Российский рынок труда и политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ рынка труда в неразрывной связи с проблемами занятости населения.
Основные задачи:
1. Раскрыть понятие рынок труда и дать характеристику его субъектов;
2. Обозначить роль рынка труда;
3. Рассмотреть особенности рынка труда и занятости в современной России;
4. Проанализировать политику занятости и регулирование рынка труда;
5. Изучить основные цели и задачи политики занятости;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………......…3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения рынка труда…………………….6
Рынок труда и его субъекты…………………………………………...….6
1.2. Особенности рынка труда и занятости в современной России..................11
1.3. Роль рынка труда……………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Государственная политика в области содействия занятости населения…………………………………………………………………...…….18
2.1. Основные цели и задачи политики занятости…………………………….18
2.2. Политика занятости и регулирование рынка труда…………………........20
2.3. Программы по содействию занятости населения……………………....…25
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы и источников………………………...…31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЗАНЯТОСТИ.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно – технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности. Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения

 

 

ГЛАВА 2. Государственная политика в области содействия занятости населения

 

2.1. Основные цели и задачи политики занятости

 

Обеспечению занятости  населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы  служит государственная политика в  этой области, которая определена Законом  РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Основные направления данной политики следующие:

    • предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;
    • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
    • соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;
    • социальная защита в области занятости;
    • сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;
    • координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
    • поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;
    • международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления [1].

Согласно российскому  закону о занятости, государственная  политика занятости заключается  в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Среди наиболее важных целей политики занятости - замедление сокращения занятости и роста  безработицы на основе сохранения и  создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики, первоочередное смягчение ситуации в "проблемных" (кризисных) регионах, совершенствование инфраструктуры рынка труда (в том числе повышение эффективности работы органов службы занятости), повышение мобильности, гибкости, профессиональной конкурентоспособности рабочей силы [17, c. 14].

По срокам действия система целей политики занятости  включает две важные группы задач.

    • Первая группа - на долгосрочную перспективу - предусматривает стабилизацию, затем повышение общего спроса на труд на основе прогрессивного в структурно-технологическом отношении роста производства (ВВП) со снижением уровней потенциальной (скрытой) и частичной безработицы (неполной занятости). В достаточно отдаленной перспективе возможна постановка задачи сокращения реальной (по обследованиям Госкомстата РФ, частично сопоставимым с критериями МОТ) безработицы и регистрируемой безработицы.
    • Вторая группа задач - на краткосрочную и среднесрочную перспективу (до начала устойчивого роста производства ВВП) - воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных (скрытых) безработных и резкому увеличению структурно-регрессивной (т. е. сопряженной с опережающим падением производства и спроса на труд в наиболее перспективных отраслях обрабатывающей промышленности, науки и "социально-ориентированных" отраслях), реальной (открытой), безработицы, в том числе застойной (длительной) ее компоненты [12, c. 9].

Успешное решение  задач, отнесенных к долгосрочной перспективе, возможно при пересмотре сложившегося экономического курса с приданием ему более четкой направленности на повышение всех видов платежной, в том числе налоговой, дисциплины, на совершенствование регулирования внешнеэкономической сферы, на не инфляционную (т. е. без расширения денежной эмиссии) поддержку перспективных направлений производства, науки, сферы услуг [23, c. 6].

Таким образом, обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

 

2.2. Политика занятости и регулирование рынка труда

 

Формой реализации государственной политики занятости  на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и  местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий [7].

В программе  содействия занятости населения предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде  будет направлена на:

    • обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
    • переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
    • достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
    • предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
    • создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
    • развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
    • рост мобильности трудовых ресурсов [12, c. 13].

К ключевым интегрированным  направлениям действий Правительства  РФ по решению проблем занятости относится:

    • преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений, как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
    • экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
    • оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
    • разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
    • развитие гибких форм занятости;
    • последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
    • дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
    • улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;
    • сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;
    • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;
    • развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду [5].

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

На макроуровне  высшие органы законодательной и  исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование  финансово - кредитной, структурной,  инвестиционной, внешнеэкономических  политик с системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче  относятся вопросы принятия решений  о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2.Согласование  социальной, демографической, миграционной  политик с целями и приоритетами  регулирования рынка труда. В  число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное  развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда [24, c. 18].

На региональном уровне государственная политика занятости  в основном осуществляется в тех  же трех направлениях, что и на макроуровне. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.

На региональном уровне также в интересах политики занятости возможно осуществление  программ:

    • жилищного, транспортного и производственно<span class="das

Информация о работе Российский рынок труда и политика занятости