Система налогообложения предприятий общественного питания и торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:21, реферат

Описание работы

В налоговой системе РФ важное место занимают налоги с предприятий торговли и общественного питания. Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по объёму деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека. Предприниматели зачастую не способны сохранить свой бизнес только потому, что не могут реально оценить влияние экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ. ..5
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ (ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ)...8
ГЛАВА 3.ПОРЯДОК РАСЧЕТА НАЛОГОВ. 10
3.1. Налог на добавленную стоимость. 10
3.2. Налог на прибыль организаций. 14
3.3. Единый социальный налог. 18
ГЛАВА 4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ТОРГОВЛИ……………………………................................................................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Налогообложение предприятия общественного питания.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Законодательством определены две группы плательщиков ЕСН.

Первая - лица, производящие выплаты физическим лицам. К ним  относятся: организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. Вторая - индивидуальные предприниматели  и адвокаты. Эти плательщики не используют труд наемных работников. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Для каждой группы налогоплательщиков установлены свои элементы налогообложения.

Первая группа налогоплательщиков. Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу своих работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Не признаются объектом налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход  права собственности или иных имущественных прав, а также выплаты, не принятые к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций (для организаций) или не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей и физических лиц). Индивидуальные предприниматели не начисляют и не уплачивают налог в части сумм налога, зачисляемый в ФСС РФ.

Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый  период в пользу своих работников, в денежной или натуральной форме. При расчете налоговой базы в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) она учитывается в стоимостном выражении по рыночным ценам с учетом НДС и акцизов на день их получения работником.

При определении налоговой  базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они осуществлены. В частности, налоговая база рассчитывается при полной или частичной оплате товаров, работ, услуг, имущественных прав для работника или членов его семьи, оплате коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплате страховых взносов.

Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года. Приказом МНС России от 27 февраля 2001 г. N БГ-3-07/63 "Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога (взноса) и порядка ее заполнения" налогоплательщикам - работодателям рекомендовано применять эту форму в практической работе. При определении доходов работника социальные, стандартные и имущественные вычеты не учитываются.

Определенным категориям работодателей предоставляются  налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога.

От уплаты ЕСН освобождаются:

- организации любых  организационно - правовых форм - с  сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового  периода 100 тыс. руб. на каждого  работника, являющегося инвалидом  I, II и III группы;

- перечисленные ниже  категории налогоплательщиков - работодателей,2 если сумма выплат на каждого работника не превышает 100 тыс. руб. в год:

общественные организации  инвалидов, их региональные и местные  отделения, если инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% среднесписочной численности;

организации, уставный капитал  которых полностью состоит из вкладов общественных организаций  инвалидов и в которых среднесписочная  численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы  в фонде оплаты труда не менее 25%;

учреждения социально-культурной сферы, включая учреждения для оказания правовой и иной помощи инвалидам, если эти организации инвалидов являются единственными собственниками имущества.

Иностранные граждане и  лица без гражданства, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей или наемных работников и не имеют права на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств социальных внебюджетных фондов, освобождаются от уплаты ЕСН. Если иностранный гражданин или лицо без гражданства на основании заключенного с ним трудового договора имеет право на социальное обеспечение или получение медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования, то у работодателя возникает обязанность уплаты ЕСН на суммы выплат, производимых в пользу такого работника, но только в той части, которая подлежит зачислению в соответствующий внебюджетный социальный фонд.

Не платят ЕСН российские фонды образования и науки  с суммы выплат гражданам РФ в виде грантов, предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и аспирантам государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Вторая группа налогоплательщиков. Объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налогооблагаемая база налогоплательщиков второй группы определяется как сумма их доходов за налоговый  период как в денежной, так и  в натуральной форме от предпринимательской и профессиональной деятельности в РФ за вычетом расходов по данной деятельности. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль организаций. Например, индивидуальные предприниматели могут уменьшить объект налогообложения на сумму материальных затрат, связанных с извлечением дохода. При этом суммы налога на имущество физических лиц, которые уплатил предприниматель, принимаются к вычету только в том случае, если это имущество непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Если физические лица не могут документально подтвердить  свои расходы, которые связаны с  деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. В случае перехода индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.

 

 

 

ГЛАВА 6.ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  РАЗЛИЧНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ  И ТОРГОВЛИ. 

         Рассматривая деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания, нельзя не остановиться на едином налоге на вмененный доход (далее – ЕНВД). Сегодня общепит – отрасль народного хозяйства, во многом законодательно не урегулированная и множество аспектов и бухгалтерского, и налогового учета требуют специальной доработки. Использование ЕНВД снимает часть вопросов у организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в общепите. Ведь уплата организациями ЕНВД предусматривает замену уплаты налога на прибыль, на имущество и единого социального налога.

Кроме того, плательщики ЕНВД не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

ЕНВД регулируется положениями  гл. 26.3 НК РФ. Отметим одну особенность: применение этого налогового режима не может быть добровольным, то есть с момента введения субъектом федерации на своей территории ЕНВД организации и предприниматели, осуществляющие виды деятельности, попадающие под «вмененку», переводятся на уплату ЕНВД в обязательном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться, в частности, в отношении:

– оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания (за исключением оказания услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения) с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется».

То есть, налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере  оказания услуг общепита одновременно через объекты организации общественного  питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м. и через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей свыше 150 кв. м., подлежат переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД только в отношении деятельности в сфере оказания услуг общепита, осуществляемой ими через объекты с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м. Об этом говорится в Письме ФНС России от 09.03.2005 г. №22–1–12/315 «О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход».

К категории объектов организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

К категории объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, относятся киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания.

Статьей 346.27 НК РФ установлено, что услуги общественного питания  – это услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

Статья 346.27 дополнена  новым абзацем, вступившим в силу с 1 января 2008 года, согласно которому к услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 и 4 п. 1 ст. 181 НК РФ, то есть за исключением алкогольной продукции и пива. Разъяснения по этому поводу приведены в Письме Минфина Российской Федерации от 03.07.2007 г. №03–11–04/3/246.

При отнесении платных  услуг к услугам общественного  питания следует руководствоваться  Общероссийским классификатором услуг  населению ОК 002–93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. №163, в соответствии с которым к услугам общественного питания в целях применения ЕНВД относятся услуги питания и услуги по организации досуга.

В целях применения ЕНВД к услугам общественного питания  следует относить услуги ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярдов), оказываемые организациями общественного питания в залах обслуживания посетителей. По мнению Минфина, услуги по изготовлению кулинарной продукции, а также по продаже продукции собственного производства, осуществляемой вне помещения организации общественного питания, не подлежат переводу на уплату ЕНВД.

Рассмотрим некоторые  нюансы, касающиеся налогообложения  ЕНВД деятельности организаций общепита.

Если организация общепита производит готовую кулинарную продукцию и обслуживает работников, например, завода в столовых, помещения и технологическое оборудование которых предоставлено заводом за его счет, необходимо обратить внимание на следующее.

Если помещения заводских  столовых предоставлены в пользование  организации общественного питания на основании договора аренды или иного аналогичного договора, то организация общепита может являться плательщиком ЕНВД в том случае, если площадь зала обслуживания посетителей не превышает 150 кв. м.

Комбинат питания оказывает  услуги общественного питания промышленной организации. При продаже питания работникам этой организации по пониженным ценам комбинат питания несет убытки, которые возмещаются промышленной организацией. Будет ли облагаться ЕНВД деятельность комбината питания в рассматриваемой ситуации?

В своем письме №ЕД-4-3/355@ от 17 января 2012г. ФНС РФ сообщила о  том, что в 2012 году отмены системы  налогообложения в виде ЕНВД федеральным  законодательством не предусмотрено.  
Налоговики напоминают, что согласно статье 346.26 НК единый налог на вмененный доход устанавливается Кодексом, а вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.   
Отмечено также, что данный режим налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Хозяйствующие субъекты, оказывающие какие-либо услуги, для  определения вида оказываемых услуг руководствуются Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002–93. Согласно этому документу к услугам общественного питания относятся платные услуги, квалифицируемые по кодам подгрупп 122000 – 122706.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно – правовые акты:

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28 июля 2004 г.)
  2. Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности",
  3. Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"
  4. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" (не вступил в силу)
  5. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ, вступающего в силу по истечении месяца со дня официального опубликования) статья 12 настоящего Кодекса вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
  6. Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ статья 16 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
  7. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 сентября 2000 г. N С5-7/УЗ-987 "О части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о Федеральном законе о введении в действие этой части Налогового кодекса Российской Федерации"
  8. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
  9. от 31 августа 1999 г. N 44 "О некоторых вопросах применения налогового законодательства".
  10. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 1994 г. N С1-7/ОП-373 "Обзор практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства"
  11. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
  12. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 602;
  13. Приказом МНС России от 27 февраля 2001 г. N БГ-3-07/63 "Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога (взноса) и порядка ее заполнения"
  14. Приказом Министра РФ по налогам и сборам от 31 октября 2000 г. N БГ-3-12/375

Информация о работе Система налогообложения предприятий общественного питания и торговли