Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике труда".
7. Качественные
характеристики трудового
Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется:1.состоянием
здоровья трудоспособного населения,
показателями его психо-физиологического
развития; 2.профессионально-
Компоненты трудового потенциала |
Объекты анализа и соответствующие им показатели | ||
Человек (работник) |
Предприятие (организация) |
Общество | |
Здоровье |
Трудоспособность. Время отсутствия на работе из-за болезней |
Потери рабочего времени из-за болезней и травм. Затраты на обеспечение здоровья персонала |
Средняя продолжительность жизни. Затраты на здравоохранение. Смертность по возрастам |
Нравственность |
Отношение к окружающим |
Взаимоотношения между сотрудниками. Потери от конфликтов |
Отношение к инвалидам, детям и престарелым. Преступность, социальная напряженность |
Творческий потенциал |
Творческие способности |
Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений, новых изделий на одного работающего. Предприимчивость |
Доходы от авторских прав. Количество патентов и международных премий на одного жителя страны. Темпы научно-технического прогресса |
Активность |
Стремление к реализации способностей. Предприимчивость | ||
Организованность |
Аккуратность, рациональность, дисциплинированность, бережливость, обязательность, порядочность |
Потери от нарушений дисциплины. Чистота. Исполнительность |
Качество законодательства. Качество дорог и транспорта. Соблюдение договоров и законов |
Образование |
Знания. Количество лет учебы в школе и вузе |
Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих. Затраты на повышение квалификации персонала |
Среднее количество лет обучения в школе и вузе. Доля затрат на образование в госбюджете |
Профессионализм |
Умения. Уровень квалификации |
Качество продукции. Потери от брака |
Доходы от экспорта. Потери от аварий |
Ресурсы рабочего времени |
Время занятости в течение года |
Количество сотрудников. Количество часов работы за год одного сотрудника |
Трудоспособное население. Количество занятых. Уровень безработицы. Количество часов занятости за год. |
При определении социально-
Образование является подсистемой социально-экономического устройства общества, поэтому глубина и скорость рыночных изменений ее формы и содержания тесно связаны с глобальными процессами, которые происходят в обществе, в его производительных силах и производственных отношениях. Практика показывает, что, несмотря на рыночные реформы в образовательной сфере (формирование рынка образовательных услуг, коммерциализация деятельности, развитие альтернативных форм образовательных учреждений относительно традиционных структур, дифференциация образовательных услуг по срокам и уровням иерархии, развитие формального и неформального образования и т.п.), их реализация осуществляется недостаточно интенсивно.
Фундаментом рыночных отношений является рынок труда, который можно определить как механизм взаимодействия покупателей и продавцов, олицетворяющих спрос на труд и его предложение. Особенности современного этапа движения экономики к рынку связаны с ростом требований к качеству рабочей силы, которая на всех фазах своего воспроизводства является основным потребителем дифференцированных видов продукции на рынке образовательных услуг. Между рынком труда и рынком образовательных услуг существует взаимосвязь, так как спрос на рабочую силу определенного качества на рынке труда оказывает воздействие на объем, содержание, структуру образовательных услуг в той или иной экономической системе.
8. Профессиональное
обучение, его виды, формы, роль
в формировании системы
Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих:
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:
Обязательный минимум
содержания каждой основной общеобразовательной
программы или основной профессиональной
программы (по конкретной профессии, специальности)
устанавливается
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:"бакалавр", "дипломированный специалист", "магистр". Формы получения образования: в образовательном учреждении – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Основной задачей дополнительного образования в пределах каждого уровня профессионального образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста. На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы: профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор; состояние материально-технической базы обучения; программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения; качество преподавательских кадров; финансовое обеспечение; качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование; приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы; конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе. Система образования: гибкость и маневренность системы образования, инертность. Виды проф.подготовки: обучение и получение первичн. специализации; повышение квалификации; переподготовка, основ. На новых знаниях. Непрерывное образование-формирование и развитие личности, предусматривающее сопровождение человека всю его жизнь, способ. Его развитию. Предусматривает не только повышение квалификации и переподготовку, но и стимулирование самообразования всегда.
9. Понятия об экономически активном населении и его занятости.
Экономически активное население – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных (по отношению к обследуемому периоду).
Уровень экономической активности населения рассчитывается по формуле:
,
где ЭАН - экономически активное население (рабочая сила), ЭАН=З+Б, Н - общая численность населения.
Занятость – это деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им заработок, трудовой доход.
Кроме того, занятость – всеобщая категория общественного производства, охватывающая совокупность отношений по участию людей в общественно полезном труде.
Количественно занятость характеризуется уровнем занятости, т.е. отношением численности занятых к численности экономически активного населения (в процентах).
Занятыми считаются граждане:
9. являющиеся учредителями (участниками) организаций, кроме общественных, религиозных, благотворительных.
10. Виды и формы занятости, их развитие в России; гибкие формы занятости.
Занятость бывает: полной, продуктивной, социально-полезной, рациональной, эффективной.
При полной занятости все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.
Рациональная занятость - это разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.
При продуктивной занятости население занято в общественном производстве, это занятая часть экономически активного населения, что соответствует методологии Международной Организации Труда.
Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.
Эффективная занятость - это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда (в т.ч. рабочего времени), при минимальных социальных издержках.
Формы занятости – это организационно-правовые условия трудоиспользования.
Классификация форм занятости
Признак классификации |
Формы занятости |
Форма собственности на средства производства |
Труд по найму, предпринимательство, самозанятость (ремесленничество, ЛПХ) |
Место выполнения работы |
На предприятии (фирме), на дому, вахтовым методом |
Регулярность трудовой деятельности |
Постоянная, временная, сезонная и эпизодическая |
Режим работы |
С жестким и гибким графиком |
Легитимность трудоустройства |
Формальная (зарегистрированная) и неформальная |