Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике труда".

Файлы: 1 файл

Шпора для экзамена (58 вопросов).doc

— 621.50 Кб (Скачать файл)

 

17. Цель и  содержание государственной политики  занятости.

Цель  государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения.

 

 

 

 

 

18. Основные  меры по реализации активной  политики занятости.

Политика  занятости – научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда. Политика занятости имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти.

Политика занятости  имеет свои особенности по странам, включает комплекс экономических, социальных, правовых мер по регулированию внутренних отношений занятости и внешних  с другими странами по поводу миграционного обмена с международным рынком рабочей силы. В России политика занятости в современных условиях пока не имеет четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер, обеспечивающих рациональную занятость, направлена в основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы, оказание социальной помощи безработным.

Активные меры политики занятости:

1) Сдерживание увольнения  работников и стимулирование  создания новых рабочих мест  на предприятиях всех форм  собственности с помощью рычагов кредитной и налоговой политики. Стимулирование роста занятости за счет создания новых рабочих мест стало в ряде стран ЦВЕ новой функцией фондов страхования по безработице. При этом в первую очередь поощряется прием на работу лиц, направляемых на предприятия службами трудоустройства.

2) Организация общественных  работ, связанных с уборкой  и ремонтом коммуникаций и  т.п. Подобные работы финансируются  из соответствующих фондов занятости  или непосредственно из бюджетных  средств и обычно проводятся  в области строительства и ремонта дорог и коммуникаций, коммунально-бытового обслуживания, благоустройства территорий, охраны природы и т.п. Однако учитывая дефицит бюджетных средств и низкую инвестиционную способность экономики большинства стран ЦВЕ, применение этой формы ограничено.

3) Стимулирование развития  мелкого и среднего предпринимательства.

4) Финансовая помощь  безработным, желающим открыть  свое дело.

5) Привлечение целевых  кредитов международных финансовых  организаций.

6) Решение проблемы  трудоизбыточных районов, в частности за счет стимулирования территориального перемещения рабочей силы.

Одной из действенных мер по реализации активной политики занятости населения являются ярмарки вакансий рабочих и учебных мест.

 

19. Федеральная  государственная служба занятости населения (ФГЗСН) и центры занятости, их цели, задачи, функции.

1. Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на: 
оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; 
разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; 
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; 
организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; 
осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании. 
Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы. 
2. Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. 
3. На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. 
4. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения. 
5. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Социальная поддержка безработных граждан, ее формы.

Государственные гарантии социальной поддержки безработных:

  • бесплатная профориентация, профподготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское обслуживание и освидетельствование;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • обеспечение социальной поддержки в виде выплаты пособий по безработице, стипендий (при направлении на обучение), единовременных выплат и других видов материальной помощи (дотаций на оплату жилья, коммунальных услуг, транспорта, детских дошкольных учреждений и т.д.).

Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных безработными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Особенности  регулирования занятости населения  в странах с развитыми социально-рыночными  отношениями.

Во Франции регулированием занятости занимается широкая сеть государственной службы управления. Организационная структура системы обеспечения занятости включает следующие управления: министерство отношений и национальной солидарности, пять межминистерских комитетов занятости: 1) занятости 2) профессиональной подготовки и социальной адаптации 3) по устройству территорий 4) помощи развития местного хозяйства 5) по промышленной перестройке.

Высшим комитетом занятости  утверждается решение Национального  Фонда Занятости о распределении  средств между регионами такими, где имеются количественные и  квалифицированные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы. В его состав входят представители высших органов власти, профессиональных и межпрофессиональных организаций и профсоюзов.

Государственная политика занятости реализуется через  национальное агентство занятости, ассоциацию по профессиональной подготовке взрослого населения и национальный межпрофессиональный союз по вопросам занятости и торговли.

Национальный фонд занятости  и фонд экономического и социального  развития занимаются финансированием государственных программ помощи потерявшим работу, переподготовки, компенсации частной безработицы, модернизации, конверсии и децентрализации производства.

Во Франции развита  система льготирования. Так предприятиям в зависимости от количества рабочих мест устанавливаются льготы при покупке земли, премии на занятость работников.

Широко осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса, как во Франции, так и в других развитых странах. Правительство оказывает  содействие  развитию ремесленного производства. Ремесленники обеспечиваются кредитами, льготность которых находится в прямой зависимости от количества вновь созданных рабочих мест в течение всего максимального срока его предоставления.

Во Французской системе  регулирования занятости особое место занимает комплекс мер, как и в США, который предусматривает сокращение рабочей недели, установление лимита сверхурочных часов, определение количества праздничных и отпускных дней, повышение возрастного уровня вступления в состав рабочей силы, понижение пенсионного возраста до 60 лет. По контракту можно заключить так называемый «прогрессивный» выход на преждевременную пенсию. Во Франции действуют курсы для подготовки 16-18-летних работников.

В Италии проблема массовой безработицы является чрезвычайно острой. Именно поэтому государство принимает конкретные практические меры, направленные на сокращение безработицы  и расширение занятости в первую очередь молодёжи.

Эти мероприятия сводятся к следующему:

  1. Предоставляются определённые  льготы в области налогообложения тем предприятиям, которые принимают на работу молодых безработных.
  2. Оказание материальной помощи и содействие молодым безработным, которые намереваются работать не по найму.
  3. В Италии был принят закон, целью которого было увеличение занятости населения за счёт расширения приёма на работу в режиме неполного рабочего времени и найма молодёжи  в возрасте от 15 до 29 лет по трудовым соглашениям о профессиональном обучении и труде.
  4. Целью следующего закона было содействие созданию промышленных, сельскохозяйственных предприятий и предприятий в сфере обслуживания. Согласно этому закону создаваемые молодыми работниками в возрасте 18-19 лет компании и кооперативы получают субсидии от государства на создание новых предприятий.
  5. В Италии создан фонд компенсации заработков платы, который даёт возможность предприятиям переждать циклические колебания рыночного спроса на их продукцию, на осуществление технологической рекомендации, не прибегая к массовым увольнениям.

В Италии, как на уровне государства, так и на уровне областей, ведущих поиски новых форм и способов стимулирования занятости, применяется субсидирование вновь создаваемых кооперативов, организация областных информационно-консультативных служб в дополнение к государственным учреждениям, ведающих трудоустройством.

США.

В системе регулирования  занятости, функционирующей в США,  выделяется такое направление как  формирование спроса на рабочую силу. При этом государство использует следующие регулирующие меры:

1. Меры по увеличению предложения рабочих мест: дотации, направляемые правительством предпринимателям при найме рабочей силы, использующей особые затруднения с трудоустройством; увеличение предложения  рабочих мест в сфере услуг, и стимулирование предприятий малого бизнеса; создание рабочих мест ведомствами по делам труда в рамках «программы общественных работ».

2. Меры по распределению трудовых нагрузок: увеличение возраста вступления в трудовую жизнь, прекращение найма иностранной рабочей силы, расширение возможностей раннего выхода на пенсию; сокращение рабочего времени: развитие частичной занятости как неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, разделение рабочих мест и т.д.

3. Меры по сохранению рабочих мест. Правительство применяет систему льготного налогообложения, выплачивает дотации предпринимателям за сохранение рабочих мест.

Япония.

Государственная политика занятости в Японии имеет немало общего с аналогичной политикой  западно-европейских стран и США. Однако есть и различия. Если на западе и в США государство принимает  ответственность на себя по борьбе с безработицей, обучению и переобучению рабочей силы, то в Японии государству помогают крупные предприятия.

Большое влияние на государственную  политику занятости в Японии оказывает  и специфика японской системы  взаимоотношений труда и капитала. В её основе лежат три момента:

  • Пожизненный наём рабочих гарантирует работнику непрерывную работу на данном предприятии до его выхода на пенсию.
  • Особая заработная плата - заработная плата повышается в зависимости от возраста и от стажа.
  • Пофирменные профсоюзы – рабочие объединены в профсоюз, действующий только в рамках данного предприятия.

Важным направлением японской государственной политики регулирования занятости населения  является меры по стабилизации положения  работников пожилого возраста.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"