Шпаргалка по "Исследованию систем"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

1. Исследование в практике управления.
2. Научные и практические исследования.
3. Роль исследований в деятельности человека.

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

26.Метод  «дерева целей» - Черчмен. Иерархическая структура, полученная путем разделения общей цели на подцели, а их на подцели нижележащих уровней. Центральный метод системного анализа. Осн. требование - отсутствие циклов. Метод универсален. Главный инструмент увязки целей высшего уровня с конкретными средствами их достижения на низшем производственном уровне через ряд промежуточных звеньев. Дерево целей - связный граф, вершины - цели, а ребра / дуги - связи м/у целями. Представление целей начинается с верхнего уровня, дальше они разукрупняются. Основное правило разукрупнения - полнота: каждая цель верхнего уровня д. б. представлена в виде подцелей сл. уровня. Метод ориентирован на получение полной и устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой, к-я на протяжении времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Дерево целей это метод морфологического анализа, для выроботки оптимального решения прболемы.

27. Методы  экспертных оценок - способ получения инфы для решения управл-х и исследовательских задач ч/з применение спец-х приемов сбора, обработки и анализа сведений. Оценочные, мотивированные экспертные суждения  - экспертные оценки. М.б. индивидуальными и коллективными. Получение индивидуальных  - экспертный опрос; получение, обработка, анализ и обобщение экспертных оценок, вкл. экспертный опрос - экспертиза. Применяется при разработке средне- и долгосрочных прогнозов (напр., структуры потребительского спроса). Наиб. эффективен в сочетании с статистич. методами. Самостоят. исп-е рекомендуется когда нет инфы для колич. расчетов. Эксперт – высококв-ный специалист; качество эксперта - совокупность пок-лей, характеризующих его умение оценивать развитие объекта;тур экспертизы - подготовка, проведение и обработка р-татов опроса; рабочая группа - спецы, к-е организуют проведение экспертизы.Точность оценки зависит от числа экспертов-↓ числа экспертов → к ↓ точности оценок, ↑ числа экспертов затрудняет выявление согласованного мнения. Методы оценки качества экспертов: 1. эвристические – само- и взаимооценка,оценка рабочей группой;  2. статистические - в р-тате обработки суждений экспертов об оцениваемом объекте; 3. тестовые; 4. документальные - анализ данных об экспертах; 5. комбинированные. Опрос экспертов м.б. - индивидуальным / групповым, - очным / заочным, - устным / письменным, интервьюирование / анкетирование. Форма ответов:- колич. оценка;- взвешивание по 10-балльной шкале; - вероятностная оценка; дата наступления события. По частоте проведения - спорадические (от случаю к случаю), / панельные (многократные). Мнение группы надежнее, чем мнение 1 эксперта. Требования: распределение оценок д. б. гладким; 2 групповые оценки д.б. выбранны случайно и близки. Проблемы м.б.: 1) обеспеченные инфой; эксперт - источник достоверной инфы; групповое мнение близко к истинному. 2) знаний мало и н. осторожно подходить к обработке р-татов. Минусы: Экспертные оценки субъективны (устраняются при обработке индивидуальных экспертных оценок) и коллективно-субъективые (не исчезают никогда). Этапы экспертизы: 1. формирование цели (четкое представление кем и для чего н. р-таты), 2.разработка процедуры, 3. формирование группы, 4. опрос, 5. анализ и обработка информации. При обработке исп-ют коэф. конкордации W (оценивает, насколько согласованы ряды предпочтительности). 0 < W < 1(0 - полная противоположность, 1 - полное совпадение ранжировок). Достоверно при W= 0,7...0,8. Малое значение W - отсутствует общность мнений. Для повышения значения W проводят процедуру исключения эксперта с наиб. суммой расстояний. Процедуры экспертных измерений: ранжирование; парные, множественные сравнения (если оправданы качественные оценки по кач. признакам); непосредственная оценка (если целесообразно получить численные оценки объектов) и др

28 Методы  ранжирования, парного и множественного  сравнения показателей. Парного сравнения - для ранжирования показателей и определения значимости. Применяется при принятии решений в отсутствии точных и объективных данных, при сопоставлении разных факторов. Этапы: 1.Выбирают систему показателей, группу экспертов, к-е оценивают пок-ли в баллах, суммируют оценки по каждому и всем пок-лям. Для каждой пары выбирают критерии. 2. Значения оценок усредняется. Каждый параметр сравнивается с другим. Присваивают оценку по 5-бальной шкале (при + разнице)  / дробную (при -). 3. На основании матрицы парного сравнения присваиваются коэф. важности, ∑ по строке (общая ∑), коэф. важности, результирующий ранг Rобщ). Ранжирование - на основе знаний и опыта эксперт располагает объекты в порядке предпочтения, руководствуясь показателями сравнения. Варианты упорядочения объектов: а) Если нет эквивалентных объектов - отношение строгого порядка r1>r2>r3,  объект №1 – наиб. предпочтительный. Полученная система образует полный строгий порядок. Числа r1, r2 -ранги. б)Также опр-ют большую / меньшую степень признака (напр. полезности), отношения типа более / менее предпочтительно, ≈ равноценно /~ безразлично - нестрогий линейный порядок. Ранги опр-ют порядок расположения объектов по показателям сравнения. + - простота. - - невозможность упорядочения большого числа объектов (10-15). Парное сравнение - сравнение пар. Более прост. Возможен строгий порядок либо эквивалентность. Измерение в порядковой шкале. Р-таты в виде матрицы. - эксперт не всегда последователен в предпочтениях - м. указать, что а1231.  Это → к тому что при определении сравнительной предпочтительности объектов нет ранжирования. Если цель экспертизы - получение ранжирования / частичного упорядочения, н. их дополнительная идентификация. Множественные сравнения – эксперты оценивают последовательно тройки, n-ки объектов, упорядочивают их по важности / разбивают на классы. Промежуточное положение м/у парными и ранжированием. + - исп-ет больший объем инфы для определения экспертного суждения. -- объектов м.б. много, что затрудняет работу и сказывается на качестве р-татов.

29. Методы решающих матриц - предложен Поспеловым как ср-во повышения достоверности экспертной оценки путем разделения проблемы с большой неопределенностью на подпроблемы и пошагового получения оценок. Напр., при создании сложных объектов н. опр-ть влияние фундаментальных НИР, чтобы их запланировать, предусмотреть их финансирование и распределить средства. Чтобы облегчить экспертам задачу, м.: 1. спросить, какие области исследований м.б. полезны для создания комплекса, определить относительный вес этих направлений. 2. составить план ОКР для получения р-татов и оценить их вклад. 3.определить программу прикладных НИ и относительные веса прикладных НИР. 4. оценить влияние фундаментальных НИР на прикладные. В р-тате большая неопределенность, имевшая место в начале разделена на более мелкие, лучше поддающиеся исследованию и оценке, т. е. метод решающих матриц реализует одну из основных идей системного анализа.

30. SWOT-анализ в исследовании СУ - определение сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды. Последовательность: 1. опр-ть основное напр-е развитие предприятия; 2. оценить силы и рыночную ситуацию, чтобы понять, может двигаться организация в указанном направлении и как это лучше сделать (SWOT-анализ);3. ставятся цели, учитывая реальные возможности. Матрица - Сильные стороны (особенность, опыт, доступ к уникальным ресурсам, технология и оборудование, квалификация, качество продукции, известности торговой марки). Слабые - узкий ассортимент, плохая репутация, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса. Возможности- благоприятные обстоятельства, к-е м. использовать для получения преимущества (ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий). Возможности только  те, к-е м. использовать предприятие. Угрозы- события, наступление которых м. оказать неблагоприятное воздействие (выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, снижение рождаемости). Шаги:  1. Определение сильных и слабых сторон, оценка собственных сил. 1. Составить перечень параметров; 2. По каждому определить, что - сильная сторона , что - слабая; 3. Из всего перечня занести в табл., выбрать наиб. важные и занести в матрицу. Параметры: - Организация (квалификация, заинтересованность в развитии, взаимодействие);- Производство; - Финансы; - инновации; - Маркетинг. Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз - оценка ситуации вне предприятия. Методика такая же. Параметры: - спрос; -конкуренция; - сбыт; -Экономические факторы; -Политические и правовые; - Научно-технич.; - Соц.-демографические;  - Соц.-культурные; - Природные и экологич.; - международные. Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами рынка: 1. Как воспользоваться возможностями, используя сильные стороны? 2. Какие слабые стороны м. помешать? 3. За счет каких сильных сторон м. нейтрализовать угрозы? 4. Каких угроз нужно больше всего опасаться? Для сопоставления возможностей условиям рынка применяется видоизмененная матрица SWOT. Матрица помогает: 1. определить осн. направления; 2. сформулировать осн. проблемы.

31. Метод  исследования взаимодействия факторов, определяющих поведение объектов, характер ситуаций, содержание проблем – применяется при исследовании управления, к-е предназначено для согласования совместной деят-ти людей, обеспечения интеграции деят-ти.Любая проблема / ситуация м.б. представлена в совокупности факторов ее проявления и существования. Все факторы во взаимодействии, к-е раскрывает суть проблемы и подсказывает ее решение. Взаимодействия не всегда заметны, понятны, структурированы, ранжированы. Поэтому н. определить состав и характер взаимодействий. Использование:  четкое выделение факторов по определенным критериям и четкость в понимании взаимодействия. Далее - матрица взаимодействий, к-я д. показать картину существующих и возможных взаимодействий между факторами. Эти взаимодействия м. ранжировать по группам: существенные, несущественные, желательные, нежелательные, устойчивые, неустойчивые. Возможна другая.Матрица показывает существующую картину, пути решения. Таким методом м. исследовать взаимодействия функций и звеньев СУ, факторов повышения эффективности / инновационного развития, взаимодействия ограничений в осуществлении стратегии, неформальные взаимодействия в процессах управления и т. д.

32. Использование  компьютерной техники в исследовании  систем управления Аспекты исп-я 1) Компьютерное представление стимульной информации на дисплее раздвигает возможности проведения экспериментов. 2) Компьютерное управление экспериментом - для разработки схем и режимов. Если скорость обработки информации и выбора варианта программы соизмеримы со скоростью реакций и изменений в организме и психике человека / превышают их, то управление в реальном времени дает возможность более точного результата. 3) Хранение данных - возможность хранения больших объемов; оперативный доступ; оперативная селекция по многим критериям; гибкость в структурировании объемов и принципов организации. 4)Обработка данных - с использованием спец. программ, замена ручной обработки, возможность использовать формализованные процедуры (напр. мат. теорию образов). 5) Компьютерное психологическое моделирование - возможности в имитации жизненных ситуаций (производственных, спортивных, боевых) в лабораторной обстановке, использование их для обучения и тренировки.

33. Методы  интуитивного поиска - нахождение новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем. Происходят из потребностей творчества, неординарного мышления, развитой интуиции, интеллектуальных способностей. Коллективные формы - мозговой штурм и его разновидности. Интуиция - способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций. Это работа подсознания. Способность к интуиции можно развивать, мотивировать и сознательно вызывать. Стратегия случайного поиска - упрощенный анализом информации по обобщенным критериям. Обработку большого количества инфы без классификации. Целенаправленного поиска -формулировку цели обработки инфы, классификацию по целевым факторам, поиск в зонах целевых установок и определенных направлений.Систематизированного поиска - дополнение вышеназванной. Особенность - требует не просто наличия цели, а систематизации поиска по определенной методологии - дерева целей или конкретизации исходной Алгоритмического поиска - алгоритм, установление этапов проведения исследования.Интуитивного поиска - выдвижение и дальнейшая проверка различных идей и гипотез. Их корректность принимается без доказательства. Затем осуществляется их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования, практической значимости и реальности.Интуитивно-целевого поиска- сочетание систематизированного и интуитивного поиска. Различаются сочетанием логики и интуиции, целями исследования и характером проблемы.Важный фактор выбора - наличие информации в начале исследования, возможность и необходимость ее накопления, формы использования. Чем меньше первоначальной инфы, тем больше потребность в стратегии интуитивного поиска.Менеджеру и исследователю менеджмента должна быть присуща готовность к случайности, риску, импровизации. Им необходимо развивать способности улавливать интуитивные сигналы своего мозга, действовать иногда "по наитию".

34. Метод  мозгового штурма применяется при разработке управленческих решений. Сочетание усилий исследователей-фантазеров с аналитиками, системщиками, скептиками, практиками. Цель - поиск широкого спектра идей и решений, выход за границы представлений специалистов узкого профиля. Соединение логики и интуиции. Этапы: Принципы первого: 1. формирование группы из разносторонних личнестей. 3. Создание атмосферы непринужденности. 4. Запрет критики. 5. Запрет обоснования идей. 6. Мотивация идей, снятие ограничений. 8. Регламент времени. 2 этап – анализ: 1. Принцип полноты анализа идей и их обобщения. 2. Принцип аналитического потенциала - группа д. состоять из аналитиков, понимающих суть проблемы. 3. Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей - соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами. 4. Принцип доп. разработки идеи и ее конкретизации. 5. Принцип позитивизма. 6. Принцип конструктивизма- ориентировать идеи на построение концепции, реальность, программу действий. Работа групп д.б. организована и регулироваться в процессе, ведущий м.б. 1 или разные. На 1 этапе - регулирует поле поиска, создает творческую атмосферу, мотивирует генерацию идей. На 2 -стимулирует полемику и критику, точность аргументации, практическую направленность, предельную конкретность, сравнительный анализ, использование расчетов. Целесообразность использования опр-ся оценкой сложности и оригинальности проблемы и наличием специалистов, способных эффективно участвовать в процессах мозгового штурма. При подборе группы н. учитывать типы личностей: Активный генератор - быстро реагирует на проблему, проявляет интерес, позитивно реагирует на критику, не "въедается" в содержание проблемы, проявляет притязания к лидерству. Инертный - невысокий уровень притязаний, значительные способности к творческой работе. Стремится вникнуть в суть, понять истоки, анализирует собственные мысли, требует разогрева. Латентный (скрытый) - склонен к индивидуальной творческой работе, проявляет интерес к постановке проблемы, осторожен в высказывании идей, чувствителен к формулировке идеи, любит высказываться в неформальной обстановке и предлагать идеи после неформальной апробации. Разновидности: метод коллективного обсуждения фиксированных идей - участники фиксируют на карточках идеи, карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке. Каждый должен дать оценку попавшей к нему идее; метод обратного мозгового штурма - группа выявляет проблемы при оценке ситуации, не оценивая возможности их решения; двойного мозгового штурма - подготовительная работа в генерации идей, затем их постановка без анализа и оценки, далее аналитическое обсуждение. Параллельно с творческой группой работают эксперты, следящих за ходом полемики и улавливающих ценные мысл

Информация о работе Шпаргалка по "Исследованию систем"