Шпаргалка по "Исследованию систем"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

1. Исследование в практике управления.
2. Научные и практические исследования.
3. Роль исследований в деятельности человека.

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

27. Методы  экспертных оценок - способ получения инфы для решения управл-х и исследовательских задач ч/з применение спец-х приемов сбора, обработки и анализа сведений. Оценочные, мотивированные экспертные суждения  - экспертные оценки. М.б. индивидуальными и коллективными. Получение индивидуальных  - экспертный опрос; получение, обработка, анализ и обобщение экспертных оценок, вкл. экспертный опрос - экспертиза. Применяется при разработке средне- и долгосрочных прогнозов (напр., структуры потребительского спроса). Наиб. эффективен в сочетании с статистич. методами. Самостоят. исп-е рекомендуется когда нет инфы для колич. расчетов. Эксперт – высококв-ный специалист; качество эксперта - совокупность пок-лей, характеризующих его умение оценивать развитие объекта;тур экспертизы - подготовка, проведение и обработка р-татов опроса; рабочая группа - спецы, к-е организуют проведение экспертизы.Точность оценки зависит от числа экспертов-↓ числа экспертов → к ↓ точности оценок, ↑ числа экспертов затрудняет выявление согласованного мнения. Методы оценки качества экспертов:  1. эвристические – само- и взаимооценка,оценка рабочей группой;  2. статистические - в р-тате обработки суждений экспертов об оцениваемом объекте; 3. тестовые; 4. документальные - анализ данных об экспертах; 5. комбинированные. Опрос экспертов м.б. - индивидуальным / групповым, - очным / заочным, - устным / письменным, интервьюирование / анкетирование. Форма ответов:- колич. оценка;- взвешивание по 10-балльной шкале; - вероятностная оценка; дата наступления события. По частоте проведения - спорадические (от случаю к случаю), / панельные (многократные). Мнение группы надежнее, чем мнение 1 эксперта. Требования: распределение оценок д. б. гладким; 2 групповые оценки д.б. выбранны случайно и близки. Проблемы м.б.: 1) обеспеченные инфой; эксперт - источник достоверной инфы; групповое мнение близко к истинному. 2) знаний мало и н. осторожно подходить к обработке р-татов. Минусы: Экспертные оценки субъективны (устраняются при обработке индивидуальных экспертных оценок) и коллективно-субъективые (не исчезают никогда). Этапы экспертизы: 1. формирование цели (четкое представление кем и для чего н. р-таты), 2.разработка процедуры, 3. формирование группы, 4. опрос, 5. анализ и обработка информации. При обработке исп-ют коэф. конкордации W (оценивает, насколько согласованы ряды предпочтительности). 0 < W < 1(0 - полная противоположность, 1 - полное совпадение ранжировок). Достоверно при W= 0,7...0,8. Малое значение W - отсутствует общность мнений. Для повышения значения W проводят процедуру исключения эксперта с наиб. суммой расстояний. Процедуры экспертных измерений: ранжирование; парные, множественные сравнения (если оправданы качественные оценки по кач. признакам); непосредственная оценка (если целесообразно получить численные оценки объектов) и др.

35. Метод  синектики - мозговая атака проблемы спец. группами проф. специалистов, инженеров, консультантов, экспертов с использованием аналогий и ассоциаций. В пер. с греч. - «совмещение разнородных элементов». У. Гордон в середине 50-х годов XX в. Основан на принципах мозгового штурма, люди предварит. обученные творческим приемам, опр. организация процесса. Механизмы творчества: а) неоперационный- неуправляемые процессы, интуиция и вдохновение; б) операционный - использование аналогий. Операционный механизм ↑ эффективность и создает условия для проявления неоперационного механизма. Этапы: 1) ознакомление с проблемой; 2) уточнение проблемы - превращение ее из как она была дана в как ее н. понимать; 3) решение - взгляд с новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию. Используемые аналогии: 1) прямая- рассматриваемый продукт; 2) личная  - специалист, решающий проблему, моделирует образ нового продукта; 3) символическая- обобщенная; 4) фантастическая. Возможности синтетики ограничены, т.к. она оторвана от изучения объективных закономерностей развития экономики и финансов.

 

36. Методы  проектирования концепций концепция - комплекс положений, связанных общей исходной идеей, опр-щих деят-ть  и напр-х на достижение цели. Помогает объяснять явления и, будучи комплексом основополагающих идей и подходов, организовывать исследования. В области практической деятельности человека она отражает исходные посылки и установки, цель и средства ее достижения. Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования.

 

37. Метод  Мэтчета

Метод Мэтчета  заключается в овладении приемами управления собственным образом  мыслей, корректировки его в соответствии с характером исследовательских  целей и проблем. Это приемы изменения  как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования. Понятие режима мышления отличается от понимания типа мышления. Последний характеризует индивидуальные особенности человека, связанные с его способностями, знаниями, опытом, исследовательским талантом. Режим мышления - сознательная организация мыслительного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы.

Этот метод  разработан Мэтчетом для задач проектирования. Но он имеет универсальный характер и может быть успешно использован  для любых исследовательских задач. Режимы мышления:

Первый режим  мышления заключается в мышлении по основным элементам. Оно заключается  в выделении основных элементов  мысли. ' Мэтчет назвал эти элементы "течтемами". Это название соответствует обратному прочтению имени автора этого метода. Течтемы являются средством осознания исследователем разнообразия действий, которые он может предпринять на каждом из этапов исследования. Мэтчет рекомендует структурировать тсчтемы по семи группам. 
Главное в использовании этого метода заключается в способностях и умениях управлять собственным мышлением, построить такую стратегию и технологическую схему мышления, которая соответствовала бы целям исследования и характеру проблем.

В построении технологии исследования большую роль играют конструктивные вопросы, т. е. такие, которые определяют последовательность развивающегося исследовательского действия, ведущего к ожидаемому результату.

Можно сформулировать для примера один из вариантов  таких вопросов.

  1. Зачем необходимо исследование? Какова цель и потребность?
  2. Что является предметом исследования? Какая проблема?
  3. Существуют ли и каковы ресурсы проведения исследования?
  4. Как организовать псследоки те?
  5. Что дает исследование? Каковы предполагаемые последствия?
  6. Что может быть препятствием в проведении исследования?
  7. Насколько своевременно проведение исследования?

8. Готов ли  персонал к исследованию? 9. Какими  методами можно исследовать ситуацию, проблему, тенденцию и пр.? 
Второй режим мышления в методе Метчета - это мышление стратегическими схемами. Этот режим мышления отражает развитую способность выбирать и строить стратегию, т. е. поставить ясную цель и видеть возможные пути достижения этой цели. Третий режим - мышление в параллельных плоскостях. Это способность исследователя не только мыслить, но и следить за собственными мыслями и действиями, оценивать их определенным образом, определять в процессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать внимание на них.

Четвертый режим-гол (графическое мышление, мышление с  разных точек зрения и в различных  ракурсах видения проблемы.

Пятый режим - мышление образами. Это ассоциативное мышление, способность исследователя отождествить проблему / концепцию, гипотезу, ситуацию с каким-либо образом. Это весьма продуктивное мышление, имеющее большой потенциал открытий в исследовательской деятельности.

 

38. Процесс  планирования исследования систем  управления

Успешное исследование любого элемента и компонента СУ во многом зависит от планирования исследовательских  работ. ^ Планирование исследования СУ - одна из важнейших функций менеджмента любой организации. Серьезный подход к планированию создает основу для получения объективных знаний о системе.

Планирование - это не только умение составить весь порядок действий для осуществления  исследования, но и способность предвидеть всякие неожиданности при выполнении исследовательских работ. Отсутствие плана исследования СУ ведет, как правило, к безвозвратным потерям времени и других ресурсов, а в конечном итоге - к невозможности получения эффективных результатов познавательной деятельности. Планирование обычно носит формально-директивный и достаточно жесткий характер. Однако применительно к исследованиям оно таковым может быть частично, поскольку из-за наличия неопределенностей, которые появляются в ходе проведения исследовательских работ, трудно заранее формализовать все детали и нюансы процесса познания, а также возможные риски и последствия принимаемых при этом решений. Тем не менее планирование необходимо для формирования исследовательских групп и исполнителей, установления и распределения функций, выявления взаимосвязей и взаимодействия между ними, определения необходимых ресурсов и их распределения, установления последовательности проведения исследовательских работ и их контроля.

Обычно каждое исследование, в том числе ^ СУ, должно начинаться с составления программы исследовательских работ.

 При планировании  исследования СУ необходимо руководствоваться рядом принципов, например:

• системность - планирование при соблюдении этого принципа должно учитывать цели исследования, взаимосвязь и взаимодействие всех элементов исследуемых объектов, подразделений и выполнение общего цикла управления при исследовании;

• необходимое участие - при проведении исследований, в зависимости от объектов и масштабов проводимых исследовательских работ, должны принимать плановое участие все, кто связан с этим процессом, т.е. планирование должно быть партисипативным;

• непрерывность - планировать работу так чтобы она осуществлялась постоянно и непрерывно, т.е. плановые работы должны следовать одна за другой;

• гибкость - выполнение этого правила позволяет вносить изменения в направленность плановых работ с учетом возникающих внутренних и внешних воздействий; во многом гибкость планирования может достигаться наличием различного вида ресурсов;

• достаточная значительность - плановые работы должны соответствовать поставленным исследовательским целям и задачам;

• необходимая трудоемкость - трудоемкость плановых работ должна быть соизмеримой с целями и задачами исследования;

• реальность - плановые работы по проведению исследований должны быть реально выполнимыми обеспеченными ресурсами;

• конкретность - все плановые работы должны быть сформулированы ясно, доходчиво и конкретно;

• адресность и ответственность - форма планов должна предусматривать адресную регламентацию ответственных лиц и исполнителей по каждому из мероприятий;

• контролируемость - плановые работы должны предусматривать возможность простого, наглядного и эффективного контроль их исполнения, а также возможность корректировки отклонений от запланированных мероприятий.

Формы представления  планов исследования могут быть различными. Наибольшее распространение получ/ планы следующих видов: матрично-столбцовые, планы-графики, сетевые графики, циклограммы и др

 

39. Программа исследования СУ представляет собой комплекс основополагающих положений проведения исследовательских работ, определяющих цели, задачи, объект, предмет, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его проведения. По существу, она является документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о планируемой исследовательской работе и характеризуется форма конкретизации целей исследования.

Структурно программа, в основном, включает:

  1. титульный лист;
  2. список исполнителей и соисполнителей;
  3. основную часть (обоснование актуальности проведения исследования, его цели и задачи, объект, предмет, ресурсы, методы и используемые технические средства, условия проведения, ожидаемые результаты, календарный план с указанием сроков проведения исследовательских работ; смету затрат; источники финансирования, контроль за ходом исследования)

Содержание структурных  разделов программы должно давать ответы на многие вопросы. В первую очередь это относится к вопросам актуальности и цели проведения исследования. Именно ответы на данные вопросы определяют содержание программы исследования.Организующим документом проводимых исследований СУ следует признать план, в соответствии с которым реализуется программа исследовательских работ. Он представляет собой обоснованный комплекс директивно устанавливаемых параметров и показателей, характеризующих последовательность выполнения ключевых мероприятий по практическому достижению целей и решению задач исследования. План составляется с учетом всех реальных организационных возможностей, выделяемых ресурсов и сроков исполнения.

Формы отображения плановых работ могут быть ориентированны на процесс, результат, процесс и результат.

К первому виду относятся: координационный план, ленточный график; сетевой график; сетевая матрица.

Ленточный график отличается большей наглядностью, чем  координационный план, но эта форма не позволяет отобразить взаимозависимость выполняемых работ.

Ко второму  виду форм планов можно отнести дерево целей.

Третий вид может включать блок-схему процесса управления и логико-информационную схему процесса управления. Недостатком этих планов является отсутствие указаний на взаимосвязь работ, т.е. по данным формам нельзя ответить на некоторые вопросы (например: можно ли какую-либо работу начать раньше? что будет, если отдельные работы буду: выполнены досрочно / позже установленного срока? как это повлияет на сроки начала и окончания других работ?).

Многие из указанных  недостатков можно преодолеть, отображая планы с использованием сетевых методов.

Независимо от формы отображения практически всегда план исследования является конкретным продолжением намеченной ранее программы исследовательских работ. Однако, при выполнении исследований могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, нарушающие технологию плановых работ, обуславливая необходимость корректировки. Поэтому в ряде случаев, особенно при проведении сложных исследовательских работ, следует разрабатывать соответствующие алгоритмы, предусматривающие возможность возвратных операций исследования. Такой подход требует составления гибких исследовательских планов, в которых указываются «диапазонные» сроки выполнения операций.

Информация о работе Шпаргалка по "Исследованию систем"