Роль ВЭД в социально-экономическом развитии России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

В 90-е годы прошлого века органы государственного управления Российской Федерации, провели ряд международных акций, направленных на включение России в мирохозяйственные связи на основе взаимовыгодного экономического сотрудничества со странами Европейского союза, США, Японией и рядом других государств. Российское законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, в значительной своей части было приведено в соответствие с требованиями международных организаций, занимающихся гармонизацией правил международных экономических отношений. Проделанная работа дала некоторые положительные результаты.

Содержание работы

Введение 3
1 Структура управления ВЭД в России 5
2 Роль ВЭД в социально-экономическом развитии России 9
3 Проблемы и перспективы развития ВЭД России 15
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

1399678_6FE87_rol_ved_v_socialnoekonomicheskom_razvitii_rossii.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Именно внешнеэкономические связи ежегодно обеспечивают значительную долю поступлений в доходную часть бюджета (до 40%) в виде таможенных пошлин, разницы между экспортными и внутренними ценами и других поступлений.

Таким образом, внешнеэкономические связи РФ одно из важнейших средств формирования накопления, решения проблем преодоления структурного кризиса и экономической реконструкции.

В мире обращается от 20 до 35 млн. наименований всевозможных товаров. Все эти товары производить в отдельно взятой стране не реально, да и не нужно.

Например, номенклатура машиностроительной продукции около 1,5 млн. наименований. Самые развитые капиталистические страны, каковыми на сегодня являются США и Япония, производят каждая приблизительно по 700 тыс. наименований изделий. Поэтому часть недостающих изделий страны импортируют.

Большинство развитых стран мира обеспечивают повышение конкурентоспособности своих товаров и услуг за счет ускорения научно-технического прогресса (НТП) экономики. К сожалению, научно-технический потенциал созданный в СССР за 20-80-е годы за десятилетие экономических реформ в России сохранить в большинстве случаев не удалось.

Отсюда для поддержания оптимальных темпов развития и решения социально-экономических задач общественное производство объективно требует регулярного обмена новейшими достижениями науки и техники с другими странами, что обеспечивается внешнеэкономическими связями.

Конкурентоспособность промышленной продукции зависит от многих факторов, среди которых определяющими являются: издержки производства, производительность и интенсивность труда, а также цена и качество товаров.

При постоянном росте цен и тарифов, стоимости материальных факторов производства, Россия не может рассчитывать на использование ценовой конкурентоспособности ее промышленной продукции на внешнем рынке. Таким образом, для России, исходя из нынешней экономической ситуации путь повышения конкурентоспособности машинотехнической продукции видится прежде всего в интенсификации национального производства за счет внедрения импортных энерго- и материалосберегающего оборудования и технологий.

С целью повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений. Речь идет:

- во-первых, о выработке и реализации целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау).

- во-вторых, об улучшении доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более бла­гоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки;

- в-третьих, о защите внутреннего  рынка, исходя из общепринятых  международных норм и правил, с использованием всего арсенала  предусмотренных российским законодательством инструментов.

При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.

Реализация указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности;

- в-четвертых, о формировании международных  региональных приоритетов внешнеэкономической политики.

Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоят в следующем:

- использование внешнеэкономических  связей для ускорения создания  в России рыночной экономики;

- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

- создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

 

- защита национальных внешнеэкономических  интересов, защита внутреннего рынка;

- создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

- единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

- единство системы государственного  регулирования и контроля за  его реализацией;

- перенос центра тяжести регулирования  ВЭД с административных на  экономические методы;

- четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

- обеспечение равенства всех  участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

- определение основных принципов  осуществления ВЭД и внешнеэкономической  политики России в целом;

- разработка соответствующих федеральных  программ;

- защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

- разработка важнейших инструментов  регулирования ВЭД;

- подготовка и заключение международных  договоров и государственных  соглашений, контроль за их исполнением;

 

- организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

- определение и реализация валютной  политики страны;

- формирование и использование  золотовалютных резервов РФ;

- контроль за порядком купли-продажи  отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

- разработка платежного баланса  РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях  формирующейся рыночной экономики  правомочны:

- осуществлять ВЭД в пределах  их территории согласно законодательству;

- контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

- предоставлять участникам ВЭД  дополнительные к федеральным  льготы и гарантии, не противоречащие  законам РФ (по ним Федерация  не отвечает);

- заключать соглашения по международному  сотрудничеству в рамках своей  компетенции (то есть с субъектами  зарубежных федеративных государств);

- иметь представителей в торговых  представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет  субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

- координация действий участников  ВЭД;

- выполнение договоров РФ с  зарубежными странами (если их  выполнение касается интересов  регионов);

- разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

- регулирование приграничной торговли;

- информационное обеспечение ВЭД.

 

3 Проблемы и перспективы  развития ВЭД России

При определении внешнеэкономической стратегии России необходимо учитывать существенные слабости нашей экономике во внешнеэкономических связях. К основным проблемам ВЭД можно отнести:

- чрезвычайно высокая ресурсоемкость  и затратность производства (даже  в технологически продвинутых  отраслях);

- преобладание неконкурентоспособных  по современным стандартам технологий и методов организации производства;

- существенный, а в отдельных  отраслях критический износ основных  производственных фондов;

- ограниченные возможности внутреннего  накопления;

- слабая мотивация и низкая  интенсивность труда;

- значительная неравномерность в экономическом развитии регионов страны и большие разрывы в стандартах жизни между ними;

- разрыв после распада СССР  и прекращении деятельности СЭВ  сложившихся хозяйственных и  торговых связей;

- ощутимая, особенно после распада СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая внешнеэкономические), высокая доля дальних перевозок на транспорте:

- большая зависимость производственной  модернизации и стандартов жизни  от импорта и привлечения зарубежных инвестиций, сложное положение с обслуживанием значительного внешнего долга;

- инерция бюрократизации экономики  и всей системы государственного  управления и значительная социально-политическая  неустойчивость.

 Успешному решению проблем международных экономических отношений России должно способствовать развитие механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещающего производства на микро- и макроуровне; дальнейшее развитие инфраструктуры ВЭД.

Во внешнеэкономическом комплексе России в последние годы отмечалось падение абсолютных объемов экспортной продукции. Помимо низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках значительную роль в ослаблении экспортных позиций стали играть следующие субъективные факторы:

Дискриминационные ограничения ЕС, США, Канады и других на продукцию российского производства, преимущественно полуфабрикаты и готовые изделия.

Антидемпинговые процедуры со стороны Комиссии ЕС, под которые подпадает значительное количество продукции металлургической, химической, легкой и других конкурентоспособных отраслей российской промышленности. Со стороны США и Канады такие меры направлены против поставок отдельных видов черных металлов.

Введение с 1997 г. импортных пошлин на российские нефтепродукты, ввозимые на территорию стран ЕС, пока в льготном режиме. Одновременно они, стремясь понизить энергетическую зависимость от России, ориентируются на поставщиков энергоносителей из других стран.

Высокий уровень концентрации по рынкам сбыта российского экспорта, ограничивающий его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на рынок Нидерландов; 60% поставок алюминия осуществляется на рынки двух стран – Японии и США; около 70% лесоматериалов – Финляндии и Японии; более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.

В условиях высокой экспортной ориентации российской промышленности, а также снижения конкурентоспособности отечественной продукции, как на внешних, так и на внутренних рынках конъюнктура мировых товарных рынков оказывает непосредственное воздействие на результаты развития сферы ВЭД, а также реального сектора экономики России.

Сокращение стоимостных объемов внешнеторгового оборота в России ведет к снижению роли ВЭД в решении задач экономической стабилизации в стране, сказывается отрицательно на доходной части государственного бюджета.

 Однако, главной причиной неблагоприятной ситуации в сфере ВЭД России является сырьевая перегруженность отечественного экспорта. Следствие ее – чрезмерная зависимость от конъюнктурных колебаний, которым наиболее подвержены международные сырьевые рынки.

 Ориентация на мировой рынок была и остается для России исключительно выгодным экономическим направлением, что соответственно требует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами. Для обеспечения этого процесса Правительством России определены стратегические цели и приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельности России:

- развитие экспортного потенциала  России, включая совершенствование  его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции;

- создание механизма государственного  стимулирования экспорта и импортозамещения  как на микроуровне, посредством  налоговых льгот экспортерам  и долгосрочных льготных кредитов  на развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций;

- формирование современной производственной  и финансово-экономической инфраструктуры ВЭД;

- устранение сохраняющейся дискриминации  иностранных инвесторов и формирование  институтов страхования от политического  и экономического риска;

Информация о работе Роль ВЭД в социально-экономическом развитии России