Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 05:18, шпаргалка
Работа содержит 30 ответов на вопросы по дисциплине "Экономика организации"
Показатели срочной ликвидности свидетельствуют об уровне платежеспособности, но это соответствие присуще только отчетной дате. Платежеспособность – возможность выполнить свои внешние обяз-ва и продолжить бесперебойную деятельность. Для измерения платежеспособности рассчитываются: К общ. плат-сти= собств. капитал/общие обяз-ва. Если он высокий, то фин риск минимальный. К фин отношений= собств.кап/внешн обяз-ва. К, хар-щий фин стр-ру = собств ср-ва/долгосрочн обяз-ва. К ур-ня возвр долгов обяз-в = балансов П/ выплачив%.
Информация о фин положении интересует различных пользователей. У каждого свои критерии оценки. Для менеджеров наиболее важны оценка эффективности хоз операций, результативность производства. Для кредиторов –оценка перспектив возврата инвестированного капитала. Для поставщиков – возможность быстро и своевременно оплатить поставленные продукцию и услуги. Для анализа применяют коэффициенты, наиболее важные из которых коэф ликвидности, платежеспособности, прибыльности. коэффициенты можно исчислять в динамике, сопоставлять со среднеотраслевыми, с др предприятиями.
10) Коэффициентный анализ. Прибыльность, эффективность использования активов.
Прибыль отраженная Формой 2 является общим показателем прибыльности предприятия. При фин анализе важно наск-ко эффективно используются все средствдля обеспечения массы прибыли.
Прибыль относится к различным частям баланса. Используется балансовая и чистая прибыль. К приб-сти = БП/(долгоср обяз-ва+собств.кап)*100; К приб-сти= ЧП/собств.кап; К приб=ЧП/ все активы; К приб= БП/с/с реализац*100; к приб БП/Выручка *100 (рентабельность продаж; к пиб = ЧП/выручка *100 (налоговая нагрузка).
Эффективность использования активов: использование фондов. К об.мат.зап=выручка/мат.запасы; К обор.т.а.=выручка/тек.активы; К об.недвиж=выручка/недвижим; К об.актив=выручка/все активы. В рыночной экономике важно оценить деловую активность (П/все активы). Для этого используется показатель = рентабельности продаж *К оборачиваемости активов. О нарастании деловой активности свидетельствует превышение темпов ↑прибыли над темпами ↑продаж, а темпы↑ продаж больше темпов ↑ активов. Чтобы оценить влияние факторов на изменение деловой активности используют прием абсолютных разниц.
11) Анализ ДЗ и КЗ.
ДЗ оказывает влияние на фин состояние предприятия. Уровень определяется многими факторами: видом продукции, продолжительностью технологического цикла, насыщенностью рынка данной продукцией, платежеспособностью покупателей. Наиболее распространенный вид расчетов – продажа в кредит. Если ДЗ> КЗ, то дебиторы платят реже, чем предприятие должно платить кредиторам, оборачив ДЗ>обор КЗ в днях, средняя однодневная ДЗ>ср однодн КЗ. Анализ и управление ДЗ предполагает контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости следует рассматривать как положительное явление. Анализ ДЗ предполагает составление сводной табл. В табл отражаются все формы ДЗ. Это м.б. задолженность за товары, переплаты по налогам. В табл все они классифицируются по срокам образования (1 мес, 3-6, 6-год, >года). Анализ ДЗ можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей в динамике. К, хар-щий оборач ДЗ=выручка/ДЗ; Т погаш ДЗ=365/К оь ДЗ; доля ДЗ в общем объеме тек. Активов =ДЗ/тек. Активы; доля сомнительной ЛЗ в ее составе=СДЗ/ДЗ (хар-т кач-во ДЗ).
Существуют рекомендации по управлению ДЗ: -необходимо постоянно контролировать состав расчетов с покупателями; ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты 1; следить за соотношением ДЗ и КЗ (значительное превышение ДЗ потребует привлечения дополнительных дорогих средств, а КЗ>ДЗ приведет к неплатежеспособности предприятия.); предоставлять скидки с цены при условии досрочной оплаты за продукцию.
В условиях инфляции отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие продавец получает лишь часть стоимости реализованной продукции. Методика анализа КЗ аналогична анализу ДЗ. Формируется аналитическая табл, в которой отражены КЗ в целом, в том числе просроченная и по конкретным срокам.
Иногда считается, что ДЗ м.б. любой только не больше КЗ. ДЗ и КЗ во многом определяют текущую потребность предприятия в ден средствах. Тек.фин.потребность=гот.прод, сырье, материалы+ДЗ-КЗ.
12). Методы прогнозирования возможного банкротства
Банкротство – неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, обеспечить платежи в бюджетные и внебюджетные фонды. связано это с превышением суммы обязательств должника над его имуществом или с неудовлетворительной структурой его баланса. Внешний признак: приостановление текущих платежей в течение установленного срока(4 квартала). При прогнозирование возможного банкротства используется: 1) расчет индексов кредитоспособности. Метод Альтмана. Основан на отборе наиболее значимых для хар-ки кредитоспособности показателей многофакторное регрессионное уравнение позволяет рассчитывать индекс кредитоспособнсоти, его критические величины. «-» метода: он приемлем для крупных компаний. Котирующих акции на биржах и имеющих реальную оценку собственного капитала.2) система формализованных и неформ показателей. Критерии, которые при определенных условиях могут стать значимыми. Эти показатели не являются показателями отчетности, но требуют анализа. 3) прогнозирование показателей платежеспособности. Это к тек ликв, К обесп.обор.ср-ми хар-щий долю обор собственных средств в общем кол-ве обор средств= собств ср-ва (пассив)- внеоборотные активы (актив)/ обор.активы. основание для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предпрятие неплатежеспособным – на конец периода Ктек.ликв и К обесп.СОС ниже нормативных значений. Для признания предприятия потенциальным банкротом К обесп.фин.обязател.активамим =краткоср.обяз-ва+долгоср.
13) Анализ формирования и выполнения производственной программы.
Экономическое поведение предприятия зависит то спроса на рынке на его продукцию. Если рынок не насыщен, то оно может продавать то, что производит. При насыщении рынка и усилении конкуренции сбыт определяет цели предприятия. При комплексном анализе производства и реализации продукции можно выделить шаги: 1)анализ выполнения договоров предыдущего периода, их выгодность для предприятия, возможность и необходимость их продления; 2) выявление дополнительных сегментов для реализации своей продукции ,если целесообразно увеличение ее производства; 3) оценка выполнения договоров по объему, качеству ритмичности. Источники информации для анализа: Ф№5-з, Ф№1 – п идр. Производственная программа формируется на основе заключенных договоров и технологических особенностей. Факторный анализ базируется на взаимосвязи прибыли, объема производства, цен и затрат на него. анализ производится по каждому отдельному договору. П от договора=кол-во* Цена –(Мат.затр+Опл.тр)-расх. на усл.поставщ. Влияние каждого из этих факторов на П определяется последовательной заменой факторов. При оценке выполнения производственной программы по ассортименту (перечень наименований с указанием кол-ва по каждому из них) используется метод наименьших % или средних%.К ассртим=Впфакт (сумма продукции каждого вида, но не более планового их выпуска)/ВП (запланированный). Анализируется и стр-ра производимой продукции. При анализе объема продаж используется товарная, реализованная, валовая, натуральная, усл-натуральная продукция.
14) Анализ ритмичности, технич уровня и качества продукции.
Соблюдение графика пр-ва означает ритмичный выпуск. Составление графика зависит от типа производства, длительности производственного цикла. При массовом выпуске однотипной продукции и при коротком цикле ритмичность определяется на час, смену. Сутки. С длит циклом на неделю, декаду, месяц. Критм=Впфакт/ВП. Анализ качества – ОТК. Информация: сведения ОТК, патенты, акты испытаний. Процесс оценки тех уровня: - выбор показателей, хар-щих свойства анализируемой продукции. Качество анализируют по ИСО. В зависимости от деятельности предприятия используют соответствующую систему управления качеством. Обобщающие показатели (удельный вес новой продукции в ее выпуске, удельный вес сертифицированной продукции, доля экспортируемой продукции) и косвенные (штрафы, устаревшее оборудование, низкая квалификация). Кспециализ=проф.прод/общ.
15) Обобщение резервов роста объемов производства и реализации продукции
При подсчете выявленных внутренних резервов ↑объема произ-ва и реализации продукции целесообразно использовать этот подсчет по основным факторам задействованным в производственном процессе: труд, основн и обор капитал. Улучшение использования труда: создание дополнительных рабочих мест, ликвидация потерь рабочего времени, ↑производительности труда, ↑квалификации, улучшение структуры персонала. Использование ОФ: укомплектация новых рабочих мест оборудованием, ликвидация потерь простоя оборудования, совершенствование стр-ры ОФ. Улучшение использования оборотных средств: снижение норм расхода сырья и материалов, ↓ энергоемкости продукции, импортозамещение.
Для подсчета резервов их на до ранжировать. Установить каким является анализируемое производство: материало-, энерго-, трудоемким. Это определяется на основе анализа стр-ры затратооснование резервов начинают с факторов определяющих основную величину затрат. Расчет резервов производится по каждому возможному фактору производства
16. Алгоритм анализа уровня затрат на реализацию продукции.
Очень важно в процессе управления затратами их деление на постоянные и переменные. Переменные зависят от объема производства и продажи продукции (з/п, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). постоянные не зависят от динамики объема производства и продажи продукции (амортизация, арендная плата, расходы, связанные с управлением и организацией производства и т.д.)
Линия затрат представляет собой уравнение первой степени У = а + bx, где У - сумма затрат на производство продукции, а – абсолютная сумма постоянных расходов, b – ставка переменных расходов на ед. продукции (услуг), х – объем производства продукции (услуг).
Для эффективного управления затратами используется разные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно-регрессионном анализе, селективный, построенный на содержательном анализе каждой статьи и элемента затрат.
Анализ с/с продукции обычно начинается с изучения полной с/с продукции в целом и по основным элементам затрат.
Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за:
- объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ)
- ее структуры
- уровня переменных затрат на ед. продукции (bi)
- суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А)
Зобщ = ∑( VВПобщ*Удi* bi) = А.
В свою очередь с/с продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (тр/емк, матер/емк, ф/емк, энер/емк) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией.в целях более объективной оценки деятельности предприятий и более полного выявления резервов при анализе с/с продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого факт.кол-во потребленных ресурсов на производство продукции нужно умножить на изменение ср. уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить: ∆Зц = ∑(∆Цi*Рiф)
∆Зр = ∆Зобщ - ∆Зц
Важный обобщающий показатель с/с продукции - затраты на ед. продукции. Он определяется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.
Следующий этап анализа – изучение выполнения плана и определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя.
Факторная модель удельных затрат на рубль продукции (УЗ) выглядит следующим образом: УЗ = зобщ/ВП = ∑(VВПобщ* Удi* bi) + А/∑(VВПобщ*Удi*Цi).
Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль продукции рассчитывается способом цепной подстановки.
После этого можно установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли. ∆Пхi = ∆Узхi*∑(VРПiф*Цiпл).
17. Анализ структуры и динамики с/с.
Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является с/с продукции, работ, услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности, темпы расширения воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Объектами анализа с/с продукции являются следующие показатели:
Полная с/с в целом и по элементам затрат
Затраты на рубль продукции
с/с отдельных изделий
отдельные статьи затрат
затраты по центрам ответственности
планирование и учет с/с на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на соц. нужды, амортизация ОС, прочие затраты.
Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы, покупны изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия, основная и дополнительная з/п, отчисление на медицинское и социальное страхование рабочих, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, потери от брака, коммерческие расходы.
Различают прямые и косвенные затраты; на явные и неявные.
Прямые – связаны с производством определенных видов продукции. Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции.
Косвенные – связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе.
Явные – издержки принимаемые форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.
Неявные – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица.