Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель исследования - анализ рынка труда в неразрывной связи с проблемами занятости населения.
Основные задачи:
1. Раскрыть понятие рынок труда и дать характеристику его субъектов;
2. Обозначить роль рынка труда;
3. Рассмотреть особенности рынка труда и занятости в современной России;
4. Проанализировать политику занятости и регулирование рынка труда;
5. Изучить основные цели и задачи политики занятости;
Введение……………………………………………………………………......…3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения рынка труда…………………….6
Рынок труда и его субъекты…………………………………………...….6
1.2. Особенности рынка труда и занятости в современной России..................11
1.3. Роль рынка труда……………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Государственная политика в области содействия занятости населения…………………………………………………………………...…….18
2.1. Основные цели и задачи политики занятости…………………………….18
2.2. Политика занятости и регулирование рынка труда…………………........20
2.3. Программы по содействию занятости населения……………………....…25
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы и источников………………………...…31
Таким образом, в эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно – технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности. Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения
ГЛАВА 2. Государственная политика в области содействия занятости населения
2.1. Основные цели и задачи политики занятости
Обеспечению занятости
населения и преодолению
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Среди наиболее важных целей политики занятости - замедление сокращения занятости и роста безработицы на основе сохранения и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики, первоочередное смягчение ситуации в "проблемных" (кризисных) регионах, совершенствование инфраструктуры рынка труда (в том числе повышение эффективности работы органов службы занятости), повышение мобильности, гибкости, профессиональной конкурентоспособности рабочей силы [17, c. 14].
По срокам действия система целей политики занятости включает две важные группы задач.
Успешное решение задач, отнесенных к долгосрочной перспективе, возможно при пересмотре сложившегося экономического курса с приданием ему более четкой направленности на повышение всех видов платежной, в том числе налоговой, дисциплины, на совершенствование регулирования внешнеэкономической сферы, на не инфляционную (т. е. без расширения денежной эмиссии) поддержку перспективных направлений производства, науки, сферы услуг [23, c. 6].
Таким образом, обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
2.2. Политика занятости и регулирование рынка труда
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий [7].
В программе содействия занятости населения предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Политика на
рынке труда в ближайшем
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование
финансово - кредитной, структурной,
инвестиционной, внешнеэкономических
политик с системой целей
2.Согласование
социальной, демографической, миграционной
политик с целями и
3. Политика трудоустройства
и социальной поддержки
На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях, что и на макроуровне. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.
На региональном уровне также в интересах политики занятости возможно осуществление программ:
Информация о работе Российский рынок труда и политика занятости