Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2014 в 20:18, шпаргалка
1. Сущность экономики предприятия. Содержание дисциплины, ее связь с другими. Цели и задачи изучения.
2. Отраслевая структура эк-ки и пром-ти РБ
3. Экономическая среда функционирования: сущность, факторы, субъекты.
1. Сущность экономики
В широком смысле эк-ка – область чел-кой деят-ти, кот. служит удовлетворением потребностей чел-ка. Эк-ка предпр. – деятельность предприятия, связанная с потреблением ресурсов, в произв-ве и реализации продукции. Понятие "эк-ка предпр." употребляется применительно к описанию хоз. жизни на микроуровне. Среди многих эк-ких наук выделяют теор. и прикладную часть. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основу теоретических знаний составляют эк-кие з-ны и закономерности, т.о. познается функционирование нар.хоз-ва отраслей и отдельных предприятий на их сущностном уровне. Предметом эк-ки предпр. явл. хозяйствование на микроуровне в его конкретном приложении (в системе эк-ких связей и отношений). Эк-ка предпр.отрасли имеет целью изучения отдельного предприятия в системе различных связей, в том числе отраслевых. Эк-ку предпр. часто называют прикладной наукой, т.е. ориентированной на практику. В связи с этим выдел. 2 цели данной науки: 1) развить экономическое мышление 2) сформировать целостное представление об эк-ке предпр. Основные задачи дисциплины: 1) ознакомление с предприятием как элементом эк-кой системы; 2) изучение стр-ры потенциала предприятия по всем его составляющим; 3) изучение эк-кого механизма предпр.; 4) познание методов управления производством на предпр. 5) овладение инструментарием, которым пользуются экономисты и руководители предприятий в сфере управления производством. Дисциплина "эк-ка предпр.отрасли" – комплекс знаний о законах, средствах и правилах хозяйствования. Она включает изучение объектов, процессов и способов хозяйствования с целью создания и потребления матер. и духовн.благ. Связана она с технологическими дисциплинами, статистикой и др.дисциплинами, вытекающ из знаний об эк-ке предпр.
1а Методы и принципы исследования экономики предприятия
В эк-ке предпр. используются методы стат.наблюдения и сравнительного анализа. Данные методы дают возможность накапливать и сопоставлять частные и обобщающие эк-кие показатели, анализировать развитие предпр., сравнивать рез-тат его деятельности с показателями др. хозяйствующих субъектов. Т.е. эк-ка предпр. предполагает проведение аналитических вычислений, которые можно назвать "количественным методом". На основе данных методов оценивается деятельность предпр. и строятся прогнозы. Т.о. эк-ка предпр.отрасли призвана способствовать разработке грамотных хозяйственных решений. При исследовании эк-ки предпр. следует руководствоваться следующими принципами: 1) ясность изложения. Т.к. эк-ка – гуманит.наука, то изложение результатов д.б. понятно каждому. 2) ограниченность познания, но не в смысле примитивности, а в смысле того, что нельзя объять необъятное. 3) достижение оптимума в направлениях теоретич. и практич. описания действительности; 4) разносторонность трактовок. Особенно сложно достигнуть единства трактовок научных категорий при изучении общественных наук, которые в категории превращают обыкновенные слова.
1б. Формы и методы хозяйствования
Хозяйствование можно назвать целенаправленным процессом принятия решений об использовании ограниченных ресурсов. Процесс принятия решений – процесс выбора альтернативы, который направлен на решение комплекса задач. В процессе хозяйствования сталкивается многообразие экономических интересов: интересы потребителей и интересы производителей, государства. Формы хозяйствования – это эк-кие явления, находящие отражение с помощью эк-ких категорий. Можно выделить так называемые общесоциальные формы хозяйствования (государства, индивид, группа работников, коллектив, общество) и эк-кие формы, которые должны отражать суть эк-ких явлений. Эк-ка предпр.отрасли должна способствовать выведению из общепризнанных форм хозяйствования те, которые порождены экономическим механизмом (прибыль, цена, налог, з/п). Методы хозяйствования – приемы, способы, рычаги, которые изменяют, приобразуют хоз.деятельность.
2. Отраслевая структура эк-ки и пром-ти РБ
Отраслевая стр-ра (удельный вес каждой отрасли в общем объеме) может изучаться с помощью системы показателей, хар-щих: 1) количественное соотношение отраслей; 2) производственные связи м/у ними; 3) структурные сдвиги м/у ними. Количественные соотношения могут представляться по следующим показателям: 1) по общему объему производства; 2) по численности работающих; 3) по стоимости капитала (гл.образом основных фондов). Производственные (межотраслевые) связи – взаимоотношения отраслей по распределению и потреблению продукции, направляемые в др. отрасли для последующей переработки. Основной показатель, хар-щий межотраслевые связи – это удельный вес продукции, направляемые в др. отрасли для дальнейшей переработки. Исследования межотраслевых связей неразрывно связаны и с анализом внутриотраслевых связей. Межотраслевое потребление в широких масштабах часто ведет к присоединению отдельных предприятий и к образованию кластеров, т.е. совокупности предприятий, взаимосвязанных по различным направлениям деятельности. Показатель, хар-щий внутриотраслевые связи, это удельный вес продукции внутри производственного потребления. Для выявления изменений в отраслевой структуре могут использоваться след.показатели: 1) разность удельных весов отраслей – они показывают на ск-ко процентных пунктов увеличился или уменьшился удельный вес соответствующей отрасли. 2) темп роста удельных весов отраслей – хар-ет интенсивность изменения отраслевой стр-ры. U=У1/У0. У1 – удельный вес отрасли в отчетном периоде, У0 – в базовом периоде. 3) отраслевой коэф. опережения применяется в основном при анализе отраслевой стр-ры промышленности. Он показывает во сколько раз быстрее (медленнее) развивается данная отрасль, чем промышленность (или эк-ка) в целом. Коi=Тi/T(отр)п. Тi – темп развития отрасли в данном периоде, Т(отр)п – индивидуальный рост промышленности (эк-ки) в данном периоде. Важным методом изучения и планирования, взаимосвязи и пропорций м/у отраслями является составление материальных балансов. В них отражаются все ресурсы определенных видов продукции и их распределение. Отраслевая стр-ра эк-ки на соврем этапе развития РБ сложилась след.образом: промышл. – 30%, с/х – 9%, строительство – 7%, транспорт и связь – 12%, торговля и общепит – 12%, прочие – 30%.
Общественное произ-во в любой стране представляет собой материальные и нематериальные формы и общая тенденция развития эк-ки – ускоренное развитие непроизводственной сферы (оказание услуг и выполнение работ). Соотношение отраслей промышленности определяет ее отраслевую структуру. Каждая отрасль может развиваться в тесной взаимосвязи с др. Классификация отраслей промышленности проводится по следующим признакам: 1) по эк-кому назначению выпускаемой продукции все отрасли промышленности принято разделять на 2 группы: группа А (отрасли, изготавливающие средства производства), группа Б (отрасли, производящие предметы потребления); 2) по характеру воздействия на предмет труда: добывающая (добыча и заготовка природного сырья и не меняет их свойств), обрабатывающая (воздействует на предметы труда, изменяя их физико-химические свойства); 3) по функциональному назначению: отрасли, производящие промежуточные продукты (предметы труда), конечную продукцию (орудия труда и предметы потребления); 4) отрасли по стр-ре издержек производства: фондоемкие отрасли, трудоемкие, материалоемкие, энергоемкие, наукоемкие.
2а. Современные тенденции развития эк-ки. Сфера услуг РБ
В эк-ке РБ также наблюдается рост доли произв-ва услуг в ВВП. Выделяют следующие виды услуг: деловые услуги, услуги связи, строительные услуги, инженеринговые, дистрибьютерские, общеобразовательные, услуги по защите окр среды, финансовые услуги включая страхование, услуги здравоохранения, туризм, услуги в обл орг-ции досуга, культуры и спорта, транстортные услуги. Наиб рспростр в РБ получили ЖКХ услуги, услуги связи, посажирского транспорта, бытовые услуги (85% от общего объема оказ услуг). Важнейшей хар-кой сферы услуг в РБ явл. их экспорт. Значительный удельный вес в экспорте услуг занимают услуги деловые, профессиональные и технические (примерно 30% всего экспорта). В сфере услуг большую роль играет становление информационного сектора. ИПК представлен след структурой: издательское дело, полиграфия, торговля печатной продукцией. ИПК в системе межотраслевых связей связан через торговлю с основными потребителями продукции. Наибольший удельный вес в объеме потребления продукции занимают отрасли сферы нематериального производства (культура – 50%, образование – 20%, наука – 15%). Тесные связи с различными отраслями предопределяют потребность в определенной номенклатуре и ассортименте выпускаемой продукции. Можно выделить номенклатуры ИПК: книжные издания, журнальные, красочно-изобразительные, газеты, бланочные и прочая. В ИПК РБ в части предприятий подведомственных Министерству информации книжно-журнальная продукция занимает порядка 85%, красочно-изобразительная – 2%, бланочная – 3%. Имеется тенденция к расширению ассортимента выпускаемой издательской продукции, увеличивается количество изданный книг в расчете на одного жителя. Однако при этом имеется тенденция к уменьшению среднего тиража одной книги. Происходит изменение в структуре книжного выпуска с точки зрения тематики и целевого назначения издания.
3. Экономическая среда
Каждое предприятие стремится обеспечить себя соответствующими ресурсами, соответствующими условиями. Ресурсы и условия, обеспечивающие производство по отношению к хозяйствующим субъектам делится на: 1. условия производства, они существуют безотносительно к тому имеет место процесс производства или нет. Условиями производства принято называть: материально-вещественные предпосылки производства (земля, сырьевые ресурсы, энергия и т.д.), созданные человеком предпосылки производства (техника, технология, средства связи), личные условия, общественные условия- экономические (размещение территории, рынки), политико-правовые и социальные (гос. власть, отношение собственности, законодательство). 2. ресурсы предприятий – это категория уровня хозяйствующих субъектов, это то чем реально владеет хоз. субъект и что использует в своей производственной деятельности. Всю среду функционирования предприятия подразделяют на: Внутреннюю и внешнюю. Внутренняя среда предприятия – это средства производства, предметы труда, информация, персонал и другие ресурсы, результатом взаимодействия которых является готовая продукция. Внешняя среда предприятия – это потребители, поставщики производ элементов, органы гос-го правления, населения в целом. Данные элементы также определяют эффективность и целесообразность функционирования предприятия. Предприятие функционирует при сложившихся экономических условиях, которые определены государственными законами, действующими в области экономики и другими нормативно-правовыми актами. Компетенция государства и границы его вмешательства в работу предприятия состоят в следующем: контроль за доходами предприятия и уплатой налогов, контроль за санитарным состоянием производства, назначение и технический уровень производства (соблюдение стандартов), правовая защита наемного персонала и некоторые другие стороны деятельности предприятия.
3а. Сущность предпринимательской деятельности и общесоциальные формы хозяйствования.
Предпринимательство – активная деятельность людей с целью получения дохода на вложенный труд и капитал. Все многообразие предпринимательской деятельности м.б. классифицировано по разл признакам: 1. По виду и назначению: производственная, коммерческая, финансовая, консультационная и др. Все виды данной предприним деятельности могут функц раздельно или вместе. 2. По форме собственности: частная, государственная. 3. По кол-ву собственников: индивид, коллективная. Выбор формы зависит от след условий: сфера деятельности, достоинств тех или иных форм производства, состояния рыночной конъюнктуры. Конкретная форма пр-ва часто опред наличием капитала. К объединениям предприятий относят концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышл группы. Концерн – многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятие через опред упр-е. Вход и выход субъектов в концерн добровольный. Ассоциации – добровольная форма объединения предприятия, кот позвол им входить в другие объединения. Консорциум – объединение предпр с целью совместн проведения крупных финанс операций. Синдикат – объединение с целью сбыта продукции предпр одной отрасли для устранения излишней конкуренции. Картель – соглашение м-ду предпр по ценам, рынкам сбыта. Финансовые пром группы – объед промышл банковского, торгового и др капиталов. Все крупные субъекты – партнерства и корпорации. Мелкие предпр – частно-предприн фирмы.
4. Предприятие, как субъект хозяйствования. Характерные черты производственного предприятия.
Предприятие – самостоятельный субъект хозяйствования с правом юридического лица, которое содеется с целью выпуска продукции, оказания услуг. Можно выделить следующие аспекты понятия предприятия: правовое, социологическое. техническое, организационно-экономическое. Правовое понимание предприятия полагает организационное объединение (как юрид лица) для производства продукции (работ, услуг). Социологическое. В нем исходят из того, что на предприятие люди производят целенаправленные действия в определенном трудовом коллективе. В техническом понимании в центре ставится техническое оснащение, как неотъемлемая часть современного производства. Организационно-экономическое предполагает рассмотрение сути принятия различных решений по поводу производства и реализации продукции. Основная цель предприятия: удовлетворение материальных и духовных потребностей общества и на этой основе получение прибыли. К задачам функционирующего предприятия относится: возмещение затрат и получение дохода владельцами предприятия, обеспеч потребителей продукцией в соответствие с рыночным спросом, обеспеч выплаты заработной платы персоналу. Создание нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников, выполнение экологической функции (охрана окружающей среды). Прежде всего предприятия определяют: куда, в какую сферу (отрасль) можно с выгодой вложить капитал; как, при помощи каких средств и механизмов можно обеспечить постоянное наращивание капитала. Для выполнения таких действий нужно создание первоначального производственного потенциала предприятия и его развитие. Составляющие потенциала: 1. основной капитал (включает производственные мощности, их структуру, загрузку, инфраструктуру). 2. оборотный капитал (предмет труда). 3. персонал предприятия (квалифицированные возможности творческого развития). Характерные черты производственного предприятия: 1. Производственное предприятие – это обособленная организация, специализирующаяся на изготовление нужной потребителю продукции. 2. Основу предприятия составляют люди от усилий которых зависят результаты работы предприятия. Функции предприятия: конкретизируется и уточняется в зависимости от размера предприятия от отраслевых принадлежностей, от наличия соц. инфраструктуры, от форм собственности, от взаимоотношений с местными органами власти (по поводу уплаты налогов, внесения обязательных и добавленных взносов в бюджет). Предприятие несет ответственность перед финансовыми органами за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери. За счет выручки от реализованной продукции оно производить оплату расхода на организацию и развитие производства.