Розничный рынок электроэнергии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:30, доклад

Описание работы

Розничный рынок электроэнергии - это сфера продажи электроэнергии конечным потребителям вне оптового рынка. Практически все объемы электроэнергии, продаваемые на розничном рынке, приобретаются на оптовом рынке, за исключением небольшой доли, производимой на электростанциях, не являющихся участниками оптового рынка. Однако в Российской Федерации есть территории, где существует только розничный рынок - это так называемые технологически изолированные системы: Камчатка, Магадан, Сахалин, Западная и Центральная Якутия, Чукотка, Таймыр.

Файлы: 1 файл

Roznichny_rynok.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Розничный рынок электроэнергии

Розничный рынок электроэнергии - это сфера продажи электроэнергии конечным потребителям вне оптового рынка. Практически все объемы электроэнергии, продаваемые на розничном рынке, приобретаются на оптовом рынке, за исключением небольшой доли, производимой на электростанциях, не являющихся участниками оптового рынка. Однако в Российской Федерации есть территории, где существует только розничный рынок - это так называемые технологически изолированные системы: Камчатка, Магадан, Сахалин, Западная и Центральная Якутия, Чукотка, Таймыр.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «О правилах функционирования розничных рынков» с 1 сентября 2006 г. вводится новый розничный рынок и начинается его либерализация (рис. 1):

  • возникновение статуса гарантирующего поставщика (ГП). ФСТ ведет реестр ГП;
  • сбытовая надбавка ГП - самостоятельная регулируемая величина;
  • новые правила ценообразования (трансляция нерегулируемых оптовых цен в розничный рынок): только для ценовых зон, в неценовых зонах - все по тарифу;
  • закрепление новых условий взаимодействия потребителей с ГП, в т.ч. почасовой учет электроэнергии крупными потребителями, соблюдение договорных величин потребления, порядок ограничения режима потребления электроэнергии;
  • усиление роли органов власти субъектов РФ в деятельности ГП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Параллельная либерализация  оптового и розничного рынков с 1 сентября 2006 года

 

Субъектами розничного рынка являются:

  • потребители электрической энергии, в том числе исполнители коммунальных услуг;
  • энергосбытовые организации;
  • гарантирующий поставщик;
  • сетевые организации и иные владельцы объектов сетевого хозяйства, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
  • производители электрической энергии, не соответствующие правилам оптового рынка, или иные лица, обладающие правом распоряжения электрической энергии;
  • системный оператор и иные субъекты ОДУ.

Центральным субъектом  розничного рынка становится гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенном в границах его зоны деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, т.е., если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен и обязать таких продавцов к заключению договора будет нельзя.

Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в  любой момент может обратиться к  гарантирующему поставщику.

Гарантирующий поставщик - это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности:

- по срокам проведения первых очередных конкурсов:

  • первый очередной конкурс на статус ГП проводится не ранее 2010 г. и не позднее 2012;
  • победитель первого и каждого следующего очередного конкурса приступает к исполнению функций ГП с 1 января года, следующего за годом, в который проведен конкурс;

- относительно конечных сроков выхода ГП 2-го уровня на оптовый рынок:

  • ГП 2-го уровня должны выйти на ОРЭ и начать покупку электроэнергии (мощности) на ОРЭ в качестве полного участника;
  • если ГП 2-го уровня не выполняет требование, то лишается статуса ГП и его зона деятельности включается в зону деятельности ГП 1-го уровня;

- относительно оснований для изменения зон деятельности до первого конкурса:

  • изменение только по итогам очередного конкурса, если соблюдены требования (условия) и выявлен победитель на новые зоны;
  • до первого очередного конкурса только в 2 случаях: при включении зоны деятельности ГП 2-го уровня в зону деятельности ГП 1-го уровня, при наличии согласия всех ГП, которых касается такое решение.

Правила определяют порядок  назначения и смены гарантирующих  поставщиков. Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с даты введения в действие Правил розничного рынка назначены:

  • неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;
  • оптовые потребители-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, которые на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ осуществляют снабжение электрической энергией населения и финансируемых из бюджета потребителей в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;
  • энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги";
  • хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (так называемые "острова" – типичный пример – предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией).

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Правила предусматривают  одно из ключевых обязательств организаций, назначенных гарантирующими поставщиками – разделение сбытовой и сетевой деятельности. Таким образом, все оптовые потребители-перепродавцы, получившие функции гарантирующих поставщиков, должны пройти процедуру разделения по видам деятельности.

Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация – если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

  • в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).
  • на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.

Таким образом, от них  требуется только заключение необходимых  для участия в торговле на оптовом  рынке договоров и получение  балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.

Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой  организации в следующих случаях:

  • если действующий гарантирующий поставщик лишается лицензии на право продажи электрической энергии гражданам;
  • если в отношении него приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке;
  • если он заявляет о своей ликвидации;
  • если в отношении него запущены процедуры банкротства;
  • а также в случае, если он нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке, либо если финансовые показатели его деятельности нарушают контрольные значения, установленных приложением к Правилам.

В случае ухудшения финансового  состояния действующего гарантирующего поставщика, невыполнения гарантирующим  поставщиком принятых на себя обязательств, а также при его добровольном отказе от выполнения функций предусмотрено  проведение внеочередного конкурса.

Процедура смены гарантирующего поставщика является публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных  печатных издания, размещаться в  пунктах приема платежей за электроэнергию (в том числе, в отделениях Сбербанка России и Почты России), а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах энергосбытовых компаний, отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим  лицам нужно будет заключить  договоры с новым гарантирующим поставщиком, а потребителям-гражданам нужно будет только начать платить новому гарантирующему поставщику.

Правила определяют и  другие особенности функционирования энергосбытовых организаций, порядок  действия энергосбытовой организации и потребителей, направленный на предупреждение случаев, когда могут возникать недобросовестные энергосбытовые организации, предлагающие потребителям продажу электрической энергии в отсутствие договоров, обеспечивающих приобретение этой электрической энергии на оптовом или розничном рынке.

На территории Ивановской области статус ГП имеют:

  • ООО «Энергосетевая компания»,
  • МУП «Энергосбыт»,
  • ОАО «Ивэнергосбыт».

 

Ценообразование

В настоящий момент предполагается, что в первые три года функционирования целевой модели в области государственного регулирования ценообразования на розничных рынках будет находиться продажа электрической энергии населению в объемах социальной нормы потребления.

В свободной конечной цене электроэнергии регулируемыми  останутся:

  • стоимость услуг гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка);
  • стоимость услуг сетевых организаций;
  • тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);
  • цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности.

Также регулированию  будет подлежать плата за технологическое  присоединение к электрическим  сетям.

Кроме того, Правительство  Российской Федерации будет определять группы потребителей электрической  энергии, в отношении которых  может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком.

Конечная цена поставки электрической энергии потребителям будет задаваться условиями договоров энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) и будет учитывать колебания цены на электроэнергию на оптовом рынке.

Формирование целевой  модели розничных рынков будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности  субъектов розничного сегмента, созданию экономических стимулов к энергосбережению.

Основной особенностью новой системы ценообразования  на розничном рынке является синхронизация  с процессом либерализации цен  на оптовом рынке. Это предполагает поставку части объемов по регулируемой цене, а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке электрической энергии в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.

Для населения на переходный период гарантируется поставка всего  фактически потребленного объема по регулируемым ценам.

Рыночная цена формируется  как сумма конкурентной цены оптового рынка электроэнергии с учетом мощности и стоимости регулируемых услуг, тарифы на которые устанавливаются  и будут устанавливаться органами государственной власти (табл.1). Определить стоимость регулируемых услуг можно как разность конечного тарифа, установленного для вашей группы потребителей, и стоимости электроэнергии (мощности), учтенной в тарифах.

 

 

Таблица 1. Формирование розничной  цены на электроэнергию для конечных потребителей

Оптовый рынок

 

Регулируемые (ценовые и неценовые)

Свободные (только ценовые)

Электроэнергия

Устанавливает ФСТ России (до 2011 г.)

Рынок «на сутки вперед» Свободные двусторонние договоры

Мощность

 

После выхода Правил рынка мощности

ценовые заявки;

цены в свободных договорах


 

Инфраструктура

Сетевые

организации

Тариф ФСК ЕЭС - устанавливает ФСТ России Тарифы РСК - устанавливает РСТ по котловому принципу (с июля 2008 г. для пилотных проектов по принципу РАВ), тарифы за присоединение

 

Инфраструктурные организации (СО, АТС, до 1 июля 2008г. - РАО)

Тарифы, установленные ФСТ России

 

 

Розничный рынок

Сбытовая надбавка (для ГП)

До первого конкурса на получение статуса ГП - РСТ

После конкурса - нерегулируемая, по результатам конкурса

Конечный тариф (цена)

Регулируемые тарифы: в пределах, установленных ФСТ России

Нерегулируемые цены: сумма всех составляющих

Информация о работе Розничный рынок электроэнергии