др.
Организация управления основывается на следующих основных принципах:
1. Деление государственных
2. Определение целей
3. Установление характера
4. Взаимодействие звеньев
5. Взаимодействие
6. Взаимодействие
7. Формирование партнерских
- общегосударственный;
- функциональный;
- отраслевой;
- территориальный;
- хозяйственный (субъектов ВЭД).
Среди этих уровней выделим и проанализируем структуру органов государственного управления ВЭД. Она включает:
1. Высшие органы власти и
2. Центральные органы управления
3. Органы управления в регионе;
территориальные управления
4. Межотраслевые органы
5. Отраслевые органы управления
6. Зарубежные внешнеэкономические структуры
К высшим органам относятся Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Их основная функция - создание законодательной и нормативной базы, определяющей "правила поведения", полномочия, функции всей системы ВЭД.
Федеральное Собрание - представительный орган РФ принимает федеральные законы, относящиеся ко всем сферам социально-экономического развития России. По ряду вопросов в соответствии со ст. 106 Конституции РФ законы, принятые Государственной думой подлежат обязательному рассмотрению Президентом РФ. Так, например. Президент рассматривал закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и вернул его на доработку, после которой закон был подписан.
2 Роль ВЭД в социально-
Внешнеэкономическая деятельность во всех странах мира имеет огромное значение и пользуется поддержкой государства, но особое значение она имеет в условиях преодоления кризисных явлений в экономике и ускорения перехода к рыночному хозяйству.
Внешнеэкономическая деятельность оказывает влияние на развитие экономики в целом, во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта. В настоящее время экспорт превратился в крупнейшую отрасль экономики России, через которую реализуется около 20% валового внутреннего продукта. Валютная выручка позволяет увеличивать импорт. Именно внешнеэкономическая составляющая сегодня позволяет стране накапливать ресурсы для развития будущих поколений. На начало 2007 г. размер Стабилизационного фонда России достиг 88 млрд. долл., а золотовалютные резервы страны составляют 303,7 млрд. долл.
Во-вторых, ВЭД способствует повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий. Под воздействием научно-технического прогресса ускорились темпы морального старения техники и технологий, возросли затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИ и ОКР).
В-третьих, внешнеэкономическая деятельность способствует развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней на мировые рынки.
Рассматривая влияние ВЭД на социально-экономическое развитие страны в целом и отдельных регионов, следует особо выделить ее роль как структурообразующего и ускоряющего фактора.
ВЭД предоставляет большие возможности малым и средним предприятиям, например, в сфере международного туризма, транспортно-экспедиторской сфере и т.д.
Велика роль ВЭД в сбалансированности внутреннего рынка за счет импорта товаров массового спроса, а также снижения безработицы за счет расширения занятости в сфере обмена. Производство на экспорт способствует загрузке производственных мощностей, сохранению рабочих мест. Таким образом, ВЭД способствует повышению уровня качества жизни.
В условиях острой необходимости решения актуальных экономических и социальных проблем при несбалансированности внутреннего рынка, экспорт играет главенствующую роль аккумулятора валютных средств для выполнения обязательств страны по импорту, погашения кредитов и других платежных обязательств. Поэтому Россия вынуждена экспортировать товар даже с низкой коммерческой эффективностью или же товары, спрос на которые на внутреннем рынке далеко не удовлетворен.
Информация о работе Роль ВЭД в социально-экономическом развитии России