Рынок труда молодежи: проблемы формирования и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда
обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах

Содержание работы

Глава I: Рынок труда молодёжи: понятие, структура.
1.1 Молодёжный рынок труда……………………………...……стр. 2
1.2 Специфика положения молодёжи на рынке труда…………стр. 8
Глава II: Специфические особенности молодёжного рынка труда.
2.1 Сдвиги в системе профессиональной подготовки
молодёжи………………………………………………………………….стр. 21
2.2 Подготовка молодёжи к выходу на рынок труда……..…..стр. 25
2.3 Проблемы занятости выпускников учебных
заведений………………………………………………………………….стр. 28
Глава III: Решение проблемы занятости молодёжи.
3.1 Правовое регулирование молодёжной политики………….стр. 33
3.2 Программы поддержки молодёжи………………..………...стр. 35
3.3 Содействие профессиональной подготовке молодёжи
и трудовой занятости…………………………………………………..…стр. 36
Список используемой литературы……………………………….………стр. 38

Файлы: 1 файл

Рынок труда молодёжи.docx

— 88.63 Кб (Скачать файл)

общество не должны пассивно ожидать самонастройки молодёжного  рынка труда:

требуется обоснованная политика регулирования молодёжной занятости  и

достижения его эффективного уровня.

С целью выявления путей достижения эффективной занятости молодёжи,

необходимо проведение комплексного мониторинга молодёжного рынка  труда в совокупности с анализом таких характеристик молодёжи, которые способствуют или препятствуют упрочнения положения молодого человека в сфере социально-трудовых отношений. В основном это социально-психологические характеристики, обусловленные особенностями молодёжи как группы трудовых ресурсов. Для выявления закономерностей их формирования в рамках проведения весной 2009 г. Х Международного форума “Карьера” Московский студенческий центр провёл комплексное социологическое обследование молодёжи, прежде всего - студентов и

выпускников ВУЗов. Вопросы  анкеты, которую было предложено заполнить

участникам Форума, были сформулированы таким образом, чтобы  выявить

приоритеты трудовой мотивации  различных категорий молодёжи. Результаты обработки 9854 анкет составили информационную базу исследования.

Возраст участников Форума колебался в пределах 18-27 лет (средний- 21 год 8 месяцев). Мужчины составили 47,8% всех заполнивших анкеты, женщины- 52,2%. 74,2% респондентов - жители Москвы; 25,8% - Подмосковья. Поскольку Форум был ориентирован на студенческую молодёжь, доля студентов среди его участников достигала 75,9%, а уже имеющих высшее образование - 24,1%. Условное разграничение позволило установить, что среди лиц, заполнивших анкеты, 38,2% получают или уже имеют технические образование, 35,6% - экономическое, 17,1% - гуманитарное, а 9,1% могут быть отнесены к прочим профессиональным направлениям.

В рамках законодательно установленных  возрастных границ молодёжи наблюдается сильная дифференциация её групп практически по всем социальным показателям.

Для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным дополнительно выявить группы: 14-15 лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-29 лет. В рамках каждой из выделенных групп существуют свои специфические проблемы социальной и трудовой адаптации. Необходимо подчеркнуть, что в современных российских условиях происходит сокращение численности и доли молодёжи, выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией (специальностью), и одновременно растёт численность и доля тех, кто ищет работу не имея  не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается и тенденциями социально-имущественного расслоения в молодёжной среде, являющегося результатом аналогичного процесса  в обществе в целом.

Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращения образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность закрепиться в сфере неквалифицированного,  как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества.

Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не

сопровождающееся  прекращением получения образования (например, в  период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечая интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности,  о выборе стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба  в получении образования.

Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17-летних молодых людей. Это связано  с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодёжи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.

Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее

интенсивно протекает  в группе 18-20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста.  Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Так, среди участников Форума достаточно высока доля владеющих иностранными языками - до 80%.

Навыки  работы с компьютером  имеют 86,2% респондентов. Желание получить дополнительное образование продемонстрировали 71,8% опрошенных, из них 13,2% заинтересовались курсом по технологии поиска работы, 16,4% - избрали программы профессиональной переподготовки, 14,1% - повышение квалификации по имеющейся профессии (специальности), а 28,1% - обучению иностранному языку.

При этом считали возможным  оплатить получение дополнительного  образования - 62.8% респондентов. Постепенно завершающийся процесс социализации приводит к тому, что в сознании молодого человека материальные стимулы к труду начинают соседствовать с моральными.

Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей  испытывают так

называемый  “шок от реальности”, связанный с тем, что их идеальные

представления о будущей  трудовой деятельности вступают в противоречия с

реальной обстановкой  на рабочем месте. Специальные адаптационные  молодёжные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально-трудовой сфере  положение вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

Стремление личности заявить  о себе, достичь успеха, завоевать  признание в

организации характеризуют  работника 25-29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идёт формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходят потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность. Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация может предпринять следующие действия: предоставлять

претендентам ещё на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условия труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им  возможность проявить свои профессиональные способности в полном объёме; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направит новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка на высокую его способностей и возможностей с реальными достижениями.

В период 21-29 лет большинство  молодых вступают в брак, в семьях рождаются первые дети. Снижение жизненного уровня населения способствует повышению возраста вступления в брак у большинства молодых людей. Среди участников Форума холостые (незамужние) составили - 81,8%, женатые (замужние) - 14,3%, разведённые - 3,9%. Однако всё большая доля молодых людей, даже не состоящих в браке, нуждается в достаточно высоком индивидуальном трудовом доходе в связи с низким уровнем жизни семьи. Это оказывает большое влияние на трудовое поведение молодёжи. Именно в этом возрасте начинают проявляться и гендерные (половые) различия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников-мужчин. В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи. Так, отвечая на вопрос о желаемом месте работы, 17,7% участников Форума ответили, что им не важно, где работать, лишь бы хорошо платили. При этом в качестве приемлемого уровня минимальной заработной платы 19,7 % указали интервал 10000-20000 рублей в месяц, 31,7%- 25000-30000 рублей, 43,8%- 35000-50000 рублей, 4,8%- свыше 50000.

К 29 годам процесс социализации молодёжи завершается, и общество вправе

ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и

ответственного поведения  в сфере социально-трудовых отношений.

Исходя из этого, молодёжь имеет ряд особенностей, обусловливающих  специфику её положения на рынке труда. Однако, однозначное оценивание специфических черт молодёжи как достоинств или недостатков ограничивает возможности достижения её эффективной занятости. Поэтому предлагается перейти к комплексной оценке особенностей молодёжи как группы трудовых ресурсов; при этом необходимо иметь в виду, что в различных условиях трудовой деятельности, либо в рамках отдельно взятых организаций особенности молодого работника могут быть интерпретированы администрацией по разному, в зависимости от приоритетов кадровой стратегии фирмы.

Высокий уровень социальной мобильности молодёжи, весьма заметно  проявлявшийся в условиях плановой экономики СССР, сейчас уже не столь очевиден. Так, среди участников Форума готовность к смене вида деятельности продемонстрировали 34,8% респондентов, безоговорочную неготовность - 55,6%, а затруднились с ответом - 9,6%. Готовность к служебным командировкам выразилась в том, что 15,8% опрошенных согласны ездить в них часто, 27,8% - редко, 39,2% - иногда и 16,9 - никогда. В целом же названное качество работника может быть положительно воспринято работодателем, если организация избрала предпринимательскую стратегию бизнеса, характеризующуюся высокой степенью риска, ориентированную на быстрое достижение поставленных целей. В этих условиях особо ценными в работниках качествами становятся: готовность к риску в интересах компании, инициативность, контактность, отсутствие трудовых стереотипов. При выборе других типов стратегии бизнеса высокий уровень социальной и трудовой мобильности молодого работника потребует от кадровых служб значительных усилий для того, чтобы эти качества были реализованы на пользу организации. В противном случае это может обернуться для молодого человека к частой смене места работы в поиске лучшего.

Отсутствие практического  производственного опыта будет  приветствоваться

работодателями, если большинство  занятых в конкретном узком сегменте рынка труда обладают негативным с точки зрения изменившейся конъюнктуры бизнеса опытом. Ярким примером ситуации такого рода может служить стремление иностранных (преимущественно торговых) фирм избегать найма сотрудников, отягощённых практическим опытом работы в условиях плановой экономики.

Объясняется это недопустимостью  сохранения модели трудового поведения

продавца, сформировавшейся в условиях тотального дефицита и  включающей грубость по отношению к покупателю, прямой обман (обсчёт, обвес, пересортица), в условиях рыночной экономики. Среди участников Форума опыт работы, включая учебную практику, имели 63,2% опрошенных, при этом 25,8% сменили рабочее место один раз, 21,8% - два раза, 15,6% - три и более раз.

Представляется недостаточно аргументированной однозначная  трактовка

способности молодёжи к инновациям, так как привести новые идеи в  деятельность организации могут лишь те люди, которые хорошо знакомы с существующим положением вещей, видят все достоинства и недостатки создавшейся ситуации.

Этого не сможет сделать  молодой специалист, как бы ни были глубоки его

теоретические знания и широк  кругозор. Социологические исследования

показывают, что в практической деятельности молодёжь часто оказывается  более консервативной, чем работники средних и даже старших возрастных групп, так как отсутствие трудового и жизненного опыта не позволяет её грамотно прогнозировать возможные последствия изменений. Другое дело, что молодые сотрудники могут оказаться менее сопротивляемыми инновациям, но не столько по приверженности им, сколько по недостаточной приверженности старому. Это качество молодёжи оказывается наиболее востребованным в условиях стратегии слияния и поглощений, когда доминирующая организация стремится избавиться от кадровых сотрудников поглощённых компаний, опасаясь влияния чужой организационной культуры. В этих условиях у молодёжи окажется больше шансов сохранить рабочие места за счет готовности к адаптации.

По сравнению с другими  возрастными группами работников молодёжь

характеризуется более продолжительным  периодом предстоящей трудоспособности, что в разной степени может быт востребовано организациями, реализующими ту или иную стратегию бизнеса. Предпринимательская стратегия обычно не побуждает администрацию к формированию стабильного трудового коллектива, чаще данная стратегия ориентирована на непродолжительное существование самой организации

(так называемые фирмы-однодневки  избирают именно такую предпринимательскую стратегию). В данном случае продолжительный период предстоящей трудоспособности работника будет скорее препятствовать его трудовой мотивации. Молодой сотрудник, стремящийся к профессиональному развитию и должностному росту, должен будет ограничить свои стремления лишь определённым уровнем вознаграждения. Стратегия изменения курса, вынуждающая работников временно поступиться собственными интересами во имя интересов организации,

Информация о работе Рынок труда молодежи: проблемы формирования и развития