Рынки, конкуренция и поведение предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы в условиях рыночных отношений получить от реализации продукции запланированный доход, необходимо выполнить по крайней мере три требования:
1) величина спроса на товар или услуги не должна резко превышать величину предложения;
2) ценовая эластичность спроса должна обеспечивать соответствующую выручку;
3) должен измениться потребительский спрос.

Содержание работы

1. Влияние рыночных факторов на деятельность предприятия…………….3
2. Рынки, конкуренция и поведение предприятий …………………………..5
3. Влияние спроса на экономическую деятельность фирмы
(предприятия)………………………………………………………………..7
4. Рыночные факторы, влияющие на характер инновационной деятельности…………………………………………………………………9
4.1. Внешние факторы……………………………………………………….9
4.2. Внутренние факторы………………………………………………..…10
5. Задачи………………………………………………………………………14
6. Список литературы………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

экономика организации.doc

— 393.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Рыночные факторы,  влияющие на характер инновационной  деятельности

4.1 Внешние факторы:

Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных  и субъективных, внешних и внутренних.

          К объективным факторам следует отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта.

         К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:

- Закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;

- Закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;

- Законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;

- Закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;

- Закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы «цикла». [7, с.80-91]     

    Субъективную природу имеют те внешние факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:

- Инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;

- Денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов.

         Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций.

- Стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;

- Поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию. [7, с.80-91]

         2.2 Внутренние факторы

          Внутренние факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность. К ним относятся:

- Мотивированное руководство;

- Интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;

- Высокая производительность;

- Эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс;

- Непрерывное организационное обучение;

- Эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;

- Управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием. [8]

         Продуктовые инновации являются самым распространенным типом активности российских предприятий в ходе их реструктуризации. Существенное различие между инновациями вообще и продуктовыми инновациями в частности касается источника инновационной активности: осуществляются ли они посредством имитации, заимствования существующих технологий или продуктов от других компаний, либо с помощью собственных исследований и разработок. В одном случае речь идет об имитации, во втором - непосредственно об инновации.

      Конкурентный фактор обеспечивает отбор инноваций на рынке товаров. Вместе с тем, конкуренция - это и экономическая среда конкретного рынка, на котором взаимодействуют и другие экономические факторы.

      Между конкуренцией и инновационными отношениями существует самая тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе.

      Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного фактора стимулирования инновационной активности на предприятии.

      Так, Ю. Симачев отмечает перевернутую зависимость инновационной активности предприятий от уровня конкуренции на рынке.[6,с.328]

В начале, с ростом числа конкурентов на рынке инновационная  активность возрастает, а затем стабилизируется  или даже падает. Умеренная конкуренция  способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется или прекращается совсем.

         Факторы, стимулирующие инновационную активность предприятия, связаны с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоемкости продукции.

           К горизонтальным продуктовым инновациям относятся такие формы инновационной активности как расширение ассортимента товаров, ранее производимых предприятием; создание нового внешнего вида и упаковки товаров.

           К вертикальным продуктовым инновациям следует отнести такие формы инновационной активности, как: создание качественно нового товара; замена снятой с производства устаревшей продукции; улучшение качества производимой продукции; внедрение новой системы послепродажного сервиса.

           При горизонтальной конкуренции рост инновационной активности является способом занятия новых рыночных ниш или закрепления на уже имеющихся нишах. При вертикальных связях инновации являются ответом на повышение требований к поставщикам со стороны покупателей сырья и полуфабрикатов, либо желанием поставщиков обеспечить соответствующий уровень продвижения товара на рынке.

           Под процессными инновациями следует понимать усовершенствование используемой или внедрение совершенно новой технологии, модернизацию оборудования.

            Управленческие инновации ставят своей целью преобразование управленческой структуры компании, совершенствование системы корпоративных финансов, а также управление персоналом.

          Если конкуренция является стимулом для инновационной активности, то трансферт технологий становится средством проникновения в компанию новых идей в ситуации, когда процесс инноваций происходит посредством копирования и имитации. Трансферт более современных технологий чаще всего реализуется посредством горизонтальных связей между предприятиями. Речь идет о простом копировании нового продукта, нового технологического процесса, а также новых управленческих решений у компаний, действующих на одном и том же рынке, т. е. у компаний-конкурентов.

         Для характеристики инновационной активности применяется такой показатель, как доля инновационных предприятий, т.е. тех, кто осваивает новую продукцию или новые технологии. В странах OECD показатель доли инновационных предприятий в промышленности составляет 53%. В России этот показатель значительно меньше.

        Следует отметить, что инновационно активное предприятие в России существенно отличается от западного, т.к. западное предприятие работает в условиях высококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Россия же заметно отстает от стандартов качества международного рынка. Значительная часть новой продукции является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует таких затрат и усилий, которые многие предприятия позволить себе не могут. В связи с этим можно выделить три типа российских предприятий в зависимости от характера и масштаба инноваций. [6, с. 330]

        Тип 1 - инновационные предприятия, работающие на международном уровне. Это преимущественно крупные предприятия, работающие на госзаказ, имеющие достаточно развитую материально-техническую базу и продающие свою продукцию на международном рынке.

        Тип 2 - инновационные предприятия, работающие на уровне требований российского рынка. Это предприятия, продукция которых предназначена в основном для российского рынка и лишь частично продающих продукцию за рубежом. Производственная база таких предприятий, как правило, не достигает мировых стандартов, а внедряемые инновации влияют в основном не на обновление производства, а на улучшение финансового положения и других сторон работы предприятий.

       Тип 3 - предприятия, которые не занимаются нововведениями. К сожалению, в настоящее время к этому типу относится большинство российских предприятий - 78%. [6, с.331]

        Это, в основном, мелкие и средние предприятия с устаревшей материальной базой, незагруженными производственными мощностями, не выходящие на внешний рынок.

         Важным фактором развития инновационной активности является качество рабочей силы. Более высокое качество рабочей силы, характеризующееся более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке. Качество рабочей силы определяет способность фирмы осуществлять собственные НИОКР или копировать новые продукты у других фирм. [5, с.15]

       Компания, использующая принципы обучающейся организации, становится привлекательным местом работы для высококвалифицированных творческих работников, улучшает отношения с заказчиками и партнерами. Особая роль в этом принадлежит науке. Поэтому она должна быть тесно интегрированной в производство, стать участником инновационного цикла разработки, распространения и использования инноваций.

       О конкурентных возможностях можно судить по показателям относительной доли рынка, контролируемой компанией, скорости реакции на изменение рыночной ситуации и т.п. Технические возможности обусловлены параметрами оборудования, технологической схемой производства и т.п. Особо следует отметить возможности организационной культуры в продвижении инноваций и роль сильного руководства в создании такой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №1

Первоначальная  стоимость станка – 50 000 руб., его ликвидационная стоимость 4 000 руб., срок службы 10лет.

     Определите годовую сумму амортизационных отчислений и норму амортизации станка.

 

Решение:

 

Годовая норма  амортизации:

          50 000 – 4 000


На =    50 000 *10         *  100% = 9,2%

 

Годовая сумма  амортизационных отчислений:

         9,2 * 50 000


А =          100           = 4 600 руб.

 

Ответ: Годовая норма амортизации 9,2%, а годовая сумма амортизационных отчислений 4 600 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Экономика  организаций (предприятий): Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 608с.

2. Экономика предприятия:  Учеб. пособие/ В.П. Волков, А.И.  Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под. общ. ред. А.И. Ильина, В.П.  Волкова. – М.: Новое знание, 2003. – 677с. – (Экономическое образование).

3. Экономика промышленного предприятия: Учебник. — 4-е изд., перераб. и

доп./ Зайцев Н.Л - изд. ИНФРА-М 2004г. – 384 стр.

4. Краснова Л.В. Внутренние проблемы управления инновационной деятельностью / Краснова Л.В. // Проблемы экономики. Выпуск 5(18) - Москва: Изд-во ООО «Спутник +», 2007. - с.79.    

5. Посталюк М.П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде// Проблемы современной экономики.- Спб., 2005. - № 3(15).- с. 34.     

6.Симачев Ю.В. Направления и факторы реформирования промышленных предприятий //Экономический журнал ВШЭ. - 2001. - №3. - с. 328-348.

7. Удалов, Ф.Е., Удалов, О.Ф., Алехина, О.Ф., Воронов, Н.А.  Элементы инновационной политики //ЭКО.- 2008.- №6 - с. 192.

8. Степанова Е.А. Инновационная стратегия: потенциал, ограничения, предпосылки успешности //http://tisbi. ru.

9. http://old-opec.hse.ru/analize_doc.asp?d_no=61551


Информация о работе Рынки, конкуренция и поведение предприятий