Рынок труда молодежи: проблемы формирования и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда
обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах

Содержание работы

Глава I: Рынок труда молодёжи: понятие, структура.
1.1 Молодёжный рынок труда……………………………...……стр. 2
1.2 Специфика положения молодёжи на рынке труда…………стр. 8
Глава II: Специфические особенности молодёжного рынка труда.
2.1 Сдвиги в системе профессиональной подготовки
молодёжи………………………………………………………………….стр. 21
2.2 Подготовка молодёжи к выходу на рынок труда……..…..стр. 25
2.3 Проблемы занятости выпускников учебных
заведений………………………………………………………………….стр. 28
Глава III: Решение проблемы занятости молодёжи.
3.1 Правовое регулирование молодёжной политики………….стр. 33
3.2 Программы поддержки молодёжи………………..………...стр. 35
3.3 Содействие профессиональной подготовке молодёжи
и трудовой занятости…………………………………………………..…стр. 36
Список используемой литературы……………………………….………стр. 38

Файлы: 1 файл

Рынок труда молодёжи.docx

— 88.63 Кб (Скачать файл)

Выпускники профессиональных училищ в поиске работы руководствуются, прежде всего, следующими мотивами: хорошо оплачиваемая работа (83%); хорошая организация и обеспечение труда (49%); резервы времени для досуга (31%).

Выпускники техникумов отдают предпочтение хорошей заработной плате (78%), относительно свободному режиму рабочего дня (38%); возможности

профессионального роста (29%).

У выпускников высших учебных  заведений спектр мотивов шире: хорошая  оплата и возможность дополнительного заработка (85%); интересная работа (61%); возможность самостоятельного планирования трудовой деятельности (34%); относительно свободный режим трудового дня (31%); резервы времени, остающиеся для семьи и досуга (30%). Такие мотивы, как “возможность профессионального роста”, “творчество в процессе труда”, важны лишь для каждого шестого-седьмого выпускника вуза.

В целом, структура трудовой мотивации молодых специалистов, закончившие профессиональные учебные заведения, выглядит следующим образов:

·    явное преобладание “шабашников” и “роботов” (около 50%); как

правило, первые чаще представлены среди выпускников рабочих специальностей, вторые - среди тех, кто готовится стать служащим или инженерно-техническим работником;

·    удельный вес  типологических групп, в которых  к сильным мотивам

отнесены результаты труда  в сочетании с процессом трудовой деятельности,

равен чуть более 20%.

Преобладающие типы трудовой мотивации определяют типичную стратегию  поведения молодого специалиста на рынке труда: поиск работы с достаточно высоким окладом, желательно - не далеко от дома, с относительно свободным режимом рабочего дня.

Таким образом, новые аспекты  в занятости выпускников требуют, с одной

стороны, улучшения прогнозирования, планирования и координации действий учреждений, связанных с воспроизводством и использованием трудовых ресурсов; с другой, - тщательного учёта в деятельности учебных заведений реального спроса на карды, которые в них готовятся, улучшения профессионально-качественных характеристик их выпускников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III: Решение проблемы занятости молодёжи.           

3.1 Правовое регулирование молодёжной политики.              

Необходимость формирования современной законодательной базы в области

государственной молодежной политики определяется сохранением, а  нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.                               

Правовое регулирование, связанное с проблемами молодежи, до активизации

нормативно-правовой деятельности Комитета по делам молодежи характеризовалось принятием документов, направленных на решение проблем тех или иных наиболее незащищенных категорий молодежи или категорий населения, в которые без особого выделения входили и молодые жители округа (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи с низкими доходами и т.д.). В количественном отношении документы, отстаивающие и реализующие принципы прямых мер социальной защиты, как правило, в виде единовременных пособий и компенсаций преобладали. Несмотря на существование на тот период ряда общественных объединений молодежи в стране, активное участие самой молодежи в программах ее временной и постоянной занятости, достаточно развитую клубную работу,

молодежь до определенного  момента не имела достаточного правового  обеспечения своего статуса в качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по делам молодежи.    

Однако формирование сильной  политики, достижение устойчивого управления требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в первую очередь посредством законодательных актов, определяющих рамки деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов, распорядительных и исполнительных актов. Их принятие - залог эффективного функционирования системы государственного управления субъекта РК. Важнейшими документами с этой точки зрения являются законодательные акты, касающиеся реализации местной государственной молодежной политики.    

Целью таких законов  является установление правовых основ государственной молодежной политики в автономном округе. Это означает, что общие положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления.    

Закон, таким образом, решает задачи в области социального  управления.    

Из ряда самых больных  проблем округа - занятость молодежи и ее укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи).

Необходима правовая регламентация  и других сфер (досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.), не обязательно посредством законов, как то необходимо для стратегических, сложных направлений: важными элементами правового регулирования должны стать и постановления Губернатора и ведомственные акты.    

Отдельных регулирующих актов  требуют и некоторые формы  и механизмы

организационного обеспечения  государственной молодежной политики: кадрового (например, аттестация), финансового (формирование фондов, конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, в том числе венчурных проектов, возможности самофинансирования и т.д.), информационно-аналитического, научно-методического и других его видов.    

На сегодняшний день Комитет  продолжает интенсивную законотворческую работу.

3.2  Программы поддержки молодёжи.                     

Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в  формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь. Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в полной мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее ролей в связи с тем, что те еще не сформированы.                               

Это обстоятельство вызвало  потребность в округе в специальном  органе

управления, ведающим сферой жизнедеятельности молодежи.  Начиная с 2002 года в Москве стали возникать органы по делам молодежи в муниципальных образованиях округа.    

Деятельность Комитета характеризуется  стремлением создавать специфическую нормативно-правовую базу, формы и механизмы деятельности сети учреждений, отвечающие целям комплексного обеспечения жизнедеятельности и становления молодежи округа, тем самым формируя единую систему работы с молодежью.

Эффективность такой деятельности во многом зависит от качества взаимодействия Комитета с ведомствами, курирующими различные отрасли социальной сферы, органами по делам молодежи местного самоуправления и молодежными общественными объединениями. Без их активного участия, совместных инициатив, оттачивания наиболее эффективных форм и методов работы была бы невозможна цельная и последовательная государственная молодежная политика в округе.

3.3 Содействие профессиональной подготовке молодёжи.            

Комитетом по делам молодежи  ведется активная координационная  работа,

базирующаяся на организационной  и финансовой поддержке реализации

соответствующих программ для  молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров.

В числе перспективных  направлений, обеспечивающих повышение  устойчивости положения и развитие молодежи – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи.

Содействие общеобразовательной  и профессиональной подготовке и  подготовке молодежи к труду включает в себя:

·   оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов;

·   развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений.    

Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает

взаимодействие и сотрудничество органов управления образования  и органов по делам молодежи разных уровней. Комитет по делам молодежи одним из направлений своей деятельности избрал содействие дополнительному образованию молодежи через содействие организации и функционирования профильных клубов ("клубов по интересам") и центров дополнительного образования.    

Содействие трудовой занятости  молодежи предполагает:

·   поддержку предприятий  и организаций, создающих новые  рабочие места для молодежи;

·    формирование постоянных рабочих мест;

·    создание возможностей для организации вторичной занятости  подростков

и молодежи;

·    создание инфраструктуры учреждений и предприятий для  занятости

молодежи (и в первую очередь - подростков).    

В силу специфики ситуации в социально-экономической сфере  в округе существуют три основные формы занятости подростков: сезонные работы (летние трудовые лагеря, либо отряды), общественные работы и труд в сфере оказания услуг населению, предприятиям, организациям с преобладанием вновь организованных постоянных рабочих мест (при временной занятости подростков). Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по трудозанятости подростков.        

Наиболее эффективными муниципальными предприятиями являются те, которые  что-либо производят, где подросток  в процессе работы может получить определенную профессиональную подготовку и навыки работы на предприятии, в трудовом коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Список литературы:                           

  1. Журнал “Социс” 2009 г. №5, стр.101-107
  2. Журнал “Вопросы экономики” 2010 г. №1, стр. 92-98
  3. Журнал “Социс” 2009 г. №11 стр. 91-97.
  4. Российский статистический ежегодник 2009 г.
  5. По материалам интернет-статей.
  6. Чупров В.И.,  Зубок Ю.А.  Молодежь в общественном воспроизводстве:  проблемы и перспективы. М., 2008.
  7. Касьянов В.В.  Государственная молодежная политика в России:  опыт,  проблемы, перспективы. Краснодар, 2010. 224 с.
  8. Данные социологических исследований молодежи в 2010  г.  СПбГУ НИИКСИ //
  9. Социологические исследования. 2009. № 4.
  10. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Указ. соч.
  11. Касьянов В.В. Указ. соч                                       

 


Информация о работе Рынок труда молодежи: проблемы формирования и развития