Шпаргалка по "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 14:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации"

Файлы: 1 файл

Podgotovka_k_zachyotu_po_distsipline.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

А если целей  несколько, то объективно имеется некоторая  структура целей. Структуризация целей может быть произведена как минимум по трем критериям:

по уровню обобщения  или приоритетов (корпоративный, средний  и оперативный уровень);

по направлениям деятельности (финансовые, маркетинговые, разработка нового продукта, информационная оснащенность и т.д.);

по направленности усилий предприятия (развитие, стабилизация). Такая многоплановость целей  объясняется тем, что любое предприятие, как и любая экономическая  система, в принципе является многоцелевым.

  Материал из 2 источника.

Миссия – это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия является комплексной целью, она включает как внутренние, так и внешние ориентиры деятельности фирмы, выражая таким образом суть того успеха, которого должна добиться организация. 

Цели–наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части;

Особое значение миссии для деятельности организации заключается в следующем:

1) миссия  является базисом, точкой опоры  для всех плановых решений  организации, для дальнейшего  определения своих целей и  задач; 2) создает уверенность, что  организация преследует не противоречивые, ясные, сравниваемые цели; 3) миссия  помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; 4) миссия создает понимание и поддержку среди внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т.д.), тех, кто заинтересован в ее успехе.

Содержание  миссии должно включать в себя следующие основные пункты.

1.Описание  продуктов и/или услуг, предлагаемых  организацией.

2.Характеристика  рынка – организации определяет  своих основных потребителей, клиентов, пользователей.

3. Цели организации, выраженные в терминах выживания, роста, доходности.

4.  Технология;характеристика оборудования,технологических процессов, инноваций в области технологии.

5.   Философия: здесь должны быть выражены базовые взгляды на ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации.

6.Внутренняя  концепция, в рамках которой  организация описывает собственное  впечатление о себе, указывая  источники силы, основные слабости, степень конкурентно способности,  фактор выживания.

7.Внешний  образ компании, ее имидж, подчеркивающий  экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, общества в целом. В этой части миссия должна передать впечатление, которое фирма хочет произвести на внешний мир.

Цели в отличии от миссии, выражают отдельные конкретные направления  деятельности организации. Важность определения целей связана с тем, что они: 

Являются  фундаментом для процесса менеджмента  в целом: планирования,организации, мотивации, контроля;

Определяют  способы повышения эффективности  организации;

Лежат в основе принятия любого делового решения;

Служат  руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Типы целей в организации-это экономические и неэкономические. 

К неэкономическим можно отнести социальные цели, например улучшение условий труда. Иногда экономические цели могут отличаться от ожиданий некоторых внутренних или внешних сил организации. Так, акционеры могут быть недовольны тем, что организация повышает расходы на переоборудование цеха, потому что такие затраты не создают краткосрочной прибыли. Люди это самый важный фактор успеха организации, поэтому нельзя забывать об их интересах. 

Экономические цели организации, выраженные в показателе хозяйственной деятельности, можно, в свою очередь, разделить на количественные и качественные. Примере количественной цели - увеличение доли рынка фирмы к 2000 году на 15%. Пример качественной цели - достижение фирмой технологического превосходства в отрасли.

Как экономические так и неэкономические  цели могут быть разделены с точки  зрения периода их достижения кратко -, средне - и долгосрочные. Долгосрочные цели, как правило, не имеют чересчур выраженных количественных характеристик, они в большей степени связаны с миссией фирмы. Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и указывают: 

что должно быть достигнуто (в том числе в количественном выражении); 

когда цель должна быть достигнута;

кто конкретно (какое подразделение организации) выполняет задачу по достижению цели.

Когда цели определены их нужно исследовать  на предмет качества. Главными критериями здесь являются следующие.

максимально возможная конкретность целей. Чем  более конкретно сформулирована цель, тем легче ее достичь. 

Цели  должны быть рассчитаны на приемлемый уровень усилий работников. Достижение целей не должно быть слишком долгим процессом, это означало бы, что фирма недоиспользует свой потенциал. Однако усилия не должны быть чрезмерными, иначе будет утрачен интерес к работе и ослаблена мотивация.

  6.Классификация основных структур управления организацией, их особенности.

Линейная  организационная структура управления (рис.3)

 
Это одна из простейших организационных  структур управления. Она характеризуется  тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

 
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый их которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Оценка результатов деятельности в линейной структуре управления имеет вид треугольника (см. рис. 3).

Поскольку в  линейной структуре управления решения  передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, зав. секцией, начальник отдела, директор магазина; или мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника, поскольку тот другой - начальник "моего" начальника. Схематически линейная структура управления может быть представлена в виде рис.4.

Линейная  организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (табл.1).

 

Преимущества

Недостатки

1) единство и четкость  распорядительства;

2) согласованность действий исполнителей;

3) простота управления (один канал связи);

4) четко выраженная  ответственность;

5) оперативность в  принятии решений;

6) личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

1) высокие требования  к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления;

2) отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;

3) перегрузка информацией,  множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами;

4) затруднительные связи  между инстанциями;

5) концентрация власти  в управляющей верхушке.

Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.

 

 Функциональная  организационная структура управления (рис. 5)

 

Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью  подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций  по конкретным вопросам возлагается  на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные  подразделения (отделы), например отдел  маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.

 
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает  двойное подчинение для исполнителей.

Как видно из рис.5, вместо универсальных менеджеров (см. рис.4), которые должны разбираться и  выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих  высокую компетенцию в своей  области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование).

Такая функциональная специализация  аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Как и линейная, функциональная структура имеет  свои преимущества и недостатки (табл.2). 

Преимущества

Недостатки

1) высокая компетентность  специалистов, отвечающих за осуществление  конкретных функций;

2) освобождение линейных  менеджеров от решения некоторых  специальных вопросов;

3) стандартизация, формализация  и программирование явлений и процессов;

4) исключение дублирования  и параллелизма в выполнении  управленческих функций;

5) уменьшение потребности  в специалистах широкого профиля.

1) чрезмерная заинтересованность  в реализации целей и задач  "своих" подразделений;

2) трудности в поддержании  постоянных взаимосвязей между  различными функциональными службами;

3) появление тенденций  чрезмерной централизации;

4) длительная процедура  принятия решения;

5) относительно застывшая  организационная форма, с трудом  реагирующая на изменения.

Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются  линейно-функциональными структурами.

 

Линейно-функциональная (штабная) структура управления (рис.6)

При такой структуре  управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

 

Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки.

Преимущества

Недостатки

1) более глубокая подготовка  решений и планов, связанных со  специализацией работников;

2) освобождение главного  линейного менеджера от глубокого анализа проблем;

3) возможность привлечения  консультантов и экспертов.

1) отсутствие тесных  взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;

2) недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение как правило не участвует в его реализации;

3) чрезмерно развитая  система взаимодействия по вертикали,  а именно: подчинение по иерархии  управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации.

 

 

 Дивизиональная  организационная структура управления (рис.7)

 

Дивизиональная, или отделенческая (от англ. division — отделение), структура управления — наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления) (рис. 7).

Каждое отраслевое отделение  представляет собой независимое  производственно-хозяйственное подразделение. Такое самостоятельное подразделение  в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления.

Опыт показывает, что там, где важен фактор техники  и технологии, дивизионально-продуктовая  форма управления имеет безусловные  преимущества, но здесь есть свои недостатки (табл.4). 

Преимущества

Недостатки

1) Повышение самостоятельности и ответственности отделений в вопросах максимизации прибыли и завоевания позиций на рынке

1) Рост управленческого  аппарата

2) Возможность появления  конфликтов из-за централизованного распределения ресурсов

 

 

 Матричная организационная структура  управления (рис.8)

 

Матричная структура  управления представляет собой решетчатую организационную схему, построенную  на принципе двойного подчинения исполнителей. При матричной структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., которые образуются для руководства отдельными разработками, проведения специальных работ (рис. 8).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика организации"