Розничный рынок электроэнергии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:30, доклад

Описание работы

Розничный рынок электроэнергии - это сфера продажи электроэнергии конечным потребителям вне оптового рынка. Практически все объемы электроэнергии, продаваемые на розничном рынке, приобретаются на оптовом рынке, за исключением небольшой доли, производимой на электростанциях, не являющихся участниками оптового рынка. Однако в Российской Федерации есть территории, где существует только розничный рынок - это так называемые технологически изолированные системы: Камчатка, Магадан, Сахалин, Западная и Центральная Якутия, Чукотка, Таймыр.

Файлы: 1 файл

Roznichny_rynok.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

 

Предельный уровень  нерегулируемых цен определяется по специальной, зафиксированной в Правилах формуле на основании ежемесячно публикуемой НП "АТС" информации о средней стоимости единицы электрической энергии (1 кВт.ч), сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, инфраструктурные услуги, а также сбытовой надбавки.

Это позволит стимулировать гарантирующего поставщика к минимизации своих  расходов по покупке электрической  энергии на оптовом рынке и  в тоже время защитит потребителей электрической энергии от неосторожной ценовой политики.

Энергосбытовые организации, которые не осуществляют поставку электроэнергию населению, вправе поставлять электрическую энергию по договорным ценам. При этом следует учитывать, что для потребителей электрической энергии, заключающих договоры с такими энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены – стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

 

Модели расчетов между потребителями и сетевыми организациями

На выбор модели розничного рынка определяющее влияние оказывает  модель функционирования оптового рынка. Либерализация оптового рынка обязательно должна сопровождаться либерализацией розничного рынка, в то время как при сохранении монопольного оптового рынка конкуренция на розничном рынке будет весьма неполноценна.

Розничный рынок может  функционировать по одной из двух моделей:

  • монопольной - на определённой территории работает только один продавец электроэнергии конечным потребителям;
  • конкурентной - на определённой территории работает несколько конкурирующих между собой продавцов и (или) поставщиков электроэнергии конечным потребителям.

Модель монопольного розничного рынка основана на совмещении в рамках одной вертикально интегрированной компании деятельности по передаче электрической энергии и её продаже, возможно также производство в рамках одной компании. На этом же основан и публичный характер отношений в монопольных рынках электрической энергии - потребитель всегда вправе потребовать заключения договора энергоснабжения от той организации, к чьим электрическим сетям присоединено его энергопринимающее оборудование. Такая организация, совмещающая виды деятельности по покупке, продаже и передаче электроэнергии, называется энергоснабжающей организацией.

К недостаткам деятельности энергоснабжающей организации можно  отнести:

  • непрозрачность деятельности - сама экономическая модель функционирования стимулирует завышение издержек;
  • установление тарифов, как правило, с учётом перекрёстного субсидирования из-за совмещения видов деятельности и непрозрачности расходной базы;
  • высокое сопротивление внедрению конкурентных отношений.

В условиях либерализации  оптового рынка основными предпосылками возникновения конкурентного розничного рынка являются:

  • необходимость - не все покупатели могут выйти на оптовый рынок;
  • экономическая (коммерческая) целесообразность - снижение ценового риска для конечных покупателей путём диверсификации риска (диверсифицированный портфель заказов) и более профессиональной «игры» на оптовом рынке посредников-сбытовиков, включая заключение финансовых договоров (фьючерсов, форвардов и др.).

Модель конкурентного  розничного рынка предполагает, что  на определённой территории будут работать как минимум несколько энергосбытовых компаний, предоставляющих конечному потребителю выбор, у какой из них покупать электроэнергию, и таким образом конкурирующих между собой.

Внедрение конкурентной модели розничного рынка требует  выполнения следующих условий:

  • равного доступа конкурирующих энергосбытовых компаний к покупке электроэнергии на оптовом рынке;
  • необходимости разделения конкурентной сбытовой и дистрибьюторской деятельности;
  • отсутствия регулирования цен на электроэнергию, продаваемую потребителям конкурентными энергосбытовыми компаниями;
  • оснащения потребителей, которых обслуживают конкурентные сбытовые компании, сертифицированными приборами коммерческого учёта потребляемой ими электроэнергии;
  • наличия эффективной системы государственного регулирования монопольных, включая локальные монополии, и естественно-монопольных видов деятельности на оптовом и розничном рынках, включая предоставление сетевых услуг и диспетчерское управление.

 

Целевые модели

Характерные черты целевых моделей (рис.2):

  • право выбора конечными потребителями любой сбытовой компании, у которой он будет покупать электроэнергию по свободным, нерегулируемым ценам;
  • наличие специального института гарантирующих поставщиков, обязанных заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем;
  • нерегулируемые цены, свободно устанавливаемые всеми, кроме гарантирующего поставщика; цена гарантирующего поставщика не может превышать нерегулируемые цены оптового рынка более чем на величину его сбытовой надбавки и стоимость прочих регулируемых услуг, обеспечивающих процесс поставки - услуг по передаче в первую очередь.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Целевая модель розничного рынка

 

Единый (котловой) тариф

Единый (котловой) тариф означает: для всех потребителей услуг по передаче на одном уровне напряжения (с учётом групп) устанавливается равный тариф на передачу независимо оттого, к сетям какой организации они присоединены.

Предпосылки перехода на новую модель формирования сетевых тарифов:

  • появление на территории региона нескольких гарантирующих поставщиков и сбытовых компаний, готовых к началу 2008 г. стать субъектами ОРЭМ;
  • активизации конкурентной борьбы между гарантирующими поставщиками и сбытовыми компаниями;
  • изменения в законодательстве.

Необходимые условия  для реализации единого (котлового) тарифа ни передачу электрической энергии:

  • принятие единых тарифов на передачу электрической энергии с учётом НВВ всех сетей региона;
  • утверждение не только тарифов на передачу электрической энергии для потребителей, но и тарифов взаиморасчётов между сетевыми организациями;
  • заключение договоров на передачу электрической энергии между смежными сетевыми компаниями.

Ожидаемый результат  от перехода на новую модель формирования сетевых тарифов:

  • укрепление электросетевого комплекса страны, дальнейшее развитие рынка электроэнергии среди сбытовых и распределительных энергокомпаний;
  • координация программы развития сетей и ликвидация перекрестного субсидирования в энергетике, обеспечение экономической эффективности и для энергокомпаний, и для конечных потребителей в условиях либерализованного рынка электроэнергии;
  • прозрачность процесса: каждый потребитель будет оплачивать тариф за генерацию энергии, тариф за её транспортировку через электросети (в зависимости лишь от класса напряжения), а также тариф за услуги сбытовой компании (сбытовая надбавка);
  • создание равных условий для деятельности сбытовых компании и равных условий для потребителей вне зависимости от того, к каким сетям и в какой последовательности они присоединены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные проблемы при реализации единых (котловых) тарифов и пути их решения представлены на схеме (рис. 3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Проблемы при реализации единых (котловых) тарифов

 

Модель взаимоотношений  субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел снизу»

Потребители (сбытовые компании и гарантирующие поставщики от их лица) оплачивают по единым «котловым» тарифам услуги тех сетевых организаций, к сетям которых присоединены их энергопринимающие устройства. В  свою очередь, нижестоящие организации  оплачивают по «цепочке вверх» услуги вышестоящих сетевых компаний, т.е. МУП платит РСК, а РСК- ОАО «ФСК ЕЭС» (рис.4).

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 4. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел снизу»

Модель взаимоотношений  субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел сверху»

Платежи потребителей (ЭСК, ГП) за оказанные им услуги по передаче электроэнергии поступают только в  одну вышестоящую организацию (РСК). После чего данная системообразующая сетевая организация расплачивается с нижестоящими сетевыми организациями, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей (рис. 5, табл. 2).


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.5. Модель взаимоотношений субъектов  розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел сверху»

 

Таблица 2. Преимущества и недостатки моделей

Модель «котёл сверху»

Модель «котёл снизу»

Более сложная договорная конструкция для РСК. Для ТСО не меняется

Несколько проще договорная конструкция для РСК

Один центр ответственности за расчёты по услугам на передачу

Центра ответственности нет

Прозрачнее расчёты и проще контроль за их осуществлением

Сложность отслеживания дисциплины платежей

Сложности контроля полезного отпуска в сетях ТСО со стороны РСК

Сложности контроля полезного отпуска в сетях ТСО со стороны РСК

Несоответствие полезного отпуска производственной программы и доходной части бизнес-плана на величину потерь

Полезный отпуск по производственной программе соответствует доходной части бизнес-плана

Прозрачность балансов электрической энергии всех ТСО

Кроме отпуска в сети ТСО РСК «не видит» ничего

Минимальные риски выполнения обязательств перед ФСК

Существенные риски выполнения обязательств перед ФСК


 

Модель взаимоотношений  субъектов розничного рынка электроэнергии

В настоящее время  предполагается, что в первые три  года функционирования целевой модели (рис.6) в области государственного регулирования ценообразования на розничных рынках будет находиться продажа электрической энергии населению в объемах социальной нормы потребления.


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Модель взаимоотношений субъектов  розничного рынка электроэнергии

 

В свободной конечной цене электроэнергии регулируемыми  останутся:

  • стоимость услуг гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка);
  • стоимость услуг сетевы

Информация о работе Розничный рынок электроэнергии