Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 00:32, курсовая работа
В 90-е годы прошлого века органы государственного управления Российской Федерации, провели ряд международных акций, направленных на включение России в мирохозяйственные связи на основе взаимовыгодного экономического сотрудничества со странами Европейского союза, США, Японией и рядом других государств. Российское законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, в значительной своей части было приведено в соответствие с требованиями международных организаций, занимающихся гармонизацией правил международных экономических отношений. Проделанная работа дала некоторые положительные результаты.
Введение 3
1 Структура управления ВЭД в России 5
2 Роль ВЭД в социально-экономическом развитии России 9
3 Проблемы и перспективы развития ВЭД России 15
Заключение 18
Список использованных источников 19
Именно внешнеэкономические связи ежегодно обеспечивают значительную долю поступлений в доходную часть бюджета (до 40%) в виде таможенных пошлин, разницы между экспортными и внутренними ценами и других поступлений.
Таким образом, внешнеэкономические связи РФ одно из важнейших средств формирования накопления, решения проблем преодоления структурного кризиса и экономической реконструкции.
В мире обращается от 20 до 35 млн. наименований всевозможных товаров. Все эти товары производить в отдельно взятой стране не реально, да и не нужно.
Например, номенклатура машиностроительной продукции около 1,5 млн. наименований. Самые развитые капиталистические страны, каковыми на сегодня являются США и Япония, производят каждая приблизительно по 700 тыс. наименований изделий. Поэтому часть недостающих изделий страны импортируют.
Большинство развитых стран мира обеспечивают повышение конкурентоспособности своих товаров и услуг за счет ускорения научно-технического прогресса (НТП) экономики. К сожалению, научно-технический потенциал созданный в СССР за 20-80-е годы за десятилетие экономических реформ в России сохранить в большинстве случаев не удалось.
Отсюда для поддержания оптимальных темпов развития и решения социально-экономических задач общественное производство объективно требует регулярного обмена новейшими достижениями науки и техники с другими странами, что обеспечивается внешнеэкономическими связями.
Конкурентоспособность промышленной продукции зависит от многих факторов, среди которых определяющими являются: издержки производства, производительность и интенсивность труда, а также цена и качество товаров.
При постоянном росте цен и тарифов, стоимости материальных факторов производства, Россия не может рассчитывать на использование ценовой конкурентоспособности ее промышленной продукции на внешнем рынке. Таким образом, для России, исходя из нынешней экономической ситуации путь повышения конкурентоспособности машинотехнической продукции видится прежде всего в интенсификации национального производства за счет внедрения импортных энерго- и материалосберегающего оборудования и технологий.
С целью повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений. Речь идет:
- во-первых, о выработке и реализации целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау).
- во-вторых, об улучшении доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки;
- в-третьих, о защите внутреннего
рынка, исходя из общепринятых
международных норм и правил,
с использованием всего
При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.
Реализация указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности;
- в-четвертых, о формировании международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.
Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоят в следующем:
- использование
- содействие повышению производи
- создание условий доступа росси
- защита национальных
- создание и поддержание
Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
- единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
- единство системы
- перенос центра тяжести
- четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
- обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
- определение основных
- разработка соответствующих
- защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
- разработка важнейших
- подготовка и заключение
- организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
- определение и реализация
- формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
- контроль за порядком купли-
- разработка платежного баланса
РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях
формирующейся рыночной
- осуществлять ВЭД в пределах
их территории согласно
- контролировать и
- предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
- заключать соглашения по
- иметь представителей в
- координация действий
- выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
- разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
- регулирование приграничной
- информационное обеспечение
3 Проблемы и перспективы развития ВЭД России
При определении внешнеэкономической стратегии России необходимо учитывать существенные слабости нашей экономике во внешнеэкономических связях. К основным проблемам ВЭД можно отнести:
- чрезвычайно высокая
- преобладание
- существенный, а в отдельных
отраслях критический износ
- ограниченные возможности
- слабая мотивация и низкая интенсивность труда;
- значительная неравномерность в экономическом развитии регионов страны и большие разрывы в стандартах жизни между ними;
- разрыв после распада СССР
и прекращении деятельности
- ощутимая, особенно после распада СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая внешнеэкономические), высокая доля дальних перевозок на транспорте:
- большая зависимость
- инерция бюрократизации
Успешному решению проблем международных экономических отношений России должно способствовать развитие механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещающего производства на микро- и макроуровне; дальнейшее развитие инфраструктуры ВЭД.
Во внешнеэкономическом комплексе России в последние годы отмечалось падение абсолютных объемов экспортной продукции. Помимо низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках значительную роль в ослаблении экспортных позиций стали играть следующие субъективные факторы:
Дискриминационные ограничения ЕС, США, Канады и других на продукцию российского производства, преимущественно полуфабрикаты и готовые изделия.
Антидемпинговые процедуры со стороны Комиссии ЕС, под которые подпадает значительное количество продукции металлургической, химической, легкой и других конкурентоспособных отраслей российской промышленности. Со стороны США и Канады такие меры направлены против поставок отдельных видов черных металлов.
Введение с 1997 г. импортных пошлин на российские нефтепродукты, ввозимые на территорию стран ЕС, пока в льготном режиме. Одновременно они, стремясь понизить энергетическую зависимость от России, ориентируются на поставщиков энергоносителей из других стран.
Высокий уровень концентрации по рынкам сбыта российского экспорта, ограничивающий его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на рынок Нидерландов; 60% поставок алюминия осуществляется на рынки двух стран – Японии и США; около 70% лесоматериалов – Финляндии и Японии; более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.
В условиях высокой экспортной ориентации российской промышленности, а также снижения конкурентоспособности отечественной продукции, как на внешних, так и на внутренних рынках конъюнктура мировых товарных рынков оказывает непосредственное воздействие на результаты развития сферы ВЭД, а также реального сектора экономики России.
Сокращение стоимостных объемов внешнеторгового оборота в России ведет к снижению роли ВЭД в решении задач экономической стабилизации в стране, сказывается отрицательно на доходной части государственного бюджета.
Однако, главной причиной неблагоприятной ситуации в сфере ВЭД России является сырьевая перегруженность отечественного экспорта. Следствие ее – чрезмерная зависимость от конъюнктурных колебаний, которым наиболее подвержены международные сырьевые рынки.
Ориентация на мировой рынок была и остается для России исключительно выгодным экономическим направлением, что соответственно требует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами. Для обеспечения этого процесса Правительством России определены стратегические цели и приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельности России:
- развитие экспортного
- создание механизма
- формирование современной
- устранение сохраняющейся
Информация о работе Роль ВЭД в социально-экономическом развитии России