Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:58, курсовая работа
Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения ра¬бочей силы.
Существование рынка труда возможно при том условии, если работник является собственником своей способности к труду. Че¬рез рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на опреде¬ленный срок. Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, цен¬ных бумаг и т. д., является составной частью рыночной экономики.
Рынок труда. Безработица
Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы.
Существование рынка труда возможно при том условии, если работник является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т. д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. Особенность рынка труда состоит в том, что он имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом», который часто обозначается буквой «К» (от англ. knowledge — знание). Сегодня считается, что самыми эффективными являются инвестиции именно в этот вид ресурсов.
Сущность рынка труда определяется спецификой его объекта:
• работники обладают разными физическими данными и способностями;
• рабочая сила бывает различной квалификации, поэтому рынок труда делится по профессиональному, отраслевому и географическому признакам;
• рабочая сила мобильна и географически, и по профессиям;
• понятие рабочей силы сегодня включает в себя социальный, психологический, политический и духовный аспекты, кроме того, работники имеют определенные права в отличие от других видов ресурсов.
Особенности трудовых
ресурсов определяют и специфические
черты предложения этого
• наличие демографических факторов, таких как прирост населения и изменение его половозрастной структуры;
• экономические условия, определяемые уровнем безработицы, социальной обеспеченности и т. д.;
• социальные аспекты,
которые подразумевают
• психологические мотивы, включающие желание человека работать, существование выбора между потреблением, определяемым уровнем зарплаты и досугом, личностные характеристики «человека самореализующегося»;
• факторы, связанные с образованием и подготовкой кадров, и фактор времени, связанный с инвестициями в человеческий капитал.
Современная теория человеческого капитала говорит о том, что инвестиции в развитие знаний, навыков и способностей, повышающих эффективность труда, должны компенсироваться со временем повышенными доходами.
Рынок труда характеризуется такими показателями, как численность экономически активного населения, численность занятых в экономике, уровень безработицы и др.
Численность экономически активного населения (количество занятых в экономике и безработных) к концу 2003 г. составила 70,9 млн человек, или около 50 % от общей численности населения страны, в том числе 64,6 млн человек, или 91,1 % экономически активного населения, были заняты в экономике и 6,3 млн человек (8,9 %), не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) они классифицируются как безработные).
Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.
Людям принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законом деятельность. Государство призвано обеспечивать проведение политики содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости, создание условий для реализации права на труд. Уровень занятости определяется долей занятых в общей численности экономически активного населения.
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть населения не может найти работу.
Статистика безработицы основывается на обследованиях по проблемам занятости и данных органов государственной службы занятости о регистрации безработных, которые обратились за содействием в эти органы.
Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах.
Различают несколько видов безработицы: фрикционную, структурную и циклическую. Считается, что современная рыночная экономика может иметь определенный уровень естественной безработицы, допустимый размер которой составляет 5,5-6,5 % трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости. Превышение естественного уровня безработицы приводит к отставанию роста общественного производства.
Фрикционная безработица означает потерю работы, связанную с добровольным переходом работников с одной работы на другую, т. е. с поисками и ожиданиями работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени — на поиск информации, территориальное перемещение и т. д. Часть работников увольняется по собственному желанию в связи с изменением профессиональных интересов или места жительства. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер, и у этой категории безработных имеются готовые навыки к работе, которые можно предложить на рынке труда.
Структурная безработица — это безработица, связанная с тем, что спрос и предложение рабочей силы по разным секторам экономики не совпадают в связи с автоматизацией производства, внедрением новых технологий и необходимостью переподготовки и переквалификации работников. Это безработица сред и людей, профессии которых устарели или стали менее необходимыми вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, т. к. у этой категории безработных нет готовых навыков к работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой.
Сумма фрикционной и
структурной безработицы
Циклическая безработица — это вынужденная безработица, обусловленная спадом в экономическом цикле, когда занятость сокращается, а безработица растет.
Главное последствие
циклической безработицы —
Если фактический уровень безработицы больше естественного уровня на 1 %, то отставание реального ВНП от потенциального равняется 2,5 %, т. е. указанное соотношение составляет 1 : 2,5. Это соотношение получило название закона Оукена. Он позволяет вычислить потери от безработицы. Так, например, в 2003 г. численность безработных в России составила 6,3 млн чел., или 8,9 % экономически активного населения, а размер ВВП — 13,2852 трлн руб. Если считать естественный уровень безработицы равным 6 % (превышение реального уровня безработицы над естественным составило 8,9 — 6 = 2,9 %>), то потери национального объема производства — 2,9 х 2,5 = 7,25 % от потенциального ВВП.
Далее можно рассчитать абсолютную величину потерь общественного производства: если реальный ВНП принять за 92,75 % (100 - 7;25), то потенциальный ВНП составит 14,3237 трлн руб., следовательно, потери будут равны 1,0375 трлн руб.(14,3237 - 13,2852). Это главное следствие циклической безработицы.
Если рассчитать уровень
безработицы для различных
• среди женщин безработных в среднем на 2 % больше, чем среди мужчин, и эта тенденция усиливается;
• у «белых воротничков» безработица выше;
• среди молодежи число безработных растет.
Кроме очевидных экономических потерь, безработица приводит и к социальным проблемам: падают моральные устои в обществе и т. д. Это грозит социальной напряженностью, поэтому государство воздействует на безработицу.
Государство решает проблему безработицы по таким направлениям, как:
• проведение структурной перестройки профессий на уровне квалификации;
• выплата пособий по безработице;
• установление уровня минимальной зарплаты.
Эти мероприятия государство проводит в рамках рыночного механизма. Кроме того, государство воздействует на сам рыночный механизм, прежде всего:
• через денежное регулирование и регулирование ставки процента;
• через осуществление своей предпринимательской деятельности, производя капиталовложения и развивая некоторые необходимые обществу отрасли;
• через различного рода субсидии и налоговые льготы, например, для поддержки малого бизнеса.
Государственная политика на рынке труда всегда должна ориентироваться на проблемы экономического роста, безработицы и инфляции.
В макроэкономической литературе используется термин NАIRU (Nоп – Ассеlerating-Information Ratе оf Uпетр1оутепt) — естественный уровень безработицы, который фокусирует внимание на том, что этот уровень стабилизирует инфляцию. Обычно естественный уровень безработицы определяется статистически — путем усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет и последующие 10 лет с учетом прогнозных оценок. Однако неизбежны статистические погрешности, т, к., например, лица, которые активно не ищут работу, не могут указать в анкете, что они не делают этого, чтобы продолжать получать пособие по безработице. С другой стороны, безработными часто называют себя те, кто занят в «теневой экономике», что особенно актуально для экономики переходного периода, где значительная доля занятых в теневом секторе сочетается с отсутствием адекватного статистического мониторинга, неразвитостью инфраструктуры рынка труда, поддержанием «скрытой» безработицы как фактора относительной стабилизации государственных расходов и снижения социального риска.
Рост безработицы имеет и естественные противодействующие факторы, т. е. имеются причины существования устойчивого естественного уровня безработицы:
• увеличение производительности труда сдерживает рост издержек на капитал;
• развивающиеся трудоемкие отрасли, особенно в сфере услуг, неизбежно приводят к увеличению спроса на труд и росту заработной платы (отсюда общая тенденция к росту зарплаты в сфере услуг и относительного ее снижения в сфере производства);
• существование системы социального страхования по безработице за счет отчислений от прибыли предприятий и государства (выплаты пособий по безработице относительно снижают стимулы к быстрому трудоустройству, увеличивая время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т. д.). В долгосрочной перспективе это способствует большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы, но в краткосрочном периоде ведет к росту безработицы и увеличению расходов государства. Инструментом разрешения этой проблемы могли бы быть инвестиции государства, в инфраструктуру рынка труда (развертывание различных систем переподготовки кадров, повышение их профессиональной и географической мобильности, совершенствование информации о вакансиях и т. д.);
• разработанная система социальных выплат: недельные выплаты безработным, долгосрочные выплаты, различного рода пособия на рождение ребенка и на детей до 14 лет и т. д. — все это способствует росту безработицы, но под контролем государства и для решения социальных задач общества;
• существование системы вспомоществования: бесплатный проезд, обеды и т. д. для одиноких пенсионеров;
• устойчивость (жесткость) заработной платы порождает безработицу ожидания. Жесткость зарплаты приводит к относительной нехватке рабочих мест, потому что предложение труда превосходит спрос на него. Одним из объяснений такого рода жесткости зарплаты может служить незаинтересованность фирм в снижении зарплаты из-за риска потери
квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли;
• увеличение доли женщин и молодежи в составе рабочей силы;
• более частые структурные сдвиги в экономике, обусловленные ускорением НТП.
Все эти причины определяют тенденцию к увеличению естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде.
В различных странах проблема безработицы решается по-разному. Так, в Англии, Швеции, Дании наиболее либеральные условия регулирования рынка труда, а в Греции, Италии, Португалии — наиболее жесткие: Многое зависит от демографических факторов.
Например, в Англии работодатель
должен за три месяца уведомить работника
об увольнении, предварительно проконсультировавшись
с профсоюзом и только с его
согласия, кроме того, увольняемому
работнику обязательно
В Швеции модель занятости включает три основных компонента:
1) стимулирование занятости,
особенно в государственном