Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации"
Квалификационный уровень
Коэффициент трудового участия выставляется
всем работникам, включая директора, и
утверждается советом трудового коллектива
(СТК), который сам выбирает периодичность
установления КТУ и состав показателей
для его расчета (совмещение профессий,
расширение зон обслуживания, выполнение
более сложных работ).
Разновидностью бестарифной системы оплаты
труда является контрактная
система - заключение договора на определённый
срок между работодателем и исполнителем.
31 Понятие себестоимости продукции. Состав затрат, включаемых с себестоимость продукции.
Себестоимость продукции (работ,
услуг) представляет собой стоимостную
оценку используемых в процессе производства
продукции (работ, услуг) природных
ресурсов, сырья, материалов, топлива,
энергии, основных фондов, трудовых ресурсов,
а также других затрат на ее производство
и реализацию.
Себестоимость отражает величину текущих
затрат, имеющих производственный, некапитальный
характер, обеспечивающих процесс простого
воспроизводства на предприятии. Себестоимость
является экономической формой возмещения
потребляемых факторов производства.
В зависимости от места возникновения
затрат различают несколько видов себестоимости:
1.Технологическая себестоимость (затраты
на сырьё и материалы (без возвратных отходов),
затраты на вспомогательные материалы,
затраты на покупные полуфабрикаты, основная
и дополнительная ЗП основных производственных
рабочих, ЕСН, затраты на освоение новых
видов продукции, расходы на содержание
и эксплуатацию оборудования)
2.Цеховая себестоимость – технологическая
себестоимость + цеховые расходы.
3.Производственная себестоимость=1+2+
4.Полная себестоимость продукции=1+2+3+коммерческие
расходы.
Состав и структура затрат, включаемых
в себестоимость продукции. Затраты, образующие
себестоимость, по экономическому содержанию
группируются по следующим элементам:
материальные затраты, затраты на оплату
труда, отчисления на социальные нужды,
амортизация основных фондов, прочие затраты.
Их структура формируется под влиянием
различных факторов: характера производимой
продукции и потребляемых материально-сырьевых
ресурсов, технического уровня производства,
форм его организации и размещения, условий
снабжения и сбыта продукции и т. д. В зависимости
от преобладающей доли отдельных элементов
затрат различают следующие виды отраслей
и производств: материалоемкие, трудоемкие,
фондоемкие, топливо- и энергоемкие и смешанные.
Структура затрат не остается постоянной,
она динамична. 1. Материальные затраты
во всех отраслях народного хозяйства
(кроме добывающих) занимают основную
долю в себестоимости продукции. В их состав
входят: сырье, основные материалы, покупные
полуфабрикаты, топливо, энергия и др.
2. Затраты на оплату труда отражают участие
в себестоимости продукции необходимого
живого труда. Они включают заработную
плату основного производственного персонала,
а также не состоящих в штате работников,
относящихся к основной деятельности.
3. Отчисления на социальные нужды представляют
собой форму перераспределения национального
дохода на финансирование общественных
потребностей. Начисленные средства направляются
во внебюджетные фонды и используются
на предусмотренные законом цели. 4. Амортизация
основных фондов на их полное восстановление
включается в себестоимость продукции
в суммах, определяемых на основе балансовой
стоимости фондов и действующих норм амортизационных
отчислений.
5. В состав прочих затрат входят разнообразные
и многочисленные расходы: налоги и сборы,
отчисления в специальные фонды, платежи
по обязательному страхованию имущества
и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую
среду, оплата процентов за кредит, суммы
износа по нематериальным активам, командировочные
и представительские расходы, оплата работ
по сертификации продукции, вознаграждения
за изобретательства и рационализацию
и др.
Расчёт плановых калькуляций отдельных
видов изделий и составление сводной плановой
калькуляции товарной продукции.
40 Пути повышения рентабельности.
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рентабельности.
Основными способами
повышения рентабельности являются
следующие:
- увеличение суммы прибыли от реализации
продукции;
- снижение себестоимости товарной продукции.
Способы увеличения прибыли определяются
по каждому виду товарной продукции.
Резервы увеличения прибыли:
- увеличение объема реализации продукции.
Для этого можно наладить выпуск нового
изделия, что планируется сделать на предприятии.
- снижение себестоимости продукции.
Повышение цен за счет:
- повышение качества;
- поиск более выгодных рынков сбыта;
- реализация в более оптимальные сроки.
33 Калькулирование себестоимости продукции.
Калькулирование имеет
след.цели – определение себ-ти изделия,
работ, услуги и всей тов.продукции, создание
базы для определения цены, а также исп.для
определения резервов по снижению себ-ти.
Виды калькуляции: Нормативная –себ- ть
изделия расчитанная на основе технически
обоснованных норм и нормативов, расходы
живого и и овещ.труда на опр.дату . Плановая
разраб.как правило на год с учетом всех
видов ресурсов исходя из существующих
норм и нормативов.
Отчетная каль-ция составляется
бухгалтерией за опр.период и явл.инструментом
для более эффект.исп-ния ресурсов. Типовая
группировка затрат по статьям калькуляции
имеет следующий вид: 1) сырье, основные
материалы, полуфабрикаты, комплектующие
изделия (за вычетом возвратных отходов);
2) вспомогательные материалы; 3) топливо
на технологические цели; 4) энергия на
технологические цели; 5) основная заработная
плата производственных рабочих; 6) дополнительная
заработная плата производственных рабочих;
7) отчисления на социальные нужды по заработной
плате производственных рабочих; 8), расходы
на содержание и эксплуатацию оборудования;
9) расходы на подготовку и освоение нового
производства;
10) цеховые расходы.
35 Принципы ценообразования.
Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Важнейшими принципами ценообразования являются:
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества.
Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда – чугун – сталь – прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.
36 Понятие производственной мощности и ее расчет.
ПМ – это максимально возможный выпуск продукции при полном использовании рабочего времени, работы оборудования с учетом НТП и лучших методов организации труда.
Основные элементы, определяющие ПМ: количество оборудования, машин, автоматических линий и их производительность; - режим работы предприятия, Т.е. число часов работы в год. – трудоемкость изготовления продукции по плану производства на данном оборудовании; - нормы выработки продукции в предыдущем периоде.
1. Определение ПМ начинается с закрепления обработки конкретных деталей за имеющимся оборудованием.
2. Эффективный
фонд работы оборудования
3. Норма выработки в расчет ПМ, включается на уровне, достигнутом большинством рабочих в предыдущем периоде.
4. Нормы трудоемкости включают мероприятия по их снижению. Расчет ПМ ведется от простого к сложному; от групп оборудования к участкам; от участка к цехам; от цехов к заводу.
Расчет ПМ:
- по эффективному фонду времени;
- по производительности оборудования:
1. ПМ=Ф*П*к/т, где Ф – эффективный фонд рабочего времени; П – количество станков, к – коэффициент выполнения норм выработки, т- трудоемкость.
2. ПМ=П*n*к, где П – производительность поточной линии, n – количество станков, к – количество смен в году.
37 Товарная и реализованная продукция.
Товарная продукция (Объем продукции, услуг) — продукция произведенная для реализации за пределами предприятия. Можно определить на основе валовой продукции, для этого из валовой продукции вычитается стоимость незавершенного производства и полуфабрикатов.
Стоимость продукции определяется в отпускных ценах предприятия:
Реализованная продукция — продукция отгруженная покупателям и оплаченная ими в данном периоде. Реализованная продукция включает часть стоимость товаровной продукции предшествующего периода, если оплата за неё произведена в текущем периоде. Поэтому объем реализованной продукции за определенный период может быть больше или меньше объема товарной продукции за этот же период.
38Понятие прибыли. Прибыль балансовая и чистая.
Прибыль – это часть
чистого дохода, которую непосредственно
получают субъекты хоз. Деят-ти после реал-ии
прод-ии. Доход – выручка от реал-ии прод-ии
за вычетом матер. затрат. Бывают : бух.
прибыль, налогообл. прибыль, чистая прибыль.
Бух. прибыль включает в себя рез-ты от
реал-ии прод-ии, от пр. реал-ии и внереал-ые
доходы или расходы. Прибыль от реал-ии
прод-ии : * выручка от реал-ии прод-ии, *
затраты на их произ-во и реал-ию.
Факторы, влияющие на объем
прибыли : изменение остатков нереал-ой
прод-ии, изменение объемов произ-ва и
реал-ии, соверш-ие рассчетно-платежных
ассигнований между пред-ми. Налогообл.
прибыль : разность м/у балансовой прибылью
и суммой прибыли, облагаемой налогом
на доход, а аткже сумма льгот по налогу
на прибыль. Из валовой прибыли вычитаются
: доходы от долевого участия в деят-ти
др. пред-ий, прибыль от проведения зрелищных
мериприятий, дивиденды, % от акций и т.д.
Чистая прибыль – остающаяся в распоряжении
пред-ия после уплаты всех налогов. Она
исп-ся на фонд накопления, потребления,
резервный фонд. Фин. план или план о прибыли
и убытках, его назначение в том, чтобы
показать соотношение всех доходов от
реал-ии со всеми расходами, показать эфф-ть
хоз. Деят-ти, установить нормативы основных
видов расходов, определить резервы формирования
и увеличения прибыли.
Балансовая прибыль - это общая сумма прибыли предприятия от всех видов хозяйственной деятельности до вычета из нее налогов и других обязательных платежей.
Чистая прибыль (Пч) – часть прибыли, которая остается в организации после уплаты налогов и других платежей и поступает в полное ее распоряжение (рис. 10.1).
39 Рентабельность производства и продукции.
Рентабельность — это относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единица товарной продукции или его обратной величиной.