Рынки, конкуренция и поведение предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы в условиях рыночных отношений получить от реализации продукции запланированный доход, необходимо выполнить по крайней мере три требования:
1) величина спроса на товар или услуги не должна резко превышать величину предложения;
2) ценовая эластичность спроса должна обеспечивать соответствующую выручку;
3) должен измениться потребительский спрос.

Содержание работы

1. Влияние рыночных факторов на деятельность предприятия…………….3
2. Рынки, конкуренция и поведение предприятий …………………………..5
3. Влияние спроса на экономическую деятельность фирмы
(предприятия)………………………………………………………………..7
4. Рыночные факторы, влияющие на характер инновационной деятельности…………………………………………………………………9
4.1. Внешние факторы……………………………………………………….9
4.2. Внутренние факторы………………………………………………..…10
5. Задачи………………………………………………………………………14
6. Список литературы………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

экономика организации.doc

— 393.50 Кб (Скачать файл)

 

 Федеральное  агентство  по  образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал в  г.Туле

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

 «Экономика организации»

Вариант 29

 

 

 

                                                Выполнила: студентка  3 курса-5 поток

                                                    факультета  БУА и А

                                                    группы дневной 

                                                   

                                                     № л.д.

                     Проверила:             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2010 г.

 

Содержание:

  1. Влияние рыночных факторов на деятельность предприятия…………….3
  2. Рынки, конкуренция и поведение предприятий …………………………..5
  3. Влияние  спроса  на  экономическую деятельность фирмы

(предприятия)………………………………………………………………..7

  1. Рыночные факторы, влияющие на характер инновационной деятельности…………………………………………………………………9
    1. Внешние факторы……………………………………………………….9
    2. Внутренние факторы………………………………………………..…10
  2. Задачи………………………………………………………………………14
  3. Список литературы………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Влияние рыночных факторов на деятельность предприятия

  Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателями или их объединением для производства продукции, оказания услуг с целью удовлетворении общественных потребностей и получения прибыли. [1, с.594]

  Рынок - это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара.

  План номенклатуры товаров и услуг - это составная часть плана перспективного развития предприятия (бизнес-план), который формируется на основе оценки конкурентоспособности товара и сопоставления ее с уровнем конкурентоспособности аналогичной продукции, изготовляемой на конкурирующих производствах.

  Необходимость оценки различных ресурсов, используемых в процессе промышленного производства, объясняется тем, что себестоимость единицы продукции может формироваться при различной комбинации ресурсов. Наиболее экономичное сочетание различных ресурсов зависит не только от технико-экономических параметров выпускаемой продукции, но и от рыночной стоимости этих ресурсов. Иными словами, оценка ресурсов позволяет выбирать такие сочетания средств производства и живого труда, при которых достигаются минимальные затраты.

   В первую очередь следует использовать достижения научно-технического развития, направленные на улучшение использования основного и оборотного капитала, живого труда и повышение эффективности производства за счет опережающих темпов роста абсолютного размера выручки по сравнению с темпами роста текущих издержек производства. 

  Для того чтобы в условиях рыночных отношений получить от реализации продукции запланированный доход, необходимо выполнить по крайней мере три требования:

1) величина спроса на товар или услуги не должна резко превышать величину предложения;

2) ценовая эластичность  спроса должна обеспечивать соответствующую  выручку;

3) должен измениться  потребительский спрос.

Потребность порождается  производством не непосредственно, а через потребление (спрос). Экономическая потребность не является постоянной величиной. Рост экономических потребностей в результате развития общественного производства нельзя представить в виде прямой функциональной зависимости.

   В экономическом отношении потребность является формой объективной связи производства и потребления, так как ее источник - производство, а основа формирования воспроизводства - потребление.

   Если промышленное потребление предусматривает в своих планах перспективного развития предпочтение каким-то определенным полезным свойствам тех или иных потребностей, тогда товаропроизводитель должен учесть эти изменения и попытаться расширить объем производства. Таким образом, на основании плана удовлетворения экономических потребностей формируются не только объем дополнительного или нового общественного продукта, но и его номенклатура, ассортимент и технологический процесс производства. Иными словами, совершенствование производства для удовлетворения экономических потребностей - необходимое условие повышения конкурентоспособности продукции на рынке.

   Конкуренция заставляет производителя внедрять экономную технологию, применять качественные материалы, квалифицированную рабочую силу, поскольку только при таком отношении к производственному процессу товаропроизводитель может избежать банкротства или серьезных финансовых потерь, если конкурирующая организация начнет использовать для выпуска аналогичной продукции более совершенную технологию производства.

  Рыночная экономика способствует наиболее рациональному использованию ресурсов, т. е. направляет их для производства той номенклатуры товаров и услуг, в которых общество нуждается больше всего. Рыночные отношения предполагают использование наиболее рациональных с экономической точки зрения методов комбинирования ресурсов для производства и внедрение новых, более совершенных и экономичных технологических процессов, а следовательно, получение максимальной отдачи на 1 руб. привлеченных капитальных вложений. Серьезным аргументом в пользу рыночной экономики является свобода предпринимательства.

  Негативная оценка рыночной экономики сводится к тому, что предприятия-монополисты стремятся к уничтожению конкуренции, чтобы укрепить свои экономические позиции и увеличить доход. Слияние организаций, экономические сговоры крупных промышленников и торговцев способствуют ослаблению конкуренции и не содействуют усилению регулирующего воздействия этой системы.

   Другим аргументом является то, что сокращается число относительно мелких товаропроизводителей вследствие укрупнения производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, что позволяет резко сократить текущие издержки производства, установить более доступные цены для рыночных потребителей и тем самым устранить значительную часть конкурентов.

Многообразие  рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая независимость и самостоятельность в производстве, торговле, тесная взаимосвязь спроса и предложения, т. е. вся совокупность элементов и особенностей товарного производства, вызывают необходимость дифференциации рыночной системы по интересам товаропроизводителей и покупателей. [3, стр.16-17]

 

  1. Рынки, конкуренция и поведение предприятий [9]

Если влияние  конкуренции на эффективность предприятий  не проявляется в явной форме, то это не означает, что она никак не воздействует на действия фирмы, на выбор той или иной стратегии развития и т.д.

 

Рис 1. Конкуренция и направления инновационной активности предприятий

 

Если сравнить крайние в некотором смысле группы предприятий по их структуре рынков сбыта – регионально-ориентированные компании и экспортеров, то выявляется не только разница в абсолютном уровне активности, но и различия в структуре этой активности. Так, экспортная ориентация существенно чаще сопровождается «серьезными инновациями, включающими проведение НИОКР (см. Рисунок 2).

 

Рис 2. Структура рынка и направления инновационной активности

 

Уровень конкуренции  положительно связан с «требовательностью»  компаний к институтам: активно конкурирующие  компании в большей степени озабочены  не только нарушениями правил «честной конкуренции», что естественно, но общей неопределенностью регулирования, проблемами в налоговой системе (уровнем налогообложения и, особенно, качеством администрирования). Кроме того, для них существенно более важен доступ к финансовым рынкам (Рисунок 3).

 

Рис. 3 Конкуренция и барьеры для развития

 

Экспортеры  несколько более требовательны  к качеству институциональной среды, чем компании, ориентированные на региональные рынки, но заметны эти  различия только по таким направлениям как таможенное регулирование (естественно), рынок труда, стабильность регулирование и налоговая система (см. Рисунок 4).

 

 

Рис 4. Структура рынка и барьеры для развития

 

 

  1. Влияние  спроса  на  экономическую деятельность фирмы (предприятия)

       Первым направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя на рынке готовой продукции. Для определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т. е. провести анализ спроса, анализ предложения и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.

       Размер реального спроса зависит от реальной покупательной способности (спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.

       Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.

         Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически постоянен, а при выпуске принципиально новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но наступает момент, когда спрос на товар насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем  производства начинает превышать спрос.

        Прогнозирование спроса для различных товаров различно по сложности. Например, для автомобильных коробок передач или химического сырья размеры спроса достаточно очевидны. А спрос на товары, имеющие многофункциональное назначение, не так очевиден. Еще сложнее прогнозировать спрос на потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода демонстрационный эффект и т.д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретный товар.

         Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции прошлого на будущее. Можно учесть возможность изменения тенденций в связи с изменением какого-либо фактора, в частности, дохода на душу населения.

       Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем долгосрочные. Спрос с трудом поддается прогнозу, и еще труднее целенаправленному воздействию.

       При определении объемов производства нельзя не учитывать производство это­го же товара другими производителями — конкурентами. При решении этого вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной сферы предпринимательской инициативой и деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться на успешный поиск производственной ниши. Методы определения этих мер различны: изучение справочных рекламных изданий, статистики, конкретный анализ.

      Определив ожидаемый уровень спроса, необходимое и возможное предложение со стороны фирмы можно определит возможный объем производства.

      Определение цены продукции нужно производить с учетом ряда факторов:

 — Цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции и приносить предприятию прибыль;

 — Цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не превышать их при соответствии функциональных характеристик и  качества товара, и при возможности быть ниже цен конкурентов, чтобы стимулировать спрос на продукцию данной фирмы;

 — Цена должна соответствовать цене спроса, то есть максимальной цене, которую покупатели должны заплатить за данную продукцию.

     Спрос на ресурсы является зависимым от спроса на готовую продукцию, поэтому в первую очередь определяются виды продукции, производство которых будет пользоваться наибольшим спросом и принесет наибольшую прибыль. Получение наибольшей прибыли означает, что продукция будет производиться с меньшими издержками. Известно, что значительную часть  издержек составля­ют затраты на материальные ресурсы, то есть ресурсы необходимые на производ­ство данной продукции. Поэтому из определенных видов продукции необходимо выбрать  те виды продукции, производство которых будет приносить наибольшую удельную прибыль, то есть прибыль на единицу продукции. Для этого  предлагается решить задачу о планировании производства. Исходными данными для решения задачи являются: виды продукции, которое может выпускать данное производство, виды ресурсов, которыми располагает предприятие и их запасы, удельный расход каждого вида ресурса на производство каждого вида продукции, цена от реализации единицы продукции, а также стоимость единицы каждого вида ресурса. В результате решения задачи мы получим те виды продукции, которые необходимо производить и в каком количестве, а также суммарную прибыль от реализации всей выпускаемой продукции.

Информация о работе Рынки, конкуренция и поведение предприятий